Борьба с международным терроризмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение аспектов борьбы с терроризмом. Преследуется решение следующих задач:
1. Определить как регулируются на разных международных уровнях вопросы борьбы с терроризмом;
2. Дать уголовно-правовую характеристику терроризма;
3. Раскрыть вопросы международного сотрудничества по борьбе с терроризмом;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава I. Международно-правовое регулирование борьбы с международным терроризмом……………………………………..……………………………………5
§1 Универсальный уровень регулирования……………………………………...9
§2 Региональный уровень регулирования…………………………………........15
Глава II. Реализация международных норм о борьбе с международным терроризмом…………………………………………………………………………19
Глава III. Реализация международных норм о борьбе с международным терроризмом в РФ………………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………………………38

Файлы: 1 файл

КУрсовая по МП.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

План:

 

Введение……………………………………………………………………………….3

 

Глава I. Международно-правовое регулирование борьбы с международным                       терроризмом……………………………………..……………………………………5

 

§1 Универсальный уровень регулирования……………………………………...9

 

§2 Региональный уровень регулирования…………………………………........15

 

Глава II. Реализация международных норм о борьбе с международным                                 терроризмом…………………………………………………………………………19

 

Глава III.  Реализация международных норм о борьбе с международным терроризмом в РФ………………………………………………………………….26

 

      Заключение………………………………………………………………………….36

 

     Список использованной литературы……………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Терроризм относится  к числу самых опасных и  труднопрогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Именно поэтому я  выбрал темой своей курсовой –  «Борьбу с международным терроризмом», как одну из актуальнейших на сегодняшний день.

Масштабы терроризма и его межгосударственный характер сделали совершенно необходимым  налаживание международной системы  противодействия ему, координацию  усилий различных государств на долгосрочной основе и на самом высшем уровне, создание международных организаций по борьбе с ним.

Терроризм, давно выйдя  за национальные рамки, приобрел международный  характер. Он стал эффективным  и  уж, конечно, эффектным орудием устрашения и уничтожения в извечном и  непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием, осознанием и ощущением жизни, своими нравственными нормами, своей культурой.

Терроризм встроен в  насильственную преступность. Его уровень  и конкретные формы проявления представляют собой показатель, с одной стороны, общественной нравственности, а с другой – эффективности усилий общества и государства по решению наиболее острых проблем, в частности по профилактике и пресечению самого терроризма.

Целью данной работы является освещение аспектов борьбы с терроризмом. Преследуется решение следующих задач:

1. Определить как регулируются  на разных международных уровнях вопросы борьбы с терроризмом;

2. Дать уголовно-правовую  характеристику терроризма;

3. Раскрыть  вопросы международного сотрудничества по борьбе с терроризмом;

4. Выявить аспекты реализации международных норм о борьбе с международным терроризмом в РФ

При написании данной курсовой, мной были использованы работы таких авторов как Антонян Ю.М. и его работа «Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование», Салимов К.Н. «Современные проблемы терроризма», Чуфаровский Ю.В. «Терроризм – глобальная проблема современности», Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью, а также были использованы материалы научно – практической конференции журнала «Государство и право» под названием «Терроризм: психологические корни и правовые оценки», в которой принимали участие многие видные отечественные ученные, непосредственно занимающиеся изучением проблем терроризма, и ряд международных актов - Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, Резолюция Совета Безопасности 1333 (2000),Резолюция Ген Ансамблеи 39/159 , Концепция коллективной безопасности государств — участников Договора о коллективной безопасности , Декларация совещания министров «восьмерки» в Оттаве по борьбе с терроризмом и ряд иных источников, а так же информацию с интернет порталов по заданной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Международно-правовое регулирование борьбы с международным                       терроризмом

