Соотношение государства, права и экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Объектом теоретического исследования данной работы является сфера взаимоотношения государства, права и экономики как взаимосвязанных и взаимообусловленных институтов современного общества.
Задачей исследования выступает анализ концептуальных подходов к исследованию трактовок понятий государства, права и экономики, сущности, содержания и пределов их взаимодействия.
Методологическую основу данной работы составляют общенаучные методы, а именно анализ, синтез, системный и функциональный подходы, а также юридические, такие как формально-юридический и сравнительно-правовой.

Файлы: 1 файл

Соотношение государства права и экономики.docx

— 87.63 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

Тема:

«Соотношение  государства, права и экономики»

Троицк, 2009

Введение

Государство и право - объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства  и права. Теория государства и  права занимает ведущее место  в системе юридических наук, так  как основным для нее является исследование государства и права. (13)

Вопрос о соотношении  между правом, государством и экономикой относится к числу наиболее острых политических и идеологических вопросов. Анализ данной проблематики в прикладном, практическом, так же как и в общетеоретическом, плане - задача весьма сложная и многоаспектная. Ее решению посвящен огромный пласт научной и популярной литературы. Однако тема по-прежнему остается актуальной. Причин тому много. Главные из них применительно, например, к современному Российскому государству, праву и экономике - обобщение и использование зарубежного и отечественного опыта с целью нахождения наиболее оптимальных путей и форм их взаимодействия.

Взаимодействие государства, права и экономики на протяжении долгого времени вызывает повышенной интерес, как в науке, так и  на практике. Это, прежде всего, связано  с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма существенно  затрагивает интересы и потребности  различных социальных групп и  отдельных граждан. 
В современной науки и теории эта проблема представляет особый интерес. С началом глубочайших изменений коснувшихся организации государственной власти, правовой системы, экономики соответственно изменилось и их соотношение, представлении об их связях и воздействиях друг на друга. Пристальное изучение этой проблемы необходимо для осмысления ошибок допущенных в прошлом, и построении системы, наиболее рационального взаимодействия государства, права и экономики. (4)

Данная тема всегда будет  вызывать споры, во-первых, потому что  с поступательных развитием общества все многообразие правовых, государственных  и экономических отношений постоянно  изменяется, так же как и их соотношение. Во-вторых, в каждой стране развитие и взаимодействие государства, права  и экономики складывается с особой спецификой.

В юридическом аспекте  разработкой данной проблемы занимались такие исследователи как А.В. Венедиктов, Р.О. Халфина, Н.В. Витрук, В.П. Грибанов, Г.В. Матузов, Ю.В. Толстой, В.П. Чхивадзе, Д.А. Керимов, А.И. Экимов, В.В. Степанян, Н.А. Шайкенов и другие.

Объектом теоретического исследования данной работы является сфера взаимоотношения государства, права и экономики как взаимосвязанных  и взаимообусловленных институтов современного общества.

Задачей исследования выступает  анализ концептуальных подходов к исследованию трактовок понятий государства, права и экономики, сущности, содержания и пределов их взаимодействия.

Методологическую основу данной работы составляют общенаучные  методы, а именно анализ, синтез, системный  и функциональный подходы, а также  юридические, такие как формально-юридический  и сравнительно-правовой.

1. Понятия категорий государство, право и экономика

Раскрыть понятие государства - значит сформировать представление  о нем путем указания на наиболее существенные закономерные свойства и  признаки данного явления. Современные государствоведы в качестве таких признаков называют следующие:

1. Государство - прежде  всего особая форма организации  политической власти в обществе.

2. Государство - это организация  политической власти, официально  представляющая все общество, выражающая  его коллективную волю.

3. Государство - это территориальная  организация власти, т.е. власть  государства распространяется в пределах государственных территориальных границ.

4. Государство - это суверенная  организация власти, т.е. возможность  безусловного, абсолютного доминирования  государственной власти в пределах  своей территории (внутренний суверенитет), а также возможность осуществлять  независимую политику на международном  уровне (внешний суверенитет).

