Советская прокуратура и адвокатура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Изучение истории создания прокуратуры в период строительства правового государства вызвано необходимостью лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов, историческую необходимость выполнения возложенных на прокуратуру функций. Знание истории прокуратуры в современных условиях поможет принять меры законодательного и организационного характера для повышения эффективности деятельности прокуратуры.

Файлы: 1 файл

курсовая советская прокурат и адвокат.docx

— 55.19 Кб (Скачать файл)

Прокуратуре предписано было наблюдать за единообразным  и точным соблюдением закона, преследовать всякие нарушения законного порядка и требовать его восстановления; формулировать предложения суду в случаях, предусмотренных законодательством о гражданском и уголовном судопроизводстве.

Судебные  уставы 1864 г. ограничивали прокурорский надзор за исполнением законов судебной властью возложением на прокуроров функций поддержания государственного обвинения по уголовным делам  в суде. Кроме того, прокуроры  наделялись обширными полномочиями при осуществлении надзора за дознанием и предварительным  следствием.

В 1886 г. было принято новое Положение о  губернской прокуратуре, имевшее силу закона. Этим актом губернские прокуроры  наделялись правами и обязанностями, близкими к тем, которые были определены прокурорам судебными уставами. За губернскими прокурорами сохранялись, хотя в меньшем объеме, функции  общего надзора.

Губернские  прокуроры получили право осуществлять надзор за дознанием и следствием. На них также была возложена обязанность  обвинения в судах по уголовным  делам.

Несмотря  на то, что в течение длительного  времени существовали две прокурорские системы — прокуратуры судов  и губернские прокуратуры, принципы их организации и деятельности были едины: единство и централизация  органов прокуратуры, независимость  прокуроров от влияния местной администрации  при принятии решений. Эти принципы были использованы и при создании прокуратуры в Советской России после Октябрьской революции 1917г.

 

1.3 Упразднение прокуратуры в  ноябре 1917 г. 

После Октябрьской  революции Совет Народных Комиссаров 24 ноября 1917 г. принял Декрет о суде № 1, которым были упразднены существовавшие институты судебных следователей, прокурорского  надзора. В декретах Советской власти подчеркивалась необходимость строжайшего  революционного порядка, борьбы с контрреволюцией, саботажем, спекуляцией.

Революционная законность утверждалась как одно из средств защиты завоеваний социалистической революции, советского государства от нападения классовых врагов пролетариата и подавления их сопротивления, а также как одно из средств борьбы за революционное переустройство общества на социалистических началах, одно из условий строительства социализма, охраны прав граждан.

VI Всероссийский  (Чрезвычайный) съезд Советов, собравшийся  в первую годовщину Октябрьской  революции, принял постановление  «О точном соблюдении законов». Отмечая, что за год революционной  борьбы рабочий класс России  выработал основы законов республики, точное соблюдение которых необходимо  для развития и укрепления  власти рабочих и крестьян, съезд  призвал всех граждан республики, все органы и всех должностных  лиц советской власти к строжайшему  соблюдению законов РСФСР, изданных  и издаваемых центральной властью  постановлений и распоряжений. Основным  орудием проведения в жизнь  советских законов стал советский  государственный аппарат. Контроль  за соблюдением законов возлагался  на Центральный исполнительный  комитет, Советы народных комиссаров  и создаваемые ими органы. Важную  роль в обеспечении законности  играли Народный комиссариат  юстиции, советские судебные учреждения, Народный комиссариат государственного  контроля, Рабоче-крестьянская инспекция.

Надзор  за законностью, в частности в  деятельности следственных комиссий, избираемых Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, избираемых также  местными Советами. Эти коллегии участвовали  в заседаниях следственных комиссий при решении вопроса о предании суду, давали заключения о подсудности  дел, формулировали обвинение.

 

1.4 ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АДВОКАТУРЫ

Понятие «адвокат» появилось в юридической  терминологии России в 1864 г., но вместе с тем до 1939 г. оно не употреблялось в нормативных актах. Кроме того, термин «коллегия адвокатов» в контексте российской или советской действительности никогда не означал и до сих пор, к сожалению, не означает того корпоративного единства, какое вкладывается в него во Франции, США или Германии.

Вместе  с тем зачатки адвокатской  деятельности (связанной в основном с судебным представительством) появились  в России значительно раньше.