Навсегда останется в памяти человечества варварские атаки террористов, приводившие к гибели тысяч ни в чем не повинных людей, граждан многих государств. Все человечество склонило в скорби свои головы. Эти жертвы не должны оказаться напрасными. Необходимо, чтобы произошедшее было должным образом осознанно человечеством и, прежде всего, теми, кто определяет политику государств. 
       Нет сомнений в том, что все виновные должны предстать перед судом международного сообщества и понести заслуженное наказание. Но есть и другая сторона, которую умышленно или подсознательно оставляют в стороне. Речь идет об ответственности руководителей государств, которые своей политикой содействовали созданию    благоприятной для терроризма  среды. 
       Как известно, в Великобритании и Канаде были созданы условия для широкой деятельности террористических организаций. В Германии готовились кадры квалифицированных террористов. Свою долю ответственности несет и Россия. Она не приложила необходимых усилий для мобилизации поддержки международного сообщества в борьбе против иностранной террористической интервенции в Чечне. Достаточно было бы перекрыть каналы финансирования, чтобы прекратились страдания чеченского народа. Ответственность за Чечню несут и западные державы, которые много и не без основания говорили о нарушении прав человека, но не подумали о том, чтобы воспрепятствовать финансированию террористов. 
Наиболее значительна ответственность американского руководства. Основной очаг международного терроризма – режим талибов был создан при их поддержке. Дальнейшее развитие событий подтвердило давнюю мудрость – не рой яму другому, сам в нее упадешь. Оглядываясь на события, предшествовавшие теракту 11 сентября, нельзя не удивляться поведению руководителей США. Ведь еще до этого был совершен целый ряд террористических актов, как в США, так и против их учреждений за рубежом. Погибли сотни людей. Казалось бы, проще простого было бы перекрыть каналы финансирования терроризма. Но даже это не было сделано. Причина видится в позиции банков, которые на отмывании грязных денег получают от  30    до 40%. 
До сих пор конвенция о борьбе с финансированием терроризма1 ратифицирована лишь несколькими государствами и не вступила в силу. Многими странами не ратифицированы конвенции о борьбе с терроризмом. Особенно негативной оказалась позиция сената США, который не дал согласия на ратификацию большинства конвенций такого рода. До сих пор не ратифицирован и договор о правовой помощи по уголовным делам с Россией. Резко негативную позицию заняли США в отношении Статута Международного уголовного суда. 
Привлечение того же бен Ладена и его сообщников к ответственности перед Международным уголовным судом имело бы совершенно иной эффект, чем просто акт возмездия. Нельзя не учитывать, что мертвый бен Ладен будет опасней, чем живой. Международный судебный процесс позволил бы авторитетно продемонстрировать преступность терроризма, его несовместимость с основами любой человеческой морали, включая догматы ислама. 
Сегодня речь должна идти о создании условий, которые бы предельно ограничили возможности международного терроризма. Произошедшая трагедия показала, что даже могущественное государство не в состоянии в одиночку обеспечить безопасность своих граждан. Это вносит новые моменты в концепцию как национальной, так и международной безопасности. Главное состоит в том, что как та, так и другая могут быть обеспечены лишь коллективными усилиями государств. 
На первый план выдвигается борьба против международного терроризма, который стал главной угрозой жизни и здоровью людей, а также стабильности мировой экономической и политической систем. Ныне это одна из глобальных проблем. 
Успешное решение проблемы зависит от упрочения законности как на международном, так и на национальном уровне. В качестве одной из главных задач Декларация тысячелетия ООН поставила: “Повысить уважение к верховенству права как в международных, так и во внутренних делах…”2. Выражена также решимость “предпринять согласованные действия против международного терроризма и как можно скорее присоединиться ко всем соответствующим конвенциям”3
Приходится, однако, констатировать наличие серьезного препятствия на пути к достижению этих целей. Оно видится в низком уровне международно-правового сознания основной массы политических деятелей. Выступая на заседании Американского общества международного права, известный юрист А. Герсон заявил: “Нет сомнения в том, что многие члены конгресса от обеих партий ни в грош не   ставят международное право…”4. 
        Позиция президента России Медведева Дмитрия Анатольевича по рассматриваемой проблеме была сформулирована достаточно четко: «Россия выступает за широкое сотрудничество в борьбе с терроризмом. Главное внимание следует обратить усилению роли ООН и Совета Безопасности. Необходимо заключение всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом. Конференция европейских министров юстиции поддержала предложение России о разработке глобальной антитеррористической конвенции в рамках ООН»5
       То обстоятельство, что борьба с терроризмом должна вестись на основе международного права и под руководством ООН подтверждается резолюциями Совета Безопасности. Совет принял решение о санкциях в отношении Движения талибов в связи с поддержкой им международного терроризма.6 Решение Совета Безопасности обязало государства принять следующие меры: обеспечить запрет финансирования террористических организаций, положить конец деятельности по вербовке террористов и их вооружению, добиться скорейшего присоединения всех государств к международным конвенциям по борьбе с терроризмом и обеспечить их полное осуществление. Учрежден специальный орган для контроля за выполнением решения7
       Кроме ратификации существующих и разработки новых конвенций о борьбе против терроризма предстоит решить и другие международно-правовые проблемы. Прежде всего, необходимо установить ответственность государств за все виды содействия терроризму. Начать этот процесс целесообразно с принятия соответствующего решения  Совета Безопасности. 
       Необходима четкая квалификация актов международного терроризма. Ныне по этому    вопросу существуют  две позиции. 
       Одна из них изложена в резолюции ПАСЕ 2001 г.: Любые антитеррористические действия “должны соответствовать конвенциям ООН и резолюциям Совета Безопасности и иметь своей целью привлечение к суду вдохновителей, организаторов и спонсоров этих преступлений, а не поспешное наказание”8
Другая позиция принята НАТО. Генсек НАТО изложил ее так: “Совершенные против США теракты будут рассматриваться как действия, предусмотренные 5-й статьей Вашингтонского договора, квалифицирующей вооруженное нападение на одну или несколько стран альянса как нападение на всех его членов”9
Решение проблемы видится в следующем. В принципе борьба с международным терроризмом должна вестись уголовно-правовыми методами в соответствии с международными конвенциями. Ответственность несут физические лица. 
В случае если террористические действия поддерживаются государством, то оно несет за это международно-правовую ответственность и к нему применимы контрмеры, а в случае необходимости и санкции по решению Совета Безопасности ООН. 
        Поведение вооруженных формирований, утвердившихся на части территории государства и не подконтрольных ему, не рассматривается как деяние этого государства и оно не несет за их действия ответственности. В случае совершения этими формированиями террористического акта против иностранного государства последнее вправе применить вооруженную силу в порядке самообороны, поставив в известность         Совет  Безопасности. 
        Думается, что последние события заставят руководителей государств с большим вниманием относиться к международному праву. Первые признаки этого уже имеются. Первоочередной задачей государств будет создание международной коалиции по борьбе со всеми   формами терроризма.