5. Государство - это регулятивный  институт общества, инструмент, при  помощи которого социум организует  и направляет в нужном направлении  отношения между людьми. Принимая  и реализуя на практике необходимые  законы, государство оказывает воздействие  на наиболее общественные отношения,  такие как экономические, политические, культурные, информационные и т.д.

6. Государство - это сложно  организованный многоуровневый  механизм, состоящий из взаимосвязанных  и взаимодействующих органов  управления (законодательных, исполнительных, судебных, правоохранительных и  др.).

7. Государство - это организация,  уполномоченная распоряжаться человеческими  и природными ресурсами общества, а также особыми материальными  ценностями. (9)

Термин «право» имеет  множество определений. Среди многообразия значений слова «право» можно  выделить следующие наиболее распространенные трактовки.

Первое значение - право  в общесоциальном смысле. Оно предстает в виде свободы и обоснованности поведения личности с позиций нравственности, религии и иных социальных норм (например, моральное право, религиозное право, право народов и т.п.). В данном случае человек наделяется правом, возможностью поступить определенным образом на основе обычаев, устава той или иной общественной организации, норм морали независимо от того, предусмотрена соответствующая возможность официальным правом (законом) или нет. Подобное правило, как правило, не связано с юридической сферой и государством.

Второе значение - право  в юридическом смысле. Здесь право  есть совокупность норм, издаваемых и  охраняемых от нарушений государством. При этом поведение человека оценивается  с позиций законно-незаконно, правомерно-противоправно. Право в указанном значении выражается в виде законов, указов, постановлений различных государственных органов. Юридическая возможность поступить определенным образом содержится в законе, предоставляется и защищается государством (например, право граждан на участие в выборах, право собственности и т.д.)

Далее термин «право» преимущественно  будет использоваться во втором значении, т.е. право как система общеобязательных, формально определенных юридических  норм, выражающих общественную, классовую  волю (конкретные интересы общества, классов  и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. (6)

Экономика каждой страны - сложная  динамичная система, формирующаяся  как целостная совокупность прочно связанных хозяйственных отношений.

Экономика - это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества.

Так же при рассмотрении проблем соотношения государства  и экономики важное значение имеет институт или категория собственности. Главная причина этого состоит в том, что категория собственности имеет огромное значение не только в теоретическом, но и в практическом плане.

Собственность в реальной жизни представляет собой многогранное явление. Наиболее важными его проявлениями выступают экономическая и правовая грани. В научной литературе совокупность основных признаков, характеризующих  институт собственности с экономической  стороны, называют экономической категорией совокупность же его особенностей, характеризующих институт собственности  в юридическом аспекте, называют правовой категорией. (14)

Таким образом, государство - это суверенная, территориальная  организация (механизм) власти, выражающая коллективную волю общества и использующая его человеческие, природные материальные ресурсы в целях регулирования  особо значимых социальных отношений. Право с юридической точки  зрения - совокупность норм, издаваемых и охраняемых от нарушений государством. Экономика - это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного  общества. Рассмотрев данные понятия  с позиции их сущности, возможно дальнейшее рассмотрение проблемы их соотношений.

2. Проблема соотношения права и государства

2.1 Зависимость  права от государства

Право как специфически юридическое  явление классового и государственно организованного общества - такое  явление, которое без государства  не существует.

