Соотношение права и морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 15:12, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена следующими факторами: каждая
страна, а особенно такая страна как Россия, имеет свои неповторимые
особенности, она развивается как по общим, так и по своим специфическим
«закономерностям». Это означает, что общие закономерности развития и
функционирования права в сочетании с российской действительностью и
традициями развития страны, безусловно, проходят определенный процесс
модификации, приобретая особые черты. Эти черты не могут не учитываться
обществоведением, в том числе и теорией права. Россия имеет богатейшую
многовековую историю.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие права 4
2. Понятие морали 8
3. Соотношения права и морали 11
Заключение 14
Список литературы

Файлы: 1 файл

КР БВ Проф.этика.pdf

— 268.53 Кб (Скачать файл)
Page 1
2
Содержание
Стр.
Введение
3
1.
Понятие права
4
2.
Понятие морали
8
3.
Соотношения права и морали
11
Заключение
14
Список литературы
15

Page 2

3
Введение
Темой представленной контрольной работы является соотношение права
и морали. Актуальность темы обусловлена следующими факторами: каждая
страна, а особенно такая страна как Россия, имеет свои неповторимые
особенности, она развивается как по общим, так и по своим специфическим
«закономерностям». Это означает, что общие закономерности развития и
функционирования права в сочетании с российской действительностью и
традициями развития страны, безусловно, проходят определенный процесс
модификации, приобретая особые черты. Эти черты не могут не учитываться
обществоведением, в том числе и теорией права. Россия имеет богатейшую
многовековую
историю.
Она
традиционно
складывалась
как
многонациональное и в то же время, централизованное государство. Ее
геополитическое положение делало страну и общество открытыми для
восприятия как западноевропейского, так и азиатского опыта. Очень поздно, по
сравнению с Западной Европой, только в 60-х годах XIX века в России
начались демократические реформы, такие как отмена крепостного права,
земская и судебная реформы, данные правовые преобразования, безусловно,
оказали свое влияние на российскую правовую систему.
Целью работы является изучение проблем, связанных с институтами
права и морали, их ролью и соотношением в социальной среде, а также
влиянием на поведение участников общественных отношений. Данная цель
реализуется через решение следующих задач:

исследование понятия права и понятия морали;

изучение соотношения представленных понятий;

комплексное подведение итого работы.
Для решения указанных задач были применены следующие методы
исследования, а именно: обзор и анализ теоретической литературы по указанной
теме, а также ее систематизация.
По своей структуре работа состоит из введения, трех глав
исследования, заключения и списка используемой литературы.

Page 3

4
1. Понятие права
В настоящее время в литературе до сих пор нет единого мнения
относительно понятия права. Учитывая его сложную природу, И. Кант заметил,
что «юристы до сих пор ищут свое определение права».
1
Его слова справедливы
и сегодня. Более того, по мнению российского учёного Спиридонова Л. И., вряд
ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-
логических средств, которые только могут быть использованы для разработки
традиционных определений.
2
Наиболее приемлемое с точки зрения
нормативного понимания понятие права можно сформулировать следующим
образом: право – это система общеобязательных, формально определенных
норм, установленных или санкционируемых государством, обеспеченных
возможностью государственного принуждения в случае их нарушения,
выражающих государственную волю и направленных на регулирование
общественных отношений.
3
В государственно-организованном обществе право
закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей,
выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов
между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует
формирование, порядок деятельности представительных органов, органов
государственного управления (конституционное право, административное
право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие
общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право,
процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных
отношений (семейное право).
Следует также отметить, что в истории правовой мысли никогда не
существовало единого мнения и по вопросу о происхождении и сущности права.
Сложность и многоаспектность этого явления порождало различные мнения,
взгляды, идеи.
4
Сформировались различные теории по вопросу происхождения
и сущности права. К наиболее распространенным их них относятся:
1
См: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. С. 80.
2
См: Спиридонов Л. И. Теория государства и права. С. 100.
3
См: Масюкевич О.В. Теория государства и права. С. 124.
4
См: Масюкевич О.В. Теория государства и права. С.115.