 

 

 

 

§1 Универсальный уровень регулирования.

История борьбы с терроризмом  началась с решений  Первого Международного Конгресса уголовного права, состоявшегося в 1926 году в Брюсселе. Их реализацией явилась серия конференций, посвященных проблеме терроризма. Были сделаны попытки выработки понятия международного преступления в целом и терроризма в частности.

Этапным в становлении  международного сотрудничества в борьбе с терроризмом стал 1937 год. В Женеве была принята Конвенция о предупреждении и пресечении терроризма. В силу она не вступила, но оказала важное значение на последующую практику. В частности, на характер и содержание принятых значительно позже Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года и Европейскую конвенцию по борьбе с терроризмом 1977 года10.

Первая половина ХХ века в связи с событиями Мировых  воин и последующим распадом мирового сообщества на два враждебных лагеря не смогла принести ощутимых результатов  в антитеррористической борьбе.

Начиная с конца 60-х  годов, значительно увеличилось количество террористических актов против официальных представителей государств и международных организаций. Имели место захваты заложников, убийства крупных политических деятелей. Все это способствовало созданию обоснованного общественного мнения об эскалации терроризма в мире. Террористические акты стали совершаться и против обычных граждан. Это потребовало от мирового сообщества усиления сотрудничества по борьбе с этими преступлениями. При ООН в 1973 году был создан Специальный комитет по международному терроризму. По его инициативе Генеральная Ассамблея ООН в 1984 году приняла специальную резолюцию "О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах". Эта резолюция отвергла все концепции, оправдывающие факты международного терроризма11.

Мировое сообщество в  конце 60-х—начале 70-х гг. было поставлено перед необходимостью активизировать противодействие актам международного терроризма. Активизировалось сотрудничество государств в борьбе с терроризмом.

Систематизируя имеющуюся  практику координации усилий мирового сообщества в вопросах противодействия  актам террора, следует отметить, что в ее основе лежит ряд универсальных международных конвенций. В их числе:

— Конвенция о преступлениях  и некоторых других действиях, совершенных  на борту воздушного судна (1963)12;

 — Конвенция о  борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971)13;

 — Конвенция о  предотвращении и наказании преступлений  против лиц, пользующихся международной  защитой, в том числе дипломатических  агентов (1973)14;

 — Конвенция о  борьбе с захватом заложников (1979)15;

 — Конвенция о физической защите ядерных материалов (1980)16;

— Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными  против безопасности морского судоходства (1988)17;

 — Конвенция о  борьбе с бомбовым терроризмом  (1997)18;

 — Конвенция о  маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1999)19;

 — Конвенция о  борьбе с финансированием терроризма (1999)20.

