Соотношения морали и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:24, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть важные жизненные понятия морали и права.
Главные задачи:
Дать определение понятиям морали и права.
Рассмотреть единство права и морали
Рассмотреть отличительные особенности права и морали.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ И ПРАВА
1. Понятие морали
4
2. Структура и функции морали
5
3. Понятие права
10
4. Признаки и свойства права
11
ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ

1. Единство права и морали
16
2. Отличительные особенности права и морали
17
Заключение
21
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по теме Мораль и право.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

3

Глава I. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ  И ПРАВА

1. Понятие морали

4

2. Структура и функции  морали

5

3. Понятие права

10

4. Признаки и свойства  права

11

ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ

 

1. Единство права и  морали

16

2. Отличительные особенности права и морали

17

Заключение

21

Список литературы

22


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что от понимания права и морали, их сущности зависит подход к пониманию многих правовых и социальных явлений, решение теоретических и практических вопросов жизни общества.

Цель работы – рассмотреть важные жизненные понятия морали и права.

Главные задачи:

  1. Дать определение понятиям морали и права.
  2. Рассмотреть единство права и морали
  3. Рассмотреть отличительные особенности права и морали.

 

Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации социальных норм.

Под социальными нормами понимается общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, реализация которых обеспечивается авторитетом государства.

Различные виды социальных норм тесно переплетены между собой, но приоритетный интерес для юридической науки представляют право и мораль.

Право присутствует в наиболее значимых, жизненно важных сферах общественного регулирования, со временем охватывая все больший спектр социальных связей. В то же время мораль пронизывает практически все многообразие отношений между людьми, неизбежно закрепляясь при этом во многих правовых нормах.

                                    Глава I. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ  И ПРАВА

1. Понятие морали

Мораль (от латинского moralis — нравственный; mores — нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни: производственная деятельность, быт, семейные, межличностные отношения и д.р. Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения [6;118].

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам [4;85].

2. Структура и  функции морали

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют 

−  регулятивную;

−  воспитательную; 

−  познавательную; 

−  оценочно-императивную; 

−  ориентирующую;

−  мотивационную;

−  коммуникативную; 

−  прогностическую;

и некоторые другие ее функции.

Первостепенный  интерес  для  юристов  представляют  такие функции  морали,  как  регулятивная  и  воспитательная.  Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует  практическую  деятельность  человека  с  точки  зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании личности, ее самосознания. Мораль способствует  становлению  взглядов  на  цель  и  смысл жизни,  осознанию  человеком  своего  достоинства,  долга  перед  другими  людьми  и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других.  Эту  функцию  принято  характеризовать  как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Как  говорилось  выше,  мораль  выступает  регулятором  общественных  отношений,  субъектами  которых  являются  как  отдельные  индивиды,  так и общество в целом. В процессе этих общественных отношений  происходит  саморегуляция морального  поведения личности и моральная саморегуляция социальной среды в целом. Мораль регулирует практически все  сферы жизнедеятельности человека. Регулируя  поведение  человека, мораль  предъявляет  к  нему максимальные требования. Кроме того, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убеждения  человека (хотя  как  общество,  так  и  индивид  могут  быть  не правы).

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и  как вид общественных отношений, и  как действующие в обществе  нормы  поведения,  регулирующие  деятельность  человека — нравственную деятельность[8;250]..

Нравственное  сознание  является  одним  из  элементов  морали, представляющим  собой  ее  идеальную,  субъективную  сторону. Нравственное  сознание  предписывает  людям  определенные  поведение  и поступки  в  качестве  их  долга.  Нравственное  сознание  дает  оценку разным  явлениям  социальной  действительности (поступка,  его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении,  похвале или порицании,  симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание — форма общественного сознания и одновременно  область  индивидуального  сознания  личности.  В  последнем  важное  место  занимает  самооценка  человека,  связанная  с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Нравственная  деятельность  представляет  собой  объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда  поступок,  поведение,  их  мотивы  поддаются  оценке  с  позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность  поступков  человека,  имеющих  нравственное  значение,  совершаемых  им  в относительно  продолжительный период  в постоянных  или  изменяющихся  условиях,  принято  называть  поведением. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

В  структуре морали принято различать образующие ее  элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение  человека  в  обществе,  его  отношение  к другим людям,  к  обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные  нормы  определяют  содержание  поведения,  то,  как принято  поступать  в  определенной  ситуации,  то  есть  присущие  данному обществу, социальной  группе нравы. Нравы  повседневно  воспроизводятся в жизни общества силой  традиции, авторитетом и властью общепризнанной и  поддерживаемой  всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

Моральная  норма  в  принципе  рассчитана  на  добровольное  исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном  духовном  воздействии.  Они  означают  нравственный запрет  совершать  подобные  поступки  в  будущем,  адресованный  как конкретному  человеку,  так  и  всем  окружающим.  Моральная  санкция подкрепляет  нравственные  требования,  содержащиеся  в  моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных  норм может  влечь  за  собой  помимо моральных  санкций  санкции  иного  рода (дисциплинарные  или  предусмотренные  нормами  общественных  организаций).  Например,  если военнослужащий  солгал  своему  командиру,  то  за  этим  бесчестным поступком  в соответствии  со  степенью его  тяжести на основании  воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные  нормы  могут  выражаться  как в  негативной,  запрещающей  форме (например,  Моисеевы  законы —  Десять  заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований,  в  наиболее  общем  виде  раскрывающая  содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют  общее  направление  деятельности  человека  и  лежат  в  основе частных,  конкретных  норм  поведения. В  этом  отношении  они  служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен  совершать человек,  как вести  себя в  типичных  ситуациях,  то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К  числу  моральных  принципов  относятся  такие  общие  начала нравственности, как:

− гуманизм — признание человека высшей ценностью; 

− альтруизм — бескорыстное служение ближнему; 

− милосердие —  сострадательная  и  деятельная  любовь,  выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; 

− коллективизм —  сознательное  стремление  содействовать  общему благу; 

− отказ  от  индивидуализма —  противопоставления  индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме  принципов,  характеризующих  сущность  той  или  иной нравственности,  различают  так  называемые формальные  принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы,  например,  сознательность  и  противоположные  ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы — понятия морального  сознания,  в  которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде  образа  нравственно  совершенной  личности,  представления  о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные  качества.

Нравственный идеал, принятый человеком,  указывает  конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным  сознанием,  определяет  цель  воспитания,  влияет  на  со держание моральных принципов и норм. Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе  совершенного  общества,  построенного  на  требованиях  высшей справедливости, гуманизма [2;190].

Информация о работе Соотношения морали и права