«Большая восьмерка», ее место и роль в регулировании мирохозяйственных связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Экономические отношения между странами зародились еще в глубокой древности. В мире уже не осталось ни одной страны, которая бы в какой-то мере не касалась экономических отношений с другими странами.
Сейчас, современный мир переживает фундаментальные и динамичные перемены, глубоко затрагивающие интересы различных государств. Для этого существуют межгосударственные экономические организации, которые являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Общая характеристика «Большой восьмерки» как
международной организации ……………………………………….. 5
Глава 2. История возникновения и этапы развития ………………………… 8
Глава 3. Механизм деятельности «Большой восьмерки»
в мирохозяйственных связях ……………………………………….. 11
Глава 4. Участие России в деятельности «Большой восьмерки» ………….. 14
Заключение ……………………………………………………………………. 16
Библиографический список ………………………………………………….. 18

Файлы: 1 файл

мировая экономика.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 

Введение ………………………………………………………………………  3

Глава 1.  Общая характеристика «Большой восьмерки» как

               международной организации ………………………………………..   5

Глава 2.  История возникновения  и этапы развития …………………………  8

Глава 3.  Механизм деятельности «Большой восьмерки»

               в мирохозяйственных связях ………………………………………..  11   

Глава 4. Участие России в деятельности «Большой восьмерки» …………..   14

Заключение …………………………………………………………………….   16

Библиографический список ………………………………………………….. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономические отношения  между странами зародились еще в  глубокой древности. В мире уже не осталось ни одной страны, которая  бы в какой-то мере не касалась экономических  отношений с другими странами.

Сейчас, современный мир  переживает фундаментальные и динамичные перемены, глубоко затрагивающие  интересы различных государств. Для  этого существуют межгосударственные экономические организации, которые  являются стабильными объединениями  государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

         Несмотря на существенный вклад  в разрешение проблем глобального  управления, "Большую восьмерку"  в последнее время все сильнее  критикуют за не эффективность, недостаточно широкое представительство, а также за действительный или мнимый недостаток легитимности.

          "Большая восьмерка" сегодня  стала одним из ключевых механизмов  в регулировании глобального  рынка и в регулировании глобальных  международных отношений. Более того, это один из центров, где вырабатывается концептуальное восприятие будущего международных отношений или основы так называемого нового мирового порядка. Можно говорить о том, что, по крайней мере, в экономической сфере она сегодня играет, куда большую роль, чем такие признанные международные институты, как, например, Совет Безопасности ООН и ее экономические органы.  Таким образом, рассмотрение данной темы  сейчас представляется актуальным.

 Также, актуальность  проблематики обусловила цель контрольной работы- выявить мето и роль «Большой восьмерки» в ее деятельности, выявить проблемы   и рассмотреть участие России в  ее составе.

       Кроме  того, изучение места и роли «Большой восьмерки» в регулировании мирохозяйственных связей имеют как теоретическое, практическое значение для понимания последующего учебного материала.

       Практическая  ценность работы состоит в  том, что изучение данной темы, позволит сформировать более  глубокое представление о сущности  и специфики данного института.

       Теоретическая  ценность состоит в том, что  данная работа  расширит и углубит  имеющиеся представления об этой  международной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика «Большой восьмерки» как международной  организации

 

Национальная экономика  каждой страны является частью мирового хозяйства. И экономические проблемы стран рассматриваются с учетом международных экономических отношений, так называемые проблемы открытой экономики.

Наиболее распространено понимание мирового хозяйства как совокупности национальных хозяйств отдельных стран, взаимосвязанных системой международного разделения труда, торгово-производственных, экономических и политических отношений.

          В этом определении основными составными частями выступают национально обособленные страны вне зависимости от того, идет их производство на внутренний или внешний рынок.

Поэтому необходимо понимать, что мировое хозяйство – это  не просто сумма отдельных национальных хозяйств, имеющих контракт друг с  другом, а качественно новое образование, которое функционирует на основе взаимодействия отдельных национальных хозяйств в различных формах рыночной деятельности на базе согласованных единых правил и стандартов конкуренции при должном обеспечении фундаментальных национальных интересов и приоритетов.