           В 1990 году в Гаване состоялся Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности, который уделил особое внимание, среди прочих проблем, на террористическую деятельность, имеющую транснациональный характер. Таким образом, было обращено внимание на устойчивый международный характер террористической преступности.

События второй половины ХХ века, характеризующиеся всплеском  террористической деятельности, привели к созданию международной нормативной базы сотрудничества. На сегодняшний день действуют 12 универсальных международно-правовых актов и 7 региональных соглашений. Эти документы создают полноценную основу для борьбы с преступностью.

Основные усилия по международному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом предпринимаются  в рамках международных организаций и мнениях ученых, правоведов и политиков, которые выработали основополагающие программные итоговые документы. Рассмотрим некоторые из них.

История конца XX -начала XXI веков еще раз подтвердила справедливость утверждения Л.Н. Галенской о том, что центр тяжести в этой борьбе должен находиться во внутригосударственной области, а международная имеет только вспомогательный характер21.

Первоначально проявления терроризма были выделены исследователями  в виде следующих конкретных видов:

- авиационный терроризм; 

- преступления против  лиц, пользующихся международной  защитой; 

- захват заложников.22

И конвенционный механизм был запущен именно по этим направлениям. Авиационный терроризм в международном праве квалифицируется как незаконный захват воздушных судов и другие незаконные акты против безопасности гражданской авиации. Первым международно-правовым актом, регламентирующим борьбу с преступлениями, совершенными на борту воздушного судна, была Токийская конвенция 1963 года. Конвенция охватывала широкий круг незаконных актов против воздушного транспорта.23

После нескольких террористических актов, совершенных против гражданских  самолетов западных стран в сентябре 1970 года, мировое сообщество 16 сентября этого же года заключило в Гааге Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов.

В соответствии со ст. 1 Конвенции  преступлением считается незаконное, путем насилия или угрозы применения насилия или путем любой другой формы запугивания, захват воздушного судна или осуществление контроля над ним, либо попытка совершить такие действия, либо соучастие в таком действии.24 По конвенции право уголовного преследования представляется государству, чей самолет угнан в случае выдачи ему преступника, либо государству, на территории которого приземлился самолет.25 Наказанию подлежат и соучастники преступления. Статья 7-ая закрепила норму, ставшую чрезвычайно значимой для всех международно-правовых актов, посвященных борьбе с преступностью: "либо выдай, либо накажи": "…государство, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, если оно не выдает его, обязано без каких-либо исключений и независимо от того, совершено ли преступление на его территории, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования".26 Это положение должно было обеспечить неотвратимость наказания.

Конвенция предусматривает  ответственность и за покушение  на совершение преступления. Недостатком этой конвенции является ограничение преступного деяния захватом и угоном воздушного судна, или "хайджекингом".

Этот недостаток был  исправлен Монреальской конвенцией. Она была заключена 23 сентября 1971 года и посвящена борьбе с незаконными  актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Подтвердив принцип "либо выдай, либо накажи", Монреальская конвенция расширила перечень преступных деяний.27

В 1973 году в Риме под  эгидой ИКАО проходила международная  конференция по воздушному праву. Она должна была разработать нормы об ответственности государств за несоблюдение принципов обеспечения безопасности воздушных сообщений, закрепленных в Гаагской и Монреальской конвенциях. В связи с противодействием СССР такому подходу конференция потерпела неудачу.28 В ответ на это страны семерки в 1978 году договорилась в Бонне о коллективных санкциях в виде полного бойкота воздушных сообщений в отношении тех государств, которые отказывались выполнять правила "либо выдай, либо накажи", предусмотренное

Гаагской конвенцией в отношении угонщиков.29 В 1981 году бойкот был применен против Афганистана, против Южно-Африканской республики - его угроза. В конце 80-хх на основании этого неофициального соглашения бойкот был объявлен против Ливии, которая обвинялась в организации террористического акта, повлекшего взрыв бомбы на борту рейса 103 самолета авиакомпании "Пан-Америкэн" в декабре 1988 года, в результате которого погибло более 70 человек.

24 февраля 1988 года Монреальская  конвенция была дополнена Протоколом  о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию.30

Информация о работе Борьба с международным терроризмом