Вплоть  до ХV в. в России существовал так  называемый принцип личной явки. Например, по Псковской судной грамоте приглашать поверенных могли только женщины, дети, монахи, дряхлые старики и глухие.

Затем в  обществе в качестве защиты появляется «родственное представительство». Непосредственно  за ними зародились и «наемные поверенные». Функции их могли осуществлять все  дееспособные лица. Поверенных называли «ходатаями по делам, стряпчими». Только в ХIХ в. из обычного правового  института судебное представительство  превращается в юридический институт присяжных стряпчих, которые вносились  в особые списки, существовавшие при  судах.

Стряпчие, выполнявшие роль адвокатов в  России до судебных реформ, оставили о  себе весьма неблагоприятные воспоминания. Они находились в полной зависимости  от судей и практически не имели  никаких прав. Более того, по Уложению 1649 г. ходатаи могли быть подвергнуты телесному наказанию и даже тюремному заключению, а после троекратного осуждения лишались права ходатайствовать по чужим делам.

По системе, установленной Указом от 5 ноября 1723 г., как и ранее, «тяжущиеся» (т.е. гражданские) дела готовились не стряпчими, а государственными чиновниками. «Тяжущиеся» стороны должны были представлять свои прошения, документы и доказательства, после чего суд объяснял дело и управлял его ходом до окончательного решения.

В 1775 г. Екатерина II подписала Указ «Учреждения о губерниях». По нему стряпчие являлись помощниками прокурора и защитниками казенных интересов. Каких-либо требований в виде образовательного или нравственного ценза к стряпчим не предъявлялось. Не существовало и внутренней организации.

Для подготовки судебной реформы в 1861 г. была образована комиссия. Результатом ее работы стали «Основные положения преобразования судебной части в России», утвержденные Александром II 29 сентября 1862 г. Эти «Положения» состояли из трех частей, посвященных соответственно судоустройству, гражданскому и уголовному судопроизводству. В них фиксировались следующие институты: отделение суда от администрации, выборный мировой суд, присяжные заседатели в окружном суде, адвокатура, принцип состязательности.

Такое начало «Основных положений», как образование  судебной части в России, легло  в основу учреждения «Судебных установлений», принятых затем 20 ноября 1864 г. в виде закона. Им впервые в России учреждается адвокатура - присяжные поверенные, «без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся обвиняемым перед судом»1.

Эффективность профессиональной адвокатской деятельности значительно повысилась после 1864 г. благодаря изменениям процессуального права, составлявшим основу Судебной реформы. Во вновь созданных на окружном и более высоком уровнях общих судах были введены заимствованные у Запада процессуальные принципы, придающие особое значение в судебной защите устности и гласности. По уголовным делам, входившим в юрисдикцию этих судов, адвокаты хотя и не имели доступа к предварительному следствию, однако пользовались всеми процессуальными правами в судебном разбирательстве и при обжаловании судебных решений. Впервые в русской истории адвокаты могли выступать перед судом присяжных в открытом заседании. Им также разрешалось иметь свидания с обвиняемым, находящимся под арестом, а в одном из судебных округов совет присяжных поверенных даже рекомендовал своим членам максимально использовать это право при ведении любых дел.

Контрреформы  1874 г. существенно ослабили адвокатуру. Первая волна социальной активности присяжных была погашена этими контрреформами и последующей общей реакцией в России. Присяжные поверенные продолжали появляться на политических процессах, но масштаб и активность их участия уменьшились. Для адвокатской деятельности начался период господства консерватизма, когда, казалось, стремление правосудия к социальной справедливости ослабло.

События 1904 и 1905 гг. значительно усилили политизацию  адвокатуры. Мнение традиционалистов о том, что адвокаты должны быть вне  политики, не могло быть поддержано в революционный период. Все большее  число присяжных поверенных вступало в различные партии, что приводило  к созданию внутри адвокатской корпорации различных фракций, позиции которых  часто сталкивались на общих собраниях. Возросшая политическая сознательность среди присяжных поверенных привела  к дальнейшему распространению  юридических консультаций для обслуживания низших классов и к более активному  участию адвокатов в органах  самоуправления.

В Декларации Временного правительства от 3 марта  1917 г. провозглашалась полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек, отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений. Подкомитет по законопроектам Временного правительства готовил новый закон об адвокатуре России. Прогрессивным явлением деятельности временного правительства было разрешение женщинам заниматься адвокатской практикой.

Декретом  о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. социалистическая революция упразднила все судебные учреждения российского буржуазного государства, а наряду с ними и присяжную и частную адвокатуру. Этим же Декретом были созданы советские суды. В качестве защитников и обвинителей допускались все «непорочные лица обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». Вопрос о судебной защите решался именно таким образом, хотя специальной организации защиты создано не было2.

19 декабря  1917 г. была издана инструкция «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». В соответствии с этой Инструкцией народным комиссариатом юстиции при революционных трибуналах образовывались коллегии правозащитников, которые действовали наряду с общегражданскими обвинителями и защитниками.

7 марта  1918 г. был принят Декрет о суде, согласно которому была образована новая форма организации защиты: «При Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов учреждается коллегия лиц, посвятивших себя правозаступничеству, как в форме общественного обвинения, так и в форме общественной защиты. В эти коллегии поступают лица, направленные Советами рабочих, крестьянских депутатов. Только эти лица имеют право выступать в суде за плату»3.

На основании  Декрета о суде № 2 Советы депутатов  издали «Положение о коллегии правозаступников».

Декретом  предусматривалось, что члены коллегий правозаступников избирались и отзывались советами, при которых состояли коллегии. Каждый обвиняемый имел право сам  приглашать себе защитника или просить  суд о назначении правозаступника. Сохранялся порядок, согласно которому в судебных прениях могли выступить  по одному обвинителю и защитнику  из числа присутствовавших в зале судебного заседания.

В июле 1920 г. на III Всероссийском съезде деятелей советской юстиции было высказано мнение о том, что коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон себя не оправдывали (они злоупотребляли доверием, получали высокие гонорары и т.п.). В результате была дана команда на уничтожение коллегий еще до внесения изменений в законодательство.

Коллегии  правозаступников окончательно были упразднены Положением о народном суде РСФСР  1920 г. Согласно этому Положению были выделены из деятельности коллегий правозаступников функции обвинения. Обвинители должны были состоять при отделах юстиции, а право назначения и отзыва обвинителей было предоставлено губисполкомам.

Днем  рождения советской адвокатуры считается 22 мая 1922 г., когда III сессия Всероссийского Исполнительного комитета IX созыва утвердила своим Постановлением Положение об адвокатуре.

2.  ПОЛОЖЕНИЯ  О ПРОКУРАТУРЕ И АДВОКАТУРЕ

 

2.1 Положение о прокурорском надзоре от 26 июня 1922 г.  

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 1922 года 

В целях  осуществления надзора за соблюдением  законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью  Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет:

1. Учредить  в составе Народного Комиссариата  Юстиции Государственную Прокуратуру.

2. На  Прокуратуру возложить:

а) осуществление  надзора от имени государства  за законностью действий всех органов  власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций  и частных лиц путем возбуждения  уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон  постановлений;

б) непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия  преступлений, а также за деятельностью  органов Государственного Политического  Управления;

в) поддержание  обвинения на суде;

г) наблюдение за правильностью содержания заключенных  под стражей.

3. Во  главе Прокуратуры, в качестве  Прокурора Республики, стоит Народный  Комиссар Юстиции. В непосредственном  заведывании Прокурора Республики  находится входящий в состав  Народного Комиссариата Юстиции  Отдел Прокуратуры.

4. При  Прокуроре Республики в числе,  определенном штатами, состоят  его помощники, из которых один - выполняет прокурорские обязанности  при Верховном Трибунале Всероссийского  Центрального Исполнительного Комитета. Помощники Прокурора Республики  утверждаются Президиумом Всероссийского  Центрального Исполнительного Комитета  по представлению Прокурора Республики.

5. В непосредственном  подчинении Прокурора Республики  в каждой губернии и области  состоит Прокурор по назначению  Прокурора Республики, как из  работников центра, так и из  числа кандидатов, выдвигаемых руководящими  местными органами. Увольнение, перемещение  и отстранение от должности  Прокурора производится Прокурором  Республики.

Информация о работе Советская прокуратура и адвокатура