Валютное регулирование и валютный контроль в банковском секторе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

Россия, в силу исторических особенностей ее развития, стала полноправной участницей большинства международных финансовых организаций, а соответственно и международных финансовых отношений лишь в 90-х годах прошлого века . В советский период была сформирована социалистическая валютная система, которая не была интегрирована в международную валютную систему капиталистических стран и характеризовалась абсолютной валютной монополией государства.

Содержание работы

Введение_____________________________________________________3
1. Понятие и правовая основа валютного регулирования и валютного контроля_________________________________________________________5
2. Органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля. Их виды и полномочия ___________________________________10
3. Особенности лицензирования кредитных организаций, осуществляющих валютные операции________________________________14
Заключение__________________________________________________19
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

БП.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

- требования к порядку открытия  счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные настоящей статьей, не применяются к уполномоченным банкам и валютным биржам, которые открывают счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации (п. 8 ст. 12 Закона N 173-ФЗ);

- порядок открытия и ведения  открываемых на территории РФ  банковских счетов и вкладов  нерезидентов (п. 2 ст. 13 Закона N 173-ФЗ);

- порядок открытия и ведения  банковских счетов резидентов в иностранной валюте в уполномоченных банках, а также порядок перевода физическим лицом - резидентом валютных средств из РФ и в РФ без открытия банковского счета (п. 2, 3 ст. 14 Закона N 173-ФЗ);

- порядок открытия и ведения  специальных брокерских счетов  для нерезидентов (п. 8 ст. 14 Закона N 173-ФЗ);

- единые правила оформления  резидентами в уполномоченных  банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (п. 1 ст. 20 Закона N 173-ФЗ).

Правительство РФ издает нормативные  акты, устанавливающие:

- порядок представления юридическими лицами - резидентами налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам и вкладам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами (п. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ);

- порядок ввоза и  пересылки в РФ и вывоз и  пересылка из РФ валюты РФ  и внутренних ценных бумаг  в документарной форме (п. 5 ст. 15 Закона N 173-ФЗ).

По общему правилу, валютные операции между резидентами и  нерезидентами осуществляются без ограничений (ст. 6 Закона N 173-ФЗ). Исключения составляют валютные операции, которые регулируются Правительством РФ и Банком России.

Валютный контроль в  Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками  профессиональных участников рынка  ценных бумаг, таможенных и налоговых  органов как агентов валютного  контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 22 Закона N 173-ФЗ органами валютного контроля в Российской Федерации являются Банк России, федеральный  орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Следует обратить внимание, что Правительство РФ хотя и осуществляет валютный контроль, но не является органом валютного контроля. В то же время Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля и органов валютного контроля с Банком России. Полномочия по осуществлению валютного контроля принадлежат Правительству РФ на основании ст. 15 ФКЗ от 17.12.1997 "О Правительстве Российской Федерации"15. Правительство РФ осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля, уполномоченным Правительством РФ, в настоящее время является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, в настоящее время в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе16 Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов".

Агентами валютного контроля являются:

- уполномоченные банки,  подотчетные Банку России;

- государственная корпорация "Банк  развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)";

- не являющиеся уполномоченными  банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные Федеральной службе по финансовым рынкам;

- Федеральная таможенная служба  и ее территориальные органы;

- территориальные органы Федеральной  службы финансово-бюджетного надзора;

- территориальные органы ФНС  России в пределах компетенции  налоговых органов.

Как орган валютного контроля, Банк России контролирует осуществление  валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами.

Контроль за валютными операциями других участников валютных операций осуществляют в пределах своей компетенции иные органы валютного контроля и агенты валютного контроля.

Особенности правового положения  уполномоченных банков в валютных операциях. Уполномоченные банки при совершении валютных операций со своими клиентами выступают не только как гражданско-правовые субъекты, но и как субъекты, наделенные властными полномочиями.

  1. Особенности лицензирования кредитных  организаций, осуществляющих валютные операции

 

В ч. 1 ст. 13  Закона "О банках и банковской деятельности" (далее – Закон № 395-I)17 закреплено, что осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Законом № 395-I.

Банк России выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций при предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала (ч. 8 ст. 15 Закона № 395-I).

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензии на осуществление банковских операций выдаются без ограничения сроков их действия (ч. 5 ст. 13 Закона № 395-I).

По общему правилу, право  привлечения во вклады денежных средств  физических лиц может быть предоставлено  банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. Причем при слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации, а при преобразовании банка в иную организационно-правовую форму указанный срок не прерывается (ч. 3 ст. 36 Закона № 395-I).