Мировое хозяйство –  это результат исторического  развития, мирового взаимопереплетения национальных хозяйств. В настоящее  время процесс формирования мирового хозяйства еще не завершен. Результатом  его развития должна стать интерсистема планетарного уровня (глобальная экономическая система), аналогичная современным национальным хозяйствам. Естественно, что формирование и развитие мирового хозяйства связано с действием социально-экономических факторов: международного разделения труда, развития средств транспорта и связи, миграции капитала.1

Результатом функционирования мирового хозяйства является повышения эффективности  использования ресурсов в каждом государстве, ускорение темпов экономического роста во всем мире. Мировое хозяйство представляет собой глобальный экономический организм, состоящий многих стран.

         В современных условиях, когда  глобализация и интернационализация  международных отношений стали  основными тенденциями мирового  развития, все большую роль в  мировом сообществе играют международные политические институты, среди которых выделяется «Большая восьмерка» или «Группа восьми». Эта «Группа» занимает особое место в регулировании мирохозяйственных связей, ее деятельность постоянно находится в центре внимания мировой и региональных политических элит, а также глобальных и национальных средств массовой информации.

        Большая восьмерка  (Group of eight, G8) – международный клуб, объединяющий правительства ведущих  демократических государств мира. То есть, это не международная организация классического типа, а форум лидеров семи крупнейших экономик западного мира и России. Иногда ее ассоциируют с «советом директоров» ведущих демократических экономических систем. Отечественный дипломат В.Луков определяет ее как «один из ключевых неформальных механизмов координации финансово-экономического и политического курса» США, Японии, ФРГ, Франции, Италии, Великобритании, Канады, России и Европейского союза.

         На нее  приходится 14% населения Земли, 65% мирового  ВВП, 60% мирового торгового оборота, 75% всех военных расходов и 99% ядерного арсенала. Члены клуба имеют право решающего голоса в ключевых международных финансовых институтах.2

        Роль «восьмерки» в регулировании мирохозяйтсвенных связей определяется экономическим и военным потенциалом входящих в нее держав.

       У «восьмерки» нет своего устава, штаб-квартиры и секретариата. В отличие от неформального, но более широкоформатного Всемирного экономического форума, она не имеет департамента по связям с общественностью или даже своего вебсайта. Тем не менее, Большая восьмерка является одним из важнейших международных актеров в современном мире. Она стоит в одном ряду с такими «классическими» международными организациями как МВФ, ВТО, ОЭСР.

          Ценность «Большой восьмерки» заключается в том, что в современном мире главы государств настолько заняты, что у них не бывает возможности выйти за рамки общения с узким кругом приближенных лиц и рассмотрения самых насущных, текущих проблем. Саммиты «восьмерки» освобождают их от этой рутины и позволяют шире, чужими глазами взглянуть на международные проблемы, давая реальную возможность для налаживания понимания и координации действий.

       Таким образом,  можно сказать что группа «Большой  восьмерки» все-таки определяет современные тенденции развития мировой экономики, подключается к проектам международных организаций и сама дает импульс для урегулирования важнейших экономических вопросов. «Гибкость» «Восьмерки», ее способность адекватно и мобильно реагировать на изменения в мировой экономике позволяет ей быть в центре дискуссий по самым актуальным международным проблемам.

Другой отличительной  ее чертой является то, что если позиции  сторон по каким-либо решениям не совпадают, то реализация этих решений будет  осуществляться государствами добровольно в рамках национальных систем  или  на двусторонней основе.

 

 

 

Глава 2. История возникновения и этапы развития

 

        Своим появлением «Большая восьмерка» обязана серии крупных международных событий, приведших к кризисным явлениям в мировой экономике в начале 1970-х.

        Данный элитный «клуб» возник в 1975 г как объединение западных стран После присоединения к нему Российской Федерации и привлечения к его деятельности Китая, Индии, Бразилии, ЮАР и некоторых других стран «клуб» приобрел черты неформального международного института, имеющего значительно более широкий масштаб деятельности, чем в период его возникновения и становления.