Юридическая форма с самого своего рождения отразила разложение родового строя, имущественное неравенство  и эксплуатацию. Формировалось эксплуататорское общество, и «недоставало учреждения, которое увековечило бы не только начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним. И такое  учреждение появилось. Было изобретено государство». (2)

Экономически господствующие классы должны были обеспечить свое политическое господство при помощи государства, выразить свои интересы и волю в  качестве общеобязательных установлений, защищающих их частную собственность  в качестве незыблемого права. При  данных отношениях индивиды должны конституировать  свою силу в виде государства, они  должны придать своей воле, обусловленной  этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной  воли, в виде закона, - выражение, содержание которого всегда дается отношениями  этого класса. (5)

Связь права с государством выражается в том, что закон есть мера политическая, что воля, если она  государственная, должна быть выражена как закон, что право ничто  без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права. (11)

Государство и право образуют политическую и юридическую надстройку над экономическим базисом, имеющую  общие закономерности своего возникновения  и развития. Определенному типу государства  соответствует тот же исторический тип права, защищенного всей силой  организованного, государственного принуждения. Связь между правом и государством носит причинно-функциональный характер. С одной стороны, оба они обусловлены в конечном счете экономическим базисом классового общества. С другой стороны, одно без другого не может функционировать. Юридические нормы не могут оказывать своего специфического воздействия на общественные отношения, не будучи поддержаны государством. Без государственной охраны права и обязанности участников общественных отношений теряют свой особый юридический характер. Это не значит, что право находит осуществление исключительно благодаря государственному насилию, но защита со стороны государственных органов (например, суда) свойственна любым юридическим нормам и отношениям. Поэтому можно сказать, что, несмотря на то, что потребность в юридической форме коренится в экономических отношениях, право становится правом как специфически юридическим феноменом только благодаря государству. Когда в силу изменения экономических или политических обстоятельств интерес и воля господствующих классов изменяются, то даже если при этом остались прежние законы, они теряют государственную защиту и тем самым фактически перестают быть общеобязательными.

2.2 Зависимость  государства от права

Не только право зависит  от государства, но и государственная  власть в известном отношении  зависит от права. Во-первых, чтобы  осуществить власть, господствующему  классу необходимо навязывать свою волю другим классам, всему населению, для  чего важно придать ей не только обязательных характер, но и представить в виде права, справедливого и правомерного требования. Во-вторых, закрепление законом определенного государственно-политического строя имеет большое идеологическое значение, как бы создает правовую основу осуществления власти и, что не менее существенно, обеспечивает слаженную работу всего государственного аппарата, т.е. имеет организующее значение, более того, юридически гарантирует проведение этим аппаратом политики, соответствующей общеклассовым интересам.

Наконец, в-третьих, самое  главное состоит в том, что  без права невозможно осуществить  строгую урегулированность и прочный порядок в общественных отношениях, которые объективно необходимы для нормального функционирования материального производства, распределения и обмена - экономической основы самого государства. Вот почему государство не может быть и не бывает без права, оно должно считаться с исторически складывающейся правовой системой, представляющей собой юридическое выражение господствующего типа производственных отношений. Если государственная власть пренебрегает правом, нарушает собственные законы и творит произвол (истории и современности подобная политика известна), то это неминуемо вызывает законные протесты населения, трудящихся масс, роняет престиж самой власти, подрывает законность в стране и в управлении, в конце концов, отрицательно сказывается на стабильности господствующих отношений производства и обмена, расшатывает экономическую систему. Подобные процессы могут поставить государственный строй страны на грань катастрофы. (12)

Если на заре классового общества государство ограничивалось главным образом только закреплением спонтанно складывающихся отношений, а поэтому право формировалось, чаще всего от казуса к общему правилу, то в дальнейшем оно постепенно активизировало свою нормотворческую деятельность, и в современном мире законодательство стало важной или даже (в ряде стран) важнейшей формой права, хотя наряду с этим часто продолжает быть широко распространенным судебный прецедент, действуют и правовые обычаи. Активизация законодательной деятельности - одно из проявлений заметного усиления роли государства во всех областях общественной жизни, которое наблюдается в XX-XXI веках. Законодательство придает праву ясно выраженную, стабильную классовую направленность.

Таким образом, государство  и право тесно связаны, но это  не дает оснований их отождествлять. Нет оснований ни для признаний  приоритета государства над правом, ни для признания приоритета права  над государством. Закономерны обоюдное взаимодействие и их относительная  самостоятельность.

Информация о работе Соотношение государства, права и экономики