В качестве исключения право  на привлечение денежных средств  физических лиц может быть предоставлено  вновь регистрируемому банку  либо банку, с даты государственной  регистрации которого прошло менее двух лет, если:

1) размер уставного  капитала вновь регистрируемого  банка либо размер собственных  средств (капитала) действующего  банка составляет величину не  менее 3 млрд. 600 млн. рублей;

2) банк соблюдает установленную  нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка (ч. 5 ст. 36 Закона № 395-I)18.

Причем следует учитывать, что применительно к лицензированию привлечение средств физических лиц во вклады подразумевает и открытие банковских счетов, т.е. в данном случае действует принцип приоритета экономического содержания над правовой формой.

Банковские лицензии являются типовыми.

Созданному путем учреждения банку могут быть выданы следующие  виды лицензий на осуществление банковских операций:

1) лицензия на осуществление  банковских операций со средствами  в рублях (без права привлечения  во вклады денежных средств физических лиц);

2) лицензия на осуществление  банковских операций со средствами  в рублях и в иностранной  валюте (без права привлечения  во вклады денежных средств  физических лиц). В банковском  обороте такую лицензию сокращенно  называют валютной.

При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;

3) лицензия на привлечение во  вклады и размещение драгоценных  металлов.

Данная лицензия может  быть выдана банку только одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;

4) в качестве исключения - лицензия  на привлечение во вклады денежных  средств физических лиц в рублях  одновременно с лицензией на  осуществление банковских операций  со средствами в рублях;

5) также в качестве исключения - лицензия на привлечение во  вклады денежных средств физических  лиц в рублях и иностранной  валюте одновременно с лицензией  на осуществление банковских  операций со средствами в рублях  и иностранной валюте.

Созданной путем учреждения небанковской кредитной организации в зависимости  от ее вида могут быть выданы следующие  виды лицензий на осуществление банковских операций:

1) лицензия на осуществление  банковских операций со средствами  в рублях или со средствами в рублях и в иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций (РНКО).

Данная лицензия дает право осуществлять РНКО следующие банковские операции:

- открытие и ведение банковских  счетов юридических лиц;

- осуществление расчетов по  поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

- инкассацию денежных средств,  векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание  юридических лиц;

- куплю-продажу иностранной валюты  в безналичной форме;

- осуществление переводов  денежных средств по поручению  физических лиц без открытия  банковских счетов;

2) лицензия на осуществление  банковских операций со средствами  в рублях или со средствами  в рублях и в иностранной  валюте для небанковских кредитных  организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции (НДКО)19.

Данная лицензия дает право осуществлять НДКО следующие  банковские операции:

- привлечение денежных  средств юридических лиц во  вклады (на определенный срок);

- размещение привлеченных  во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;

- купля-продажа иностранной  валюты в безналичной форме  от своего имени и за свой  счет;

- выдача банковских  гарантий.

Действующему банку  для расширения деятельности могут  быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

1) лицензия на осуществление  банковских операций со средствами  в рублях и в иностранной  валюте (без права привлечения  во вклады денежных средств  физических лиц);

2) лицензия на привлечение  во вклады и размещение драгоценных металлов;

3) лицензия на привлечение  денежных средств физических  лиц в рублях;

4) лицензия на привлечение  денежных средств физических  лиц в рублях и в иностранной  валюте. Эта лицензия может быть  выдана банку при наличии лицензии  на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте или одновременно с ней;

5) генеральная лицензия. Данная лицензия может быть  выдана банку, имеющему собственные  средства (капитал) в размере не  менее суммы 900 млн. рублей по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России ходатайство о получении генеральной лицензии (ч. 3 ст. 11.2 Закона № 395-I).

Наличие лицензии на осуществление  банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения генеральной лицензии, поэтому она относится к лицензиям, расширяющим деятельность банка.

При рассмотрении вопроса  о выдаче банку лицензий на привлечение  денежных средств физических лиц  в нем проводится тематическая инспекционная проверка в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона № 395-I.

При рассмотрении вопроса  о выдаче генеральной лицензии - комплексная инспекционная проверка в порядке, установленном Банком России, или принимаются во внимание результаты инспекционной проверки, если она была завершена не ранее чем за три месяца до представления ходатайства о выдаче данной лицензии в территориальное учреждение Банка России.

Небанковская кредитная  организация может расширить круг осуществляемых банковских операций путем получения лицензии, содержащей более широкий перечень в пределах предусмотренных для нее банковских операций (если ранее выданная лицензия не содержала их максимально возможный перечень)20.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль в банковском секторе