Законодательная база внешнеторговой деятельности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:48, реферат

Описание работы

Целью исследования является анализ влияния государственной внешнеторговой политики на экономическое развитие страны и обоснование комплекса мер, способных обеспечить устойчивую макроэкономическую динамику национального хозяйства.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
на основе критерия «влияние внешнеторговой политики на экономику страны» систематизировать основные научные подходы к исследованию внешней торговли и ее государственного регулирования;
обосновать субъектно-объектную структуру внешнеторговых отношений;
обосновать формальные и содержательные изменения в процессе генезиса внешнеторговых отношений и системы их государственного регулирования в России.

Файлы: 1 файл

Госуд регулирование реферат.docx

— 28.17 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Усиление интеграционных процессов в мире, расширение границ международного экономического обмена привело к образованию в последнее десятилетие двадцатого века качественно нового мирового хозяйства. Усиление влияния внешнеторговых отношений на состояние национальной экономики обусловило повышение значимости государственной политики в этой сфере. Интернационализация хозяйственной деятельности позволяет рассматривать трансграничное перемещение товаров, работ, услуг и его регулирование со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране.

В условиях глобализации трансграничное движение товаров, работ, услуг посредством международного разделения труда, специализации и кооперирования производства приводит к повышению эффективности общественного производства, улучшению качества использования производственных ресурсов, что позволяет рассматривать его как существенный фактор достижения устойчивого экономического развития в стране. Вместе с тем, активное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей сопровождается возникновением ряда проблем и предъявляет новые требования к роли и функциям государственного регулирования взаимодействия национальной и мировой экономик. Перманентно меняющиеся условия межстранового торгового обмена заставляют периодически переосмысливать цели, задачи и способы государственного воздействия на внешнюю торговлю.

Острота данных проблем особенно велика для стран, экономика которых переживает трансформационные изменения. Социально-экономические противоречия при реформировании внешнеторговой политики государства порождают активные научные дискуссии о целях, форме и содержании, методах и способах оптимального внешнеторгового режима страны с транзитивной экономикой. Современный этап социально-экономического развития Российской Федерации актуализирует поиск практических мер в сфере внешнеторгового государственного регулирования, нацеленных на формирование устойчивой положительной динамики отечественной экономики.

Таким образом, вопросы стимулирования экономического развития на этапе перехода к рыночным отношениям при помощи инструментария государственной внешнеторговой политики имеют актуальное, научно-практическое значение.

Целью исследования является анализ влияния государственной внешнеторговой политики на экономическое развитие страны и обоснование комплекса мер, способных обеспечить устойчивую макроэкономическую динамику национального хозяйства.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

на основе критерия «влияние внешнеторговой политики на экономику страны» систематизировать основные научные подходы к исследованию внешней торговли и ее государственного регулирования;

обосновать субъектно-объектную структуру внешнеторговых отношений;

обосновать формальные и содержательные изменения в процессе генезиса внешнеторговых отношений и системы их государственного регулирования в России.

Объект исследования - процесс воздействия государственной политики внешней торговли на макроэкономическую динамику хозяйства, его обусловленность характером развития транзитивных экономик.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе реализации внешнеторговой политики государства в странах с трансформируемой хозяйственной системой.

Теоретической и методологической основой работы послужили фундаментальные концепции и гипотезы, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых.

 

Законодательная база внешнеторговой деятельности России

В настоящее время основу российского законодательства составляют законы:

- "О таможенном тарифе";

- "О мерах по защите  экономических интересов Российской  Федерации при осуществлении  внешней торговли товарами";

- "О военно-техническом  сотрудничестве Российской Федерации  с иностранными государствами";

- "О координации международных  и внешнеэкономических связей  субъектов Российской Федерации";

- "Об экспортном контроле";

- Таможенный кодекс;

- "Об основах государственного  регулирования внешнеторговой деятельности"; 
- "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

Таможенный кодекс Российской Федерации определяет основы таможенного дела. В 1992 -1993 гг. были приняты Таможенный кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе", которые в тот период создали правовую основу для работы таможенных органов. Однако вскоре потребовались такие законодательные положения, которые имели бы в своей основе многосторонние соглашения, заключенные в рамках ВТО и Международной таможенной организации. [3,с 51]

В настоящее время Таможенный кодекс регулирует перемещение товаров через таможенные границы, устанавливает таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля. Нарушения таможенных правил и ответственность за это также предусмотрены специальными разделами.

В Таможенном кодексе даются определения основных понятий, используемых в таможенной системе страны. Рассматриваются такие вопросы, как страна происхождения товара, таможенные процедуры, режимы, платежи и др.

В Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" сформулированы основные направления, принципы и организационные основы внешней торговли России. Внешнеторговая деятельность России рассматривается в этом законе как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли. 
В соответствии с указанным законом правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают любые российские и иностранные лица.[6,с 201]

Участники внешнеторговой деятельности:

- внешнеторговые фирмы  разных форм собственности, которые  выступают главными субъектами  внешнеторговых связей;

- государственные внешнеторговые  организации -правопреемники общесоюзных  внешнеторговых объединений и  вновь созданные, имеющие статус  федеральных государственных предприятий;

- участники мелкооптовой  торговли.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеторговую деятельность, подлежат учету в таможенных органах, причем этот учет носит добровольный характер. 
К методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России относятся:

- таможенно-тарифное регулирование;

- методы нетарифного регулирования;

- запреты и ограничения  внешней торговли;

- меры экономического  и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой  деятельности Управление внешнеэкономической  деятельностью хозяйствующих субъектов  в России.[8,с 82]

       В данном законе зафиксировано также положение о национальном режиме в отношении товаров, происходящих из иностранных государств: товарам, происходящим из иностранного государства, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения.[1,с 33]

Специально сформулированы положения о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью, особых видах запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

Современная внешнеторговая политика России

Реформирование внешней торговли обычно осуществляется в общем контексте системных экономических преобразований. Однако в России, осуществлявшей переход от централизованно планируемой к рыночной экономике, хронологически реформирование внешней торговли даже предшествовало радикальным рыночным реформам начала 90-х гг. XX в. и проводилось более решительно и последовательно.[4,с 58]

Факторы, сдерживающие развитие внешней торговли России:

- сокращение научно-технического  потенциала экономики страны;

- сохранение "утяжеленности" структуры экономики (низкий удельный  вес производства современной  наукоемкой продукции);

- недостаточная инвестиционная  активность на внутреннем рынке;

- рост издержек производства  и транспортных издержек;

- слабое развитие сферы  услуг;

- активизация дискриминационных  мер против российских экспортеров.

В результате сохраняются преимущественно топливно-сырьевая направленность российского экспорта и его слабая диверсификация в товарном и страновом отношении.[11,с 117]

Поэтому внешнеторговая политика должна тесным образом увязываться с внутренней экономической политикой страны, с одной стороны, и с ее обшей внешней политикой, с другой. В настоящее время, например, достаточно очевидна иллюзорность точки зрения о том, что экономика России может долго успешно развиваться на основе наращивания экспорта главным образом сырьевых и энергетических ресурсов, не решая при этом проблем перехода к инновационной модели развития. 
При реформировании своей внешнеторговой политики руководство России должно учитывать следующие обстоятельства:

- несмотря на видимую самообеспеченность, степень зависимости России от мирохозяйственных связей в целом высока;

- перед Россией стоят  общие фундаментальные за задачи  более эффективного включения  в современные мирохозяйственные  связи (с тем, чтобы не оказаться "сырьевым придатком" по отношению  к группе ведущих стран);[14,с 238]

- решение проблем реализации  эффективной внешнеторговой политики  России тесно связано с решением  задач позитивных изменений в  ее общем экономическом положении;

- внешнеторговая политика  страны объективно является составной  частью общей внешней политики  страны вообще.

Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом связано в первую очередь с переходом к открытой экономике и отменой государственной монополии в этой сфере, которая господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Начало было положено расширением прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х гг. производители экспортной продукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок.[9,с 97]

Однако увеличение степени открытости экономики страны не может быть непродуманным и спонтанным. При либерализации внешней торговли страны необходимо учитывать тот факт, что современная международная торговля представляет собой такую систему отношений, в которой "правила игры" определяют крупнейшие ТНК.

Формирование внешнеэкономической политики, законодательной и нормативной базы осуществляется как составная часть рыночной трансформации экономики. Непосредственное влияние на этот процесс оказали: переход к свободному рыночному ценообразованию; приватизация; налоговая и кредитно-денежная политика; формирование валютного рынка.[13,с 72]

Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли

Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования.

Введение импортных пошлин выгодно национальным производителям и государству, получающему дополнительный доход в бюджет от роста цен. Потребители же вынуждены покупать импортные товары по более высоким ценам, следовательно, несут потери. Эти потери обычно оказываются больше выигрыша, получаемого производителями и государством, поэтому суммарный чистый эффект от проведения данных мер будет отрицательным.[2,с 301]

Применение экспортных таможенных пошлин приводит к снижению внутренних цен, в результате чего национальные потребители оказываются в выигрыше, а производители несут потери. Суммарный выигрыш общества в результате введения экспортных пошлин оказывается меньше потерь производителей, так что чистые потери страны возрастают. Данный метод тарифного регулирования используется в основном слаборазвитыми странами.

Развитые страны обычно прибегают к субсидированию экспорта, осуществляемого в следующих формах:

предоставление низкопроцентных займов и налоговых льгот фирмам-экспортерам или иностранным клиентам;

стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом. Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др.

Импортные квоты (контингенты) - количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной к ввозу в страну. В результате введения импортных квот выигрывают производители, а потребители проигрывают. Чистый эффект для благосостояния страны оказывается отрицательным.[7,с 522]

"Добровольные" ограничения  экспорта означают, что страна-экспортер  обязуется ограничивать экспорт  в данную страну.

Информация о работе Законодательная база внешнеторговой деятельности России