Page 4

5
теологическая, теория естественного права, нормативистская, социологическая,
психологическая, историческая, марксистская теория. Казалось бы, истинной
может быть только одна теория. Однако такой схематический подход к столь
сложному социальному институту, как право был бы неверным. Многие теории
охватывают лишь те или иные стороны происхождения права, и не в состоянии
до конца передать всю сущность и специфику тех или иных явлений. Наиболее
важно в общей характеристике этих теорий, (часть из которых зародилась в
глубокой древности или в средние века), наряду с критическим отношением,
выделять позитивные моменты которые они, без сомнения содержат.
Представленные теории автор предполагает рассмотреть более подробно.
Теологическая теория, ее представителями являются Фома Аквинский,
Жак Маритен, Жозеф де Местер – сторонник королевского абсолютизма во
Франции в 19 веке и др. Основные положения этой теории заключаются в
следующем:
 право создано Богом, как и государство, как и весь мир;
 в праве выражается Божья воля, которая священна;
 правовые предписания незыблемы, подлежат неукоснительному
соблюдению и исполнению;
 в правовых установлениях находят свое выражение представления о
добре, совести и справедливости.
1
Теория естественного (возрожденного) права. Возникла в XVIII веке. Её
развитием занимались: Руссо, Локк и другие. Они полагали, что каждый
человек рождается с некоторым набором естественных и неотчуждаемых прав
(все равны), затем в результате каких-то конфликтов возникла необходимость в
механизме реализации этих прав (так как не все согласны, что «мои права
кончаются там, где начинается свобода другого»). Согласно этой теории
существующее в обществе право делится на две части: позитивное право
(которое выражено в законах, поддерживается государственным авторитетом,
при этом каждая страна имеет своё право, которое право должно
1
См: Масюкевич О.В. Теория государства и права. С. 115.

Page 5

6
соответствовать справедливости) и естественное право (вечно, неизменно, выше
позитивного права, одинаково для всех народов).
Нормативистская теория. Основоположник Ганс Хельбр он предполагал,
что существует некая основная норма, которая дана каждому человеку для его
ощущения, социально активные люди и формируют, согласно своим
ощущениям, конституционное право (второй уровень норм), затем избранные
народом законодатели, на их основе формируют текущее законодательство, а
судьи и администраторы приспосабливают его к реальности.
Социологическая (Гарвардская) школа права - одно из направлений науки
права ХХ в. «Социологи исходили из того, что право формируется из
общественной практики, но свое юридическое закрепление находит в судебных
решениях. Сторонники социологической школы права считали, что
действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным
условиям». Основные положения данной теории состоят в том, что всё право в
обществе состоит из двух частей: книжное «мёртвое» право, записанное в
конституции; и действующее «живое» право, в виде решений судебных органов,
с которыми люди сталкиваются в своей деятельности. В этой связи социологи
придавали большое значение свободе судейского усмотрения, т. е. меньшей
связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности.
Крупнейший представитель социологической школы права - американский
ученый Роско Паунд.
Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму
получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и
другие. Основными идеями этой доктрины являются:
1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том
числе его мораль, право, государство;
2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя,
а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей,
которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой

Page 6

7
переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная
норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);
3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные
(исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние
могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от
позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому
должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью
переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу
карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п.,
которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т.д.
Историческая школа права. Она сформировалась в конце XVIII - начале
XIX века, её представителями были: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие.
Основные идеи названной доктрины:
1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается
договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается
постепенно, стихийно;
2) право - это, прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически
сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия).
Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр
«национального духа», глубин «народного сознания»;
3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма,
отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти
отражения никакие «естественные» права человека.
Марксистская теория, ее представителями являлись Карл Маркс, Фридрих
Энгельс, Владимир Ленин. Согласно данной теории право представляет собой
волю господствующего класса, облеченную в форму закона и опирающуюся на
принуждение со стороны государства. Данная теория происхождения права в
своём формационном подходе также предполагает и объяснение причин
происхождения государства. Основные положения теории заключаются в
следующем:

Page 7

8
 право возникает как классовое явление для того, чтобы обеспечить
интересы господствующего класса, выразить его волю;
 право является
классовым
явлением
по своей сущности,
обусловленное экономическими условиями;
 право создается государством как необходимый инструмент для
реализации его задач, поддержания интересов господствующего класса,
и, таким образом, государство имеет верховенство над правом;
 право - явление не вечное, оно отмирает вместе с государством,
которому на смену приходит коммунистическое общество со
свойственными регуляторами – правилами общежития.
2. Понятие морали
Мораль – это система исторически определенных взглядов, норм,
принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей,
регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу,
государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием,
силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо
социальной группы.
Содержание и само понимание терминов «мораль» и «нравственность» в
огромной степени зависят от историко-культурных факторов, традиций, а также
от идентификации источников. В морали «выражены представления людей о
добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии»
1
.
Повелевая, мораль оценивает, оценивая - познает. Вот то необычное
распределение функций, которое отличает ее, та особая последовательность
работы психологических механизмов, которая присуща нравственному
сознанию. Мораль возникает и развивается на основе потребности общества
регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль
считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных
процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является
1
См: Марченко М.Н. Общая теория государства и права. С.74.

Page 8

9
регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Мораль
включает: моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение.
Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы
прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям
может только то государственное устройство, в котором и право и мораль
находятся в теснейшем взаимодействии.
Мораль является такой же динамической регулятивной системой, как и
право. Ее исторический путь лежит от эквивалентных начал: око за око, зуб за
зуб (и более крупного – «кровная месть», «мне отмщение и аз воздам» и т.д.) до
начал неэквивалентных – «ударят по правой щеке, подставь левую», т.е. до
начал терпимости (толерантности, как определяют эти начала), прощения,
покаяния, воздаяния за зло добром т.д. Существует несколько научных
определений морали. Термин «мораль» по содержанию - латинский аналог
древнегреческого ethos (этика). В латинском языке есть слово «mos»
(множественное число - «mores»), обозначающее нрав, обычай, моду,
устойчивый порядок. На его базе Цицерон с целью обогащения языка образовал
прилагательное «моральный» (moralis) для обозначения этики, назвав её
philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV веке, появляется слово
«мораль» (moralitas), в качестве собирательной характеристики моральных
проявлений.
1
В словаре русского языка мораль определяется как «правила
нравственности и сама нравственность», а нравственность в свою очередь как
«правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества,
необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил,
поведение».
2
Термины «мораль» и «нравственность» однозначны.
3
В научной
литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные.
Впрочем, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая
под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью - степень их
1
См: Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. С. 65.
2
См: Ожегов С.И. Словарь русского языка. С. 291.
3
См: Черданцев А.Ф. Теория государства и права. С. 323.

Page 9

10
соблюдения, т.е. фактическое состояние, уровень морали. В данном случае мы
исходим из тождественности этих понятий.
1
В современной философской литературе под моралью понимается
нравственность, как особая форма общественного сознания и вид
общественных отношений, один из основных способов регуляции действий
человека в обществе с помощью норм.
В то же время моральные установки внутри одной культурной традиции
могут существенно различаться в разных ситуациях. Одним из наиболее ярких
примеров такого варианта является библейская притча о человеке, готовом
принести в жертву Богу своего единственного сына, согласно божественному
повелению. Разумеется, убийство невинного ребенка является совершенно не
соответствующим нормам христианской морали. Однако в случае, если этого
хочет Бог, такой поступок для христианина перестает быть антиморальным
(хотя остается личной трагедией), поскольку источником установлений,
составляющих систему морали для христианина, является Бог, а значит, ни
одно его повеление по определению не может быть не моральным. Еще более
изменчивыми являются моральные нормы и приоритеты, разделяемые
различными субъектами, поскольку в этом случае дополнительным
действующим фактором становятся особенности психики и личный опыт
каждого отдельного человека.
Современная наука о морали приходит к убеждению, что совокупность
переживаемых людьми моральных чувств и признаваемых ими моральных
принципов не поддается сведению на единую верховную аксиому, из которой
все они вытекали бы, как выводы из логической посылки.
Не существует также единого морального постулата, исходя из которого
можно было бы развить логическую систему нравственности так, чтобы она
охватывала все без исключения суждения, подводящие явления под категории
«добра» и «зла», «нельзя распутать сложного и запутанного узора морального
мира, найдя начало одной его нити, ибо узор этот образован из нескольких
1
См: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права (конспект лекций). С.292.

Page 10

11
переплетающихся и взаимно перекрещивающихся нитей».
1
Задача науки о
морали может заключаться только в том, чтобы отделить каждую из этих нитей
от других и показать, каким образом они сплетаются в живую ткань моральной
жизни.
3. Соотношения права и морали
Для более глубокого изучения институтов права необходимо выяснить
взаимосвязь социальных норм между собой. Особенно это касается
соотношения правовых и моральных норм. В основе права лежат нравственные
ценности, моральные принципы, которые находят в нем свое формальное
выражение. Правовая система конкретного государства отражает нравственные
установления всего общества.
Моральные нормы представляют собой правила поведения, сложившиеся
в процессе исторического развития общества и отражающие представления
людей о добре и зле, справедливости, чести, достоинстве, совести.
Моральные нормы проявляются в поступках человека, как в отношении
окружающих, так и в отношении самого себя. Нравственные начала
формируются у человека на основе его жизненного опыта, взглядов, убеждений,
и т.д. Однако немаловажную роль в процессе формирования моральных
ценностей личности играет его окружение, общество, в котором живет человек,
а также государство, гражданином которого он является. Действие моральных
норм охватывает личную жизнь человека, жизнедеятельность всего общества,
поэтому право должно содержать в своей основе нравственные принципы. В
противном случае отторжение права от нравственных начал повлечет за собой
нарушение требований законности, несоблюдение обществом правовых
предписаний. Каждый в большинстве случаев будет поступать так, как велит
ему совесть. Таким образом, право и мораль находятся в тесном
взаимодействии.
Однако отождествлять понятия «право» и «мораль» тоже нельзя, поскольку
наряду с их общими признаками существуют и различия. В большинстве
1
См: Франк С.Л. Ницше и этика «любви к дальнему». С.4.

Page 11

12
случаев право и мораль взаимодействуют, но между ними могут существовать и
противоречия. Целесообразным является рассмотрение сходства и различия
между правом и моралью. К общим признакам, характерным и для права, и
морали, относятся следующие: они выступают социальными нормативными
регуляторами; их целью является регулирование общественных отношений,
поддержание общественного порядка; направлены на единый объект
регулирования — общественные отношения; определяют меру возможного и
должного поведения субъектов общественной жизни; находятся под
воздействием политических, социальных и экономических факторов.
Как было сказано выше, наряду с общими чертами, между правом и
моралью есть и довольно значительные различия. Главные среди них
следующие:
1.
Мораль и право возникают в разное время. Мораль существует с
момента возникновения человеческого общества, всегда сопутствует жизни и
деятельности личности, в то время как право складывается позже, на
определенной ступени социального развития, когда общество разделяется на
противоположные классы и возникает государство.
2.
Нормы
права
создаются
(изменяются,
отменяются)
государством в процессе деятельности полномочных государственных органов
либо санкционируются им (акты некоторых общественных организаций,
например органов местного самоуправления). Правотворчество - это монополия
государства, его исключительная прерогатива. Для создания норм морали не
нужна специальная целенаправленная деятельность. Они формируются
стихийно в процессе жизни и практической деятельности людей, спонтанно
признаются, как бы санкционируются социальными общностями, группами,
коллективами, не имеют государственно-властного значения и не нуждаются в
признании государством.
3.
Правовые нормы формально определены, т.е. закрепляются в
официальных письменных актах государства (законах, иных нормативных
правовых актах, судебных решениях и т.д.) либо иных санкционированных

Page 12

13
государством текстах (религиозные книги, произведения видных ученых-
юристов), на которые можно ссылаться при решении юридических дел, и вне
такой внешне выраженной официальной формы существовать не могут.
Моральные же нормы и принципы, как правило, не имеют четких, письменно
зафиксированных и тем более официальных форм выражения и существуют в
основном в сознании людей. Правда, некоторые из них формулируются в
произведениях литературы, искусства, религиозных источниках, таких как
Библия, Талмуд, Коран.
4.
У морали и права различны оценочные критерии поведения
людей. В праве используются такие критерии как правомерно-неправомерно,
законно-незаконно, имеет право - несет обязанность и т.д. Для моральной
оценки существуют иные критерии: морально-аморально, честно-нечестно,
похвально-постыдно, благородно-подло и т.д.
5.
Мораль и право не всегда совпадают также и по сферам их
действия. Мораль регулирует более обширный круг отношений, и ее
воздействие на социальные связи шире и глубже. Практически не существует
областей жизни людей, которые в той или иной степени не подлежат
моральным оценкам. Право же регулирует не все, а наиболее важные сферы
общественных отношений (собственность, власть, правосудие, экология,
взаимоотношения личности и государства и некоторые другие), которые могут
и должны быть регламентированы государственно-властными средствами, где
возможно и необходимо властное вмешательство государства. Целый ряд
личных, бытовых и иных отношений, в сферу регулирующего воздействия
права не входят.
6.
Право и мораль различны также и по степени конкретности
своих предписаний. Моральные нормы обычно носят более общий характер и
представляют собой, как правило, принципы поведения, рассчитанные на
большой
комплекс
разнообразных
поступков
(принципиальность,
взаимопомощь, правдивость и т.д.). Нормы же права обычно более конкретны,
четко указывают права и обязанности участников правоотношений.

Page 13

14
Заключение
В заключение данной работы можно прийти к ряду следующих ключевых
выводов. Анализируя соотношение права и морали, необходимо отметить, что
выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой
мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны
противоречить положительным устоям общества, государственным органами в
обязательном порядке необходимо учитывать их при разработке нормативных
правовых актов. Право и мораль находятся в тесном единстве и взаимодействии.
С помощью норм права государство добивается утверждения прогрессивных
норм морали, которые в свою очередь способствуют укреплению морального
авторитета права, воспринимаемого как социальная ценность всего общества.
Соблюдение норм права входит в содержание нравственного долга граждан в
обществе. Именно с развитием морального и правового сознания повышается
авторитет норм права.
Право должно способствовать утверждению идеалов добра и
справедливости в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы
обращаются при определении юридических мер к моральным нормам, а
некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы,
усиливая их юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана
моральных норм и нравственных устоев. Эффективность правовых норм, их
исполнение во многом обусловливается тем, насколько они соответствуют
требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере,
не должны противоречить правилам морали. Право в целом должно
соответствовать моральным взглядам общества.
Мораль - необходимая принадлежность любого цивилизованного
общества. При этом необходимо отметить, что всякое нарушение норм права
является аморальным поступком, однако не всякое нарушение моральных норм
является противоправным деянием. В некоторых случаях право способствует
избавлению общества от устаревших моральных догм.

Page 14

15
Список литературы
1. Бай Н.Г., Безбах В.В. Правоведение. Учебное пособие.//М.:
Юриспруденция, 2005.
2. Букреев В. И. Римская И. Н. Этика права. - М.: Юрайт, 2007. - 336с.
3. Комаров С. А. Общая теория государства и права. Учебник для ВУЗов. -
2-е изд., изм. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2008. - 416с.
4. Лукашева, Е. А. Право, мораль, личность. /Отв. ред. В. М. Чхиквадзе. -
М.: Наука, 1986. - 263с.
5. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. Учебное
пособие. - М.: Юристъ, 2011. - 656с.
6. Масюкевич О.П. Теория государства и права. Учебное пособие.//М.:
«Дашков и К» 2009.- 318с.
7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник.//М.:
Юристъ, 2008. - 512с.
8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс
лекций.//М.: Юристъ, 2011, 2-е изд. - 776с.
9. Мелехин А. В.Теория государства и права: учебник, М.: Маркет ДС,
2009.
10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.,2007. - 912с.
11. Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник. М.: Городец,
2010. - 544с.
12. Современная универсальная Российская энциклопедия, М., 2010.
13. Словарь по этике. /Под ред. Кона И. С. - 3-е изд. - М.: Полит.
лит.,1975.
14. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. Учебник. - М.:
Проспект, 2011. - 304с.
15. Франк С. Л. Ницше и этика «любви к дальнему» //Франк С. Л.
Сочинения. - М.,2005. - 32с.
16. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.:
Юрайт - М, 2012.- 432с.

Информация о работе Соотношение права и морали