      Группа («Большая шестерка») сформировалась в ноябре 1975 года на совещании глав государств и правительств ведущих западных стран (Франция, США, Великобритания, ФРГ, Италия и Япония), созванном в Рамбуйе по инициативе президента Франции В. Жискар д’Эстена. Год спустя в этот «клуб сильнейших» приняли Канаду. На начальном этапе в работе «семерки» преобладали экономические вопросы. К 1990-м годам задачи по обеспечению устойчивости экономик стран-членов Группы и укреплению лидерства Запада в мире были успешно решены, что позволило перейти к следующему этапу. В сферу деятельности клуба были включены международно-политические, социальные и глобальные проблемы, далеко выходящие за пределы его традиционной тематики и сферы непосредственных интересов западных стран в целом.3

        Превращению «семерки» в ведущий политико-формирующий центр препятствовали ее нелегитимность в глазах остального мира, отсутствие механизмов кризисного реагирования и недостаточная институциональная развитость, особенно в сфере безопасности. Эти факторы во многом и определили направления ее трансформации.

         Способ повысить легитимность — вовлечь в работу ведущие развивающиеся страны. Этот процесс начался с России, которая в 1998 году впервые выступила в качестве полноформатного члена политической «восьмерки», а в 2006 году уже председательствовала в ней.

          Привлечением России дело не ограничилось. В 2000 году лидеры ряда развивающихся стран впервые были вовлечены в диалог с «Большой восьмеркой» по отдельным вопросам. В 2007 году было принято решение создать постоянный механизм диалога «Большой восьмерки» и «развивающейся пятерки» (Китай, Индия, Бразилия, Мексика и ЮАР). Поскольку саммит «восьмерки» проходил в восточногерманском городке Хайлигендамм, новая форма диалога на высоком уровне получила название Хайлигендаммского процесса. Кроме того, еще в 1999 г. по инициативе стран «восьмерки» начала работу «Большая двадцатка» — неформальный дискуссионный форум министров финансов и председателей центробанков 20 ведущих развитых и развивающихся стран мира.

           Потенциал расширения Группы значителен. Благодаря этому поддерживается ее легитимность в развивающихся странах, а рекомендации по совершенствованию управления миром и системной перестройке проблемных государств воспринимаются более конструктивно. Действительно, решения в области контроля изменений климата малоэффективны без участия Китая и Индии — крупнейших источников вредных выбросов в атмосферу.

         Не исключены и негативные последствия возможного расширения «Большой восьмерки». Если предположить, что она трансформируется в «глобальный союз безопасности» (Кайзер, Караганов, Эллисон), новая организация поглотит Совет Безопасности ООН. Право вето будет не у пяти постоянных членов, а сразу у десяти. Как показывает опыт Совета Безопасности, это может привести к параличу процесса принятия решений. Что касается потенциальных кандидатов на вступление в такой союз, то, например, Китай слишком занят решением проблем собственного роста и не горит желанием разделить на равных с другими державами ответственность за глобальное развитие.

        Еще одно направление эволюции «Большой восьмерки» — расширение повестки и сферы компетенции. Из организации, занимающейся преимущественно экономическими и отдельными политическими проблемами, она превращается в структуру фактически неограниченной компетенции. На передний план вышли вопросы безопасности в самом широком смысле — от ядерной безопасности до безопасности личности.

        Качественный скачок в развитии Группы произошел на рубеже XX–XXI вв. Если в 1996 г. было принято 4 итоговых документа, то в 2006 г. — уже 14. В документах зафиксированы подходы членов Группы к более чем 50 вопросам — от клонирования человека до конфликтов в Африке.

        С точки зрения институционального развития «Большой восьмерки» выделяют 4 цикла:

1) 1975–1981 – ежегодные  встречи лидеров государств и  сопровождающих их министров  финансов и иностранных дел. 

2) 1982–1988 – «семерка»  обрастает автономными саммитами  на уровне министров: торговли, иностранных дел, финансов.

3) 1989–1995 – рождение  в 1991 ежегодной «послесаммитовской» встречи «группы семи» с РФ, увеличение числа ведомств, проводящих свои встречи на уровне министров (например, окружающей среды, безопасности, т.д.);

4) 1995 –новое время. Попытки реформирования схемы проведения встреч «восьмерки» за счет упрощения повестки дня и принципов ее работы.4

      В начале 21 в. «восьмерка» представляет собою ежегодные саммиты глав государств и встречи министров или официальных лиц, как регулярные так и ad hoc – «по случаю», материалы которых иногда попадают в прессу, а иногда не публикуются.

Информация о работе «Большая восьмерка», ее место и роль в регулировании мирохозяйственных связей