Шпаргалка по "Гражданско-процессуальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Гражданско-процессуальное право"

Файлы: 1 файл

Otvety_na_zachet_po_grazhdanskomu_protsessu.doc

— 579.00 Кб (Скачать файл)
  1. Заочное решение: понятие, сущность. Особенности заочного производства. Порядок и сроки обжалования заочного решения.

Заочное производство предполагает упрощенную процедуру рассмотрения и разрешения гражданских дел, отвечающую положениям принципа состязательности в гражданском процессе. 
Основаниями заочного производства являются: 
1) неявка в судебное заседание ответчика, при условии что он извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не сообщил в суд об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие; 
2) согласие явившегося в судебное заседание истца на заочное производство, которое должно быть выражено в письменном ходатайстве либо занесено в протокол судебного заседания и подписано истцом. 
В случае соучастия на стороне ответчиков заочное производство возможно только при неявке в судебное заседание всех ответчиков, а не одного или некоторых из них. 
Заочное производство состоит из нескольких стадий: 
- возбуждение производства; 
- рассмотрение дела по существу в судебном заседании и принятие заочного решения; 
- обжалование заочного решения в суд, его вынесший, отмена заочного решения; 
- возобновление рассмотрения дела. 
Кроме того, заочное решение, не отмененное по инициативе ответчика, может пройти и другие стадии гражданского процесса при обжаловании в соответствующем порядке. 
При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание в общем порядке, исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным. 
Порядок и сроки обжалования заочного решения. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. 
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. 
Суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения заявления об отмене заочного решения суда, направляет им копии заявления и прилагаемых к нему материалов. 
Заявление об отмене заочного решения суда рассматривается судом в судебном заседании в течение десяти дней со дня его поступления в суд. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению заявления. 
Суд, рассмотрев заявление об отмене заочного решения суда, выносит определение об отказе в удовлетворении заявления или об отмене заочного решения суда и о возобновлении рассмотрения дела по существу в том же или ином составе судей. Заочное решение суда подлежит отмене, если суд установит, что неявка ответчика в судебное заседание была вызвана уважительными причинами, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

 

  1.  Судебный приказ в гражданском судопроизводстве; основания для выдачи судебного приказа, порядок подачи и рассмотрения заявления о выдаче судебного приказа.

Под судебным приказом понимается судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления  о взыскании денежных сумм или  об истребовании движимого имущества  от должника, но только в предусмотренных  законом случаях. Судебный приказ одновременно является и исполнительным документом, т.е. заявителю не нужно получать еще и исполнительный лист. Приказ составляется на специальном бланке в двух экземплярах, которые подписываются судьей. Один экземпляр хранится в деле, другой - получает заявитель. Должнику направляется копия приказа. 
По своему значению, последствиям, юридической силе приказ сходен с обычным решением суда. Это правоприменительный акт органа государственной власти, предписывающий заинтересованным лицам совершить определенные действия, а всем другим субъектам считаