Специфика морального фактора в деятельности профессиональной службы пожарной охраны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм.
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Основные категории профессиональной этики. ………………………..4
Специфика морального фактора сотрудника пожарной охраны ……...7
Специфика морального фактора коллектива ОГПС……………………15
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованных источников……………………………………19

Файлы: 1 файл

ПРОФ. ЭТИКА ПОЖАРН, ОХРАНЫ.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Причиной возникновения профдеформации являются несколько  групп факторов: 
1 группа - особые властные полномочия; высокий уровень эмоционально-психологических нагрузок;  специфичный характер и режим работы, приводящие к трудностям личностного плана; отрицательное влияние криминальной среды. Названые факторы относятся к объективным, независящим ни от самих сотрудников, ни от их руководителей. 
2 группа - социально-психологические факторы, носят субъективный характер: -напряженная, конфликтная эмоционально-психологическая атмосфера в подразделении;  неумение руководителей управлять коллективом (создавать в нем здоровые отношения, социально-психологический климат), наличие  в  коллективе  профессионально-деформированных  сотрудников,  разлагающих коллектив   своим негативным влиянием; отсутствие    социально-правовой    и    психологической    защищенности    сотрудников    в коллективе органов и подразделений. Действие данной группы факторов на развитие профдеформации может быть ослаблено или                              нейтрализовано работой руководителей либо психологов. 
3   группа   субъективных   факторов   личностного   свойства,    влияющих   на   развитие профдеформации, зависящих от особенностей               характера личности самого сотрудника: недостаточный      для      данной      должности      интеллектуальный,      культурный      и профессиональный уровень сотрудника; слабо развитая воля; 
повышенная внушаемость, подверженность негативным влияниям, 
недостаточная информированность сотрудника об условиях,                способах и методах решения профессиональных задач. 
      Здесь уже сам сотрудник может противостоять негативному изменению своих личностных качеств, профессиональных способностей. Конечно, если сотрудник хочет остаться личностью, сохранить семью, круг друзей.

Категории сотрудников, для которых  существует большая объективная  опасность профессиональной деформации. Во-первых, такой риск есть у молодых сотрудников, начинающих   службу. Во-вторых, у сотрудников, вступающих в новую, более ответственную должность, особенно руководящую. В-третьих, у сотрудников, наиболее часто взаимодействующих с представителями криминальной среды и испытывающих сильное влияние с их стороны. Так же у сотрудников, работающих в основном, в одиночку, в отрыве от коллег, коллектива или небольшой группой. И, наконец, у сотрудников, испытывающих наибольшие физические и эмоционально-психологические перегрузки, стрессы. 
Что делать с профессионально - деформированными сотрудниками? 
В ряде случаев необходимо решать вопрос о его работе в  ГПС МЧС РФ, но чаще всего индивидуальная специальная работа с ним может дать результат. 
Работа по преодолению профессиональной деформации - это всегда самовоспитание. Можно внешними средствами, ужесточением контроля, наказаниями заставить сотрудника несколько изменить                         поведение (и это необходимо делать). Но изменить внутреннюю  позицию  человека,  особенно  при глубинных   искажениях личности может только сам человек.   И здесь ему нужна помощь. 
            Если сотрудник по своим интеллектуальным и профессиональным способностям не соответствует должности, уровню профессиональных задач, есть смысл поискать для него другую должность, другую сферу деятельности. Нередко это дает положительный результат и даже не встречает с его стороны особого сопротивления, т.к. внутреннее самочувствие профессионально деформированного человека не всегда благополучное.   Иногда сотруднику стоит поменять коллектив, причем не всегда плохой. Когда сотрудник находится в коллективе,                                где все остальные значительно выше                                                                   его по своему   профессиональному   и  общечеловеческому                           уровню,       а   он   не   может соответствовать этому уровню.               Иногда стоит изменить характер деятельности сотрудника, так как монотонная, однообразная работа, постоянно повторяющееся решение одних и тех же задач у некоторых сотрудников могут вызвать развитие профессиональной деформации. Другие же,  по складу своей натуры наоборот тяготеют к размеренной, четко организованной, хорошо известной им работе. Иногда сотрудника стоит перевести на                                     другое место работы только по тому, что рядом есть профессионально  деформированные  сотрудники,  оказывающие  на него отрицательное влияние. Особенно часто это касается молодых сотрудников. 
Но во всех случаях необходимо проводить индивидуальную работу с каждым сотрудником, побуждая человека менять самого себя. Ему надо помочь правильно оценить самого себя, определить - ради чего бороться с профессиональной деформацией. Профессиональной деформации могут быть подвержены не только отдельные сотрудники, но и целые отделы, подразделения. 
      Профессиональная деформация коллектива - это ни что иное, как разложение коллектива, изменение в отрицательную сторону основных параметров, характеризующих здоровый коллектив, и как крайняя форма- деградация коллектива. Профессиональная деформация превращается из возможности в реальность, если к независящим от нас факторам, ее вызывающим, прибавляются факторы, вполне зависящие от нас, связанные с тем коллективом, где работает сотрудник. Человек может вынести любые, самые длительные и тяжелые нравственные испытания, стрессы, эмоционально-психологические перегрузки, если он знает - зачем, и если он имеет какой-либо эмоционально-психологический противовес. Таким противовесом может быть коллектив сотрудников: 
если между ними сложились нормальные человеческие и деловые отношения; 
если в коллективе человек чувствует себя социально и психологически защищенным; 
если его окружают надежные, умные, а главное - порядочные люди;              если   начальник   сумел   найти   правильный   стиль   руководства   и   отношений   с подчиненными; если   работа   в   этом   коллективе   является   для   человека   важным   источником самоуважения.  Таким образом рассмотрев все выше изложенное мы видим, что профессиональная деформация может проявляться у разных людей по разному. Но итогом в конечном счете буде психологические изменения свойств и качеств личности, сотрудника. Во избежание профессиональной деформации необходимо большое внимание уделять климату в коллективе, психическому здоровью его членов.  

4. Специфика морального фактора коллектива ОГПС.

 

Единичный коллектив ОГПС  представляет собой разновидность общественного коллектива современной России. Поэтому ему присущи все его основные черты. Вместе с тем, он имеет свои особенности, которые вытекают из возложенных на него задач. Это такие отличия как: 
1.                 Особая общественная значимость целей и задач их деятельности, которая предъявляет высокие требования не только к компетентности и профессионализму, но и к моральным качествам. 
2.                 Достаточно жесткая и весьма детальная регламентация деятельности служебных коллективов, которая строится на основе строгого выполнения приказов и распоряжений, субординации и                 координации отношений в коллективе. 
3.                 Определенная «замкнутость», ограниченность связей и контактов в сфере служебных отношений между членами коллектива. 
4.                 Выполнение служебных задач, в значительной                      степени осуществляется малыми группами.  
      Подводя итог, можно сказать, что коллектив  ОГПС  – это сложная социально – психологическая система нравственных отношений, основу и содержание которых определяет противопожарная  деятельность. Субъектом этих отношений является сотрудник, с его многообразными личностными качествами, интересами, знаниями, навыками, опытом, настроением, стремлениями, симпатиями и антипатиями. Оказываясь членом коллектива, каждый сотрудник при выполнении своего служебного долга вступает в определенные отношения с другими членами коллектива. Результатом этого становятся складывающиеся и постепенно развивающиеся отношения, которые существуют объективно и называются служебными. 
      Однако рассматривая тему коллектива, необходимо особо выделить солидарность и коллективизм, как жизненно важную сущность взаимоотношений. Ведь выражения: прикрыть спину, подстраховать – не пустой звук в работе пожарного. Отлаженное взаимопонимание, четкие, слаженные действия, понимание друг друга с «полуслова» - помогают сохранить жизнь и здоровье коллег при проведении различных служебных мероприятий.

 

5. Заключение.

 

В результате теоретического анализа мы можем выделить «ядро» личности сотрудника пожарной охраны. Его характеризуют: высокая нравственность, порядочность, наличие чувства долга, смелость, решительность, целеустремленность, ответственность, способность к принятию самостоятельного решения, дисциплинированность и умение подчиняться, реалистическое мышление, эмоциональная стабильность, толерантность к стрессу и фрустрации, умение оценить имеющееся в распоряжении время и в соответствии с ним планировать свои действия, умеренная склонность к риску, бдительность, способность конструктивно преобразовывать внешнюю реальность в своём внутреннем мире так, чтобы это не разрушало целостность личности.

Конечно, это «идеальная» картинка, и человек с этим набором качеств  не рождается. Свойства нервных процессов  заложены природой, и у каждого  человека степень их выраженности разная, и познавательные психические процессы (память, внимание, уровень интеллекта) развиты также у всех в разной степени.

Эффективность нравственного воспитания сотрудников пожарной охраны зависит  от сочетания воздействия социальной макро- и микросреды. Об этом свидетельствуют  ряд моральных принципов, которые  формируются в социальных условиях развития, а именно: нравственность, порядочность, чувство долга, смелость, решительность, целеустремленность, ответственность, способность к принятию самостоятельного решения, дисциплинированность и умение подчиняться.

Формирование и преобразование этих основных принципов в качества личности сотрудника пожарной охраны является основной задачей нравственного воспитания в системе Государственной противопожарной службы МЧС России.

      Подводя итог данной контрольной работы, можно отметить, что был рассмотрен широкий круг вопросов. Все эти и многие другие темы изучает наука – этика, которая «охватывает» человеческую жизнь с различных сторон, в том числе со стороны самоанализа и самосовершенствования. Поэтому, нам, сотрудникам ОГПС – посвятившим свою жизнь борьбе с огнем и спасению людей – понимание общих принципов различных этических категорий, - может предостеречь от опасного компромисса, наконец, просто помочь остаться порядочным человеком. 

       Часто в жизни бывает так, что нас окружает не только удача, удовольствия и успех, но от этого ни куда не деться. Эти минуты рано или поздно проходят, оставляя более или менее большой след в  нашей душе. И на их смену придет «белая полоса», с ее удачами и взлетами. И вот здесь я получаю свою порцию радости и удовлетворения, понимая в очередной раз, что жизнь прекрасна, что дальше стоит жить и что в конечном счете все будет хорошо. Именно в такие минуты испытывая наслаждение я получаю заряд для дальнейшей жизни, а значит моя жизнь подвластная тому, чтобы получать наслаждение для жизни, а не жить ради наслаждение (это было бы скучно и  больно жить только для наслаждения, не испытывая ни             каких других чувств и состояний). 
       С выбором между удовольствием для жизни и жизни для удовольствия часто приходится сталкиваться в быту. Я и моя жизнь не  зависят полностью от порции адреналина, от удачи, от положительных эмоций. Да, конечно, все это повышает настроение и позитивный настрой к жизни, но не является единственным стимулом для жизни. Моя жизнь не направлена всецело на получение этих эмоций и достижении этих состояний, я не считаю это основным смыслом жизни. Я умею получать удовольствие для жизни. Можно представить себе человека который живет только для получения удовольствия. Он может играть в казино, посещать рестораны и бары, ездить в дорогие круизы, в общем «брать от жизни все». А что получать в замен?… 
Вообще это утверждение можно перефразировать сотни раз. Человек может стремиться не только к удовольствию, но  и к героизму, почету, уважению, и так далее. А значит в нашей службе это выражение тоже актуально. Мы не занимаемся геройством и самоотверженностью ради службы и карьеры. Мы служим именно здесь,  потому что самоотверженность , смелость,  чуткость – это образ нашей жизни. Мы являемся таковыми ради жизни,… ради жизни других. 
       Рассматривая данное утверждение мы много можем говорить о долге, чести, ответственности перед близкими, уважении и самоуважении, но самое главное, что человек всегда должен оставаться человеком, в любых ситуациях. Он должен помнить для чего и для кого он живет. И что он хочет получить от жизни. И тогда наверное реже надо будет задавать вопрос что важнее сама жизнь или те наслаждения, что мы можем получить.  

6. Список используемой литературы.

 

  1. Артамонов, В.С., Моторин, В.Б., Ткачев, П.А. и др. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы. – СПб., 2002.
  2. Олейников, В.С. Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудника органов внутренних дел России: автореф. дисс. … докт. пед. наук. – СПб., 1993.
  3. Солнцев, В.О. Нравственное воспитание сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессиональной подготовки // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2009, № 4 (44).
  4. Концепция кадровой политики МЧС России / Приказ МЧС России № 225 от 19 мая 2004 г.
  5. О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС    России / Приказ МЧС России № 859 от 30 ноября 2005 г.

 

 

 

 




Информация о работе Специфика морального фактора в деятельности профессиональной службы пожарной охраны