Валютное регулирование и валютный контроль в банковском секторе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

Россия, в силу исторических особенностей ее развития, стала полноправной участницей большинства международных финансовых организаций, а соответственно и международных финансовых отношений лишь в 90-х годах прошлого века . В советский период была сформирована социалистическая валютная система, которая не была интегрирована в международную валютную систему капиталистических стран и характеризовалась абсолютной валютной монополией государства.

Содержание работы

Введение_____________________________________________________3
1. Понятие и правовая основа валютного регулирования и валютного контроля_________________________________________________________5
2. Органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля. Их виды и полномочия ___________________________________10
3. Особенности лицензирования кредитных организаций, осуществляющих валютные операции________________________________14
Заключение__________________________________________________19
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

БП.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

 

Институт подготовки государственных и муниципальных  служащих

 

 

Заочно-сокращенная  форма  обучения

 

Юридический факультет

 

 

 

 

Кафедра административного  и финансового права

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

БАНКОВСКОЕ ПРАВО

 

Задание №6

«Валютное регулирование  и валютный контроль в банковском секторе».

 

 

 

 

            Подготовил:

                                                                                            студентка 6432 уч. гр.

                                                                                           Лазукова Е. М.

 

 

 

 

 

Рязань 2013

План:

 

Введение_____________________________________________________3

1. Понятие и правовая основа  валютного регулирования и валютного  контроля_________________________________________________________5

2. Органы валютного регулирования,  органы и агенты валютного  контроля. Их виды и полномочия ___________________________________10

3. Особенности лицензирования кредитных   организаций, осуществляющих валютные операции________________________________14

Заключение__________________________________________________19

Список использованной литературы_____________________________20

 

Введение

 

Россия, в силу исторических особенностей ее развития, стала полноправной участницей большинства международных финансовых организаций, а соответственно и международных финансовых отношений лишь в 90-х годах прошлого века1. В советский период была сформирована социалистическая валютная система, которая не была интегрирована в международную валютную систему капиталистических стран2 и характеризовалась абсолютной валютной монополией государства.

С переходом России к рыночной экономике  ключевой тенденцией развития валютного законодательства стала его либерализация и отказ от государственной валютной монополии. Граждане и юридические лица стали полноправными участниками внешнеэкономической деятельности, а соответственно и валютных отношений.

Обозначенные тенденции потребовали  выработки новых подходов к регулированию валютных отношений, отвечающих требованиям открытой рыночной экономики, в которых государство уже утратило статус монопольного участника.

9 октября 1992 г. был принят Закон РФ N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле"3 (документ утратил силу), которым были заложены правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в современной России.

Указанный закон определил принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Закон претерпел несколько редакций и утратил силу в связи с принятием 10 декабря 2003 г. нового закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Закон № 173-ФЗ)4.

В силу п. "ж" ст. 71 Конституции РФ5 валютное регулирование отнесено к исключительному предмету ведения Российской Федерации, то есть законы в данной сфере принимаются Государственной Думой и в силу п. "в" ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации, а подзаконное регулирование осуществляется государственными органами, наделенными соответствующей компетенцией в силу закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и правовая основа валютного регулирования и валютного контроля

 

Валютное регулирование  представляет собой одно из направлений  государственного регулирования экономики, определяемого как процесс воздействия  государственной власти на общественные отношения с целью их упорядочения и стабилизации. Государство осуществляет валютное регулирование посредством выработки и установления правил и порядка осуществления валютных операций.

Установление соответствующих  рамок валютных отношений преследует целый ряд целей: поддержание стабильного курса национальной валюты, обеспечение бесперебойного функционирования валютно-финансового механизма государства, поддержание стабильного платежного баланса, предупреждение и пресечение правонарушений в сфере финансов.

В юридической литературе встречается позиция, согласно которой валютное регулирование наряду с пруденциальным регулированием образуют банковское регулирование, то есть систему правовых норм государственно-властного характера, имеющих целью упорядочение банковской деятельности6.

Так, Н.Ю. Ерпылева выделяет два вида банковского регулирования: валютное и пруденциальное. В качестве задач  валютного регулирования автор  отмечает проведение разумной денежно-кредитной  политики в условиях рыночной экономики, которая выступает инструментом достижения макроэкономических целей государства. Задачей пруденциального регулирования является обеспечение стабильности и надежности банков, а также защита интересов вкладчиков7.

Следует лишь уточнить, что круг субъектов, на которых направлено пруденциальное и валютное регулирование, неодинаков, а в случае с валютным регулированием он не ограничивается лишь банками.

Традиционно деньги являются чисто  национальным институтом, поскольку  изначально зона их хождения была ограничена территорией государства, а законодательная власть определяла порядок выпуска и хождения денежных знаков. Однако в условиях глобализации понятие денег (валюты) эволюционирует, особенно в свете появления Европейского союза и наднациональной денежной единицы - евро. Деньги в этой связи более не могут отождествляться исключительно с национальной государственной территорией.

На рубеже веков интеграционные экономические процессы усилились  в различных регионах мира: на постсоветском  пространстве было образовано новое  межгосударственное объединение - СНГ; в западном полушарии начала функционировать Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), основанная на модели Европейского Сообщества, объединившая Канаду, США и Мексику, в рамках которой многими специалистами предвещалось образование единой валютной зоны8 на базе Таможенного и экономического союза стран Центральной Африки образуется Экономическое сообщество, в рамках которого используется общая валюта - Франк КФА, имеющая хождение также и на территории Западноафриканского экономического и валютного союза; государства Азиатского региона также предпринимают реальные шаги к созданию собственного валютного объединения.

Таким образом, отход от протекционистских  методов в экономике большинства  государств мира привел к унификации основополагающих принципов построения и функционирования национальных экономик, финансовых систем и как следствие породил такие явления, как всеобщая глобализация и региональная интеграция. Негативные аспекты подобной взаимозависимости в очередной раз обозначил всемирный экономический кризис, который указал на необходимость совершенствования международных и региональных рычагов регулирования финансовых отношений.9

Что касается валютного регулирования, то оно представляет собой одну из важнейших функций государства. От его имени валютное регулирование осуществляется органами валютного регулирования - Банком России и Правительством РФ, которые издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций, использовании счетов.

В свою очередь валютный контроль осуществляется Правительством РФ, а  также органами валютного контроля (Банком России, Федеральной службой  финансово-бюджетного надзора) и агентами валютного контроля (уполномоченные банки, Внешэкономбанк, профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные и налоговые органы).

Таким образом, валютное регулирование  и валютный контроль преследуют единую глобальную цель - защита внутреннего  валютного рынка, что является необходимым условием функционирования финансовой системы современного развитого государства.

Некоторые правоведы относят валютное регулирование к предмету валютного  права, которое рассматривается  ими как комплексная отрасль  национальной правовой системы10. Другие исследователи оценивают валютные правоотношения с финансово-правовых позиций как элемент финансово-правового регулирования11, а соответствующие отношения - в системе финансового права12.

Однако наиболее обоснованной представляется точка зрения тех авторов, которые рассматривают разноотраслевые правовые нормы, регулирующие валютные отношения, в системе валютного законодательства13.

Валютное законодательство в силу ст. 4 Закона № 173-ФЗ состоит из данного закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов14.

Кроме того, международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, непосредственно применяются к  валютным отношениям, за исключением  случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства.

В контексте Закона № 173-ФЗ под "валютным регулированием" следует понимать деятельность государственных органов, в первую очередь, Центрального Банка России и Правительства РФ, направленную на установление, регламентирование порядка совершения валютных операций.

Под "валютным контролем" следует понимать осуществление государственными органами надзора за совершением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - физическими лицами валютных операций, целью которого является контроль за соблюдением валютного законодательства. Обратим внимание, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с комментируемым с Законом № 173-ФЗ и иными федеральными законами.

Принципы валютного регулирования  и валютного контроля в Российской Федерации закреплены в ст. 3 Закона 173-ФЗ.

Следует отметить, что раннее действовавший Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 ни в одной из своих редакций не содержал положений, устанавливающих принципы валютного регулирования и валютного контроля

В связи с этим часто на практике возникали коллизии как при толковании, так и при применении актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Под понятием "принципы валютного  регулирования", как правило, понимаются установленные законодателем основополагающие начала правого регулирования в  области валютного регулирования и валютного контроля.

В  ст. 3 Закона 173-ФЗ рассматривается  пять основополагающих начал в области  валютного регулирования и валютного  контроля. Несмотря на то, что данный перечень является закрытым, он содержит лишь основные принципы валютного регулирования и валютного контроля, т.е. существуют также и неосновные принципы, которые не обозначены в комментируемой данной статье, но закреплены в иных нормативных актах.

 Основными принципами  валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер  в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования;

2) исключение неоправданного  вмешательства государства и  его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней  и внутренней валютной политики  Российской Федерации;

4) единство системы  валютного регулирования и валютного  контроля;

5) обеспечение государством  защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

 

 

 

  1. Органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля. Их виды и полномочия

 

Пункт 1 ст. 5 Закона N 173-ФЗ устанавливает два органа валютного регулирования:

1) Банк России;

2) Правительство РФ.

Полномочия каждого органа валютного  регулирования четко разграничены. Перечень инструментов и мер регулирования  установлен как для Банка России, так и для Правительства РФ. Акты органов валютного регулирования, которые они выпускают в пределах своей компетенции, обязательны для резидентов и нерезидентов.

Так, ЦБ РФ вправе издавать нормативные  акты, устанавливающие:

- порядок и условия биржевых  торгов иностранной валютой (подп. 11 п. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ);

- единые формы учета и отчетности  по валютным операциям, порядок  и сроки их представления (п. 4 ст. 5 Закона N 173-ФЗ);

- порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (п. 2 ст. 9 Закона N 173-ФЗ);

- требования для кредитных организаций  к оформлению документов при  купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (п. 2 ст. 11 Закона N 173-ФЗ);

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль в банковском секторе