Соотношение государства, права и экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Объектом теоретического исследования данной работы является сфера взаимоотношения государства, права и экономики как взаимосвязанных и взаимообусловленных институтов современного общества.
Задачей исследования выступает анализ концептуальных подходов к исследованию трактовок понятий государства, права и экономики, сущности, содержания и пределов их взаимодействия.
Методологическую основу данной работы составляют общенаучные методы, а именно анализ, синтез, системный и функциональный подходы, а также юридические, такие как формально-юридический и сравнительно-правовой.

Файлы: 1 файл

Соотношение государства права и экономики.docx

— 87.63 Кб (Скачать файл)

Несмотря на большую кодификационную  работу, феодальное право не удовлетворяло  развивающиеся экономические отношения. Римское право, возникшее в условиях развитого товарного производства, господства частной собственности  и высокой юридической культуры, стало своего рода находкой для развивающегося мелкотоварного производства, вместе с тем дуализм обычного и римского права открывал неограниченные возможности  для судебного и административного  произвола Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права. / З.М. Черниловский - М.: Эксмо-Пресс, 2006. - С.181..

Несколько по-иному складывалась правовая ситуация в Англии. Норманское завоевание (1066 г.) не только повлияло на дальнейшее социально-экономическое и политическое развитие страны, но и произвело революцию в праве. Английский феодализм существенно отличался от феодализма, господствовавшего в континентальной Европе. Норманская королевская власть создала систему прямой зависимости феодала от короля, избежав тем самым обособленности феодальных владений. В интересы королевской власти входило вмешательство в правосудие. Таким образом, в противовес местным обычаям "общее право - право английское и общее для всей Англии - было создано исключительно королевскими судами" Рене Давид, Жоффре-Спинози Камилла. Основные правовые системы со-временности. / Рене Давид, Жоффре-Спинози Камилла - М.: Центрполиграф, 2005. - С. 211.. Но королевские суды не могли успевать в своем развитии за потребностями социально-экономического и политического развития английского общества. Соперником общего права стало право справедливости, которое изначально представляло собой вмешательство короля в решения, вынесенные королевскими судами, а затем являло собой дополнения или коррективы к правовым принципам, применяемым королевскими судами.

Рецепция римского права в континентальной  Европе, становление права справедливости в Англии было вызвано к жизни, по всей видимости, появлением и развитием  раннекапиталистических отношений.

Идеологическое обоснование развивающиеся  экономические отношения нашли  в эпоху Реформации. Существовавшие до этого товарные отношения носили скорее эпизодический характер и  в силу определенных причин не получали широкого распространения "капиталистического духа" Вебер, М. Протестантская этика  и дух капитализма. // Избранные  произве-дения. - М.: Прогресс, 2000. - С. 61.. Как это отразилось на праве? Прежде всего, Реформация сделала первый шаг к установлению рационалистического естественно-правового мышления, которое получило свое теоретическое обоснование в эпоху Просвещения и успешно развивалось в дальнейшем.

Естественное право, речь о котором  шла еще в античности, рассматривалось  как самостоятельный источник права, основанный на извечно установленном  порядке и на требованиях справедливости. Основой же рационалистического  естественного права становится человеческий разум.

Восстановление социальной и экономической  справедливости воплотилось в лозунге "Свобода! Равенство! Братство!" эпохи  буржуазных революций. Понимание свободы  исходило не только из личной свободы  индивида, но и прежде всего из права  собственности, которое требовало  правового закрепления и охраны. В Декларации прав человека и гражданина Великой Французской революции 1789 г. утверждается естественное право  человека на собственность; право собственности  рассматривается в качестве неприкосновенного  и священного. Идея равенства, помимо равенства всех перед законом, предполагала равенство возможностей и равенство  исходного пункта. Новгородцев, П.И. Кризис современного правосознания. Репринтное издание 1909 г. / И.П. Новгородцев. - М.: Ренессанс, 2009. - С. 334. Призыв к братству имел глубокие экономические корни. Экономическая деятельность развивающегося капиталистического общества не могла ограничиваться только рамками отдельного государства, поэтому требовала коренных политико-правовых изменений на всех территориях, где имела свой экономический интерес буржуазия. Отсюда космополитизм идей естественного права: "Если естественное право едино, вечно и неизменно, а задача законодателя состоит в приспособлении положительного права к естественному, то не может и не должно быть права французского, английского, немецкого. Право только одно - человеческое" Шершеневич, Г.Ф. Общая теория права. Т. 2. / Г.Ф. Шершеневич - М.: Академия, 2005. - С. 92..

Спустя столетия, в 1948 г., мировое  сообщество в лице ООН приняло  Декларацию прав человека, являющуюся эталоном правового регулирования  цивилизованного общества, в основу которой положены идеи естественно-правового учения.

Таким образом, поиск социальной справедливости в складывающихся капиталистических  отношениях в противовес отживающим феодальным породил необходимость  правового закрепления основных элементов новой экономической  системы, таких, как экономическая  свобода, неприкосновенность собственности  и равенство хозяйствующих субъектов.

Исторически именно в эпоху становления  капиталистических отношений оформились основные национальные правовые системы, и право, будучи их основным элементом, превратилось в непременный атрибут  общественной жизни, обладающий относительной  самостоятельностью. В свою очередь, экономическая деятельность, приобретя  черты рыночной, другими словами, саморегулирующейся и саморазвивающейся  сферы общественного бытия, так  же как и право, становится относительно самостоятельной.

Разработанные Марксом и Энгельсом  теоретические положения о закономерностях  связи экономики и права, в  принципе, достоверны. Однако в дальнейшем обратное влияние права на экономику  было сильно преувеличено в теории и практике «социалистического строительства». Это было обусловлено тем, что  главным собственником в социалистическом обществе было государство, которое  планы своей экономической деятельности объявляло юридическим законом, а необходимость достижения тех  или иных результатов в экономике  формулировало как юридические  требования.

С октября 1917 г. в России утверждалась практика тотального переустройства экономической  жизни. Государство провозглашалось  главным орудием построения новых, прежде всего экономических, отношений. Общая схема соотношения экономики, государства и права представлялась таким образом, что право есть концентрированное выражение политики, а сама политика - концентрированное  выражение экономики.

Частная и общественная собственность  рассматривались как антагонисты. Переход к общественной собственности  предполагает захват политической власти и создание принципиально нового государства, которое сосредоточивает  в своих руках практически  все объекты собственности, ограничив  до минимума экономическую свободу  граждан.

Ограничение экономической свободы  граждан приводит у ограничению всех свобод и сосредоточению огромной власти в руках новоявленной бюрократии. Именно бюрократия становится реальным собственником средств производства. Такова логика огосударствления собственности на средства производства при одновременном сокращении экономической свободы граждан. Действительное экономическое движение и экономическая инициатива, образно говоря, загоняются в подполье, появляется так называемая «теневая экономика».

Соотношение права и экономики, как оно интерпретировалось сторонниками экономического детерминизма, сводившими право к проявлению политики, определяемой экономической структурой общества, на практике привело к обеднению (в понимании и значении) права  в жизни общества. Ограниченность этой схемы в том, что она была именно схемой и не учитывала другие реалии человеческого существования. Впрочем, Ф. Энгельс предостерегал  последователей марксизма от упрощенного  понимания соотношения экономического базиса и политической, правовой надстройки.

3. АЛТЕРНАТИВНЫЕ ТОЧКИ  ЗРЕНИЯ НА ПРОБЛЕМУ СООТНОШЕНИЯ  ГОСУДАРСТВА, ПРАВА И ЭКОНОМИКИ  И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО МИРА

Из всех альтернативных теорий соотношения  государства, права и экономики  наиболее удаленной является концепция  либерализма и свободного рыночного  хозяйства. Ее видные представители  Ф. Хайек, М. Фридман, Дж. Хикс.

В самом общем виде эту теорию можно свести к следующим положениям:

- основополагающий принцип заключается  в том, что нужно опираться  на спонтанные силы общества  и как можно меньше прибегать  к принуждению;

- не может свобода личная  и политическая существовать  без свободы экономической;

- невозможна замена конкуренции  координацией сверху: конкуренция  позволяет координировать деятельность  внутренним образом, избегая насильственного  вмешательства, и дает шанс  индивиду принимать самостоятельные  экономические решения;

- планирование возможно лишь  тогда, когда оно способствует  конкуренции, не действует против  нее;

- система, основанная на конкуренции,  нуждается в разумном правовом  механизме, вместе с тем есть  области, где никакие правовые  установления не могут создать  условий для функционирования  частной собственности и конкуренции;

- государство должно ограничиваться  установлениями общих правил, способствующих  развитию конкуренции, законодательство  должно быть сконструировано  для охраны и развития конкуренции;

- формальное равенство перед  законом несовместимо с любыми  действиями государства, нацеленными  на обеспечение материального  равенства различных людей, и  всякий политический курс, основанный  на идее справедливого распределения,  однозначно ведет к разрушению  правозаконности. Хайек, Ф. Дорога к рабству. / Ф. Хайек - СПб.: Иностранная литература, 2002. - С.65.

Подобное взаимоотношение между  правом и экономикой было характерно для многих стран Европы и Америки  до экономического кризиса 1929-1933 гг., когда  функционирование экономики в большей  степени основывалось на спонтанных процессах, нежели на каких-либо организующих, в том числе правовых.

И в современности либеральная  модель правового регулирования  также развивается в соответствии с теорией «государство - ночной сторож». Другими словами, государство  всегда призвано охранять складывающиеся между хозяйствующими субъектами отношения, но не вмешиваться в их внутренние дела. Разумеется, при условии, если их отношения не направлены против общества, государства, остальных граждан.

Но было бы неверно представлять дело так, что экономические отношения  являются предметом регулирования  частного права, и только. Публичное  право также имеет в сфере  экономики большое значение. Именно оно создает устойчивую основу здоровой экономики, закрепляя формы собственности, принципы демократии со всеми ее сдержками  и противовесами. Публичное право  нельзя непременно отождествлять с  авторитаризмом и тоталитаризмом. При  нормальном общественном развитии наблюдается  своего рода конвергенция (соединение) систем публичного и частного права.

При этом частное право предопределяет сугубо правовые признаки экономических  отношений в их рыночном варианте: равенство участников, свобода действий, самостоятельная ответственность, диспозитивность и альтернативность прав, возможность выбора в защите прав.

Одним из направлений экономической  теории запада явилась концепция  институционализма в ее различных модификациях. Название концепции (от лат. institutum - установление, устройство, учреждение) выражает намерение авторов дать системный анализ процессов и явлений, называемых ими институтами. Общим для представителей институционализма являются практические рекомендации "социального контроля" над рыночной экономикой.

Автор социально-психологического институционализма Торстен Б. Веблен считал основой экономики хозяйственное поведение людей, подчиняющихся определенным психологическим мотивациям. В истории человечества он выделяет несколько стадий. На ранних стадиях социальные институты только зарождались, а социальное регулирование осуществлялось на уровне инстинктов, на последующих стадиях инстинкты развиваются и имеют основополагающее значение.

Социально-правовую разновидность  институционализма возглавил Дж. Коммонс, который в экономических отношениях решающую роль отводил юридической стороне, правовым отношениям. Так, например, величину стоимости он связывал не с процессом производства, а с юридической процедурой: стоимость в его трактовке определяется соглашением сторон (сделкой). Изучая судебную практику по экономическим спорам, Коммонс сделал вывод, что независимое правосудие с помощью решений по конкретным делам может осуществлять контроль над экономикой.

Основная идея концепции Дж. Коммонса состоит в том, что государство должно осуществлять контроль и регулирование рыночной экономики; по его мнению, прежде всего законодательная деятельность государства, работа правительственных комиссий способны уладить возникающие экономические противоречия.

В период Великой депрессии некоторые  идеи институционалистов были взяты на вооружение государственными деятелями. Общеизвестно, что "новый курс" Ф. Рузвельта - президента США имел в своей основе учения институционалистов. При этом с помощью правовых установлений происходило сглаживание социально-экономических противоречий в период величайшего мирового кризиса. Но природа и практика развития рыночной экономики, не могли долго мириться с подобным государственно-правовым вмешательством в экономическую жизнь, и с конца 30-х годов получает свое распространение теория регулируемого капитализма, или кейнсианства, по имени основоположника этого учения английского ученого-экономиста Джона Мейнарда Кейнса.

Информация о работе Соотношение государства, права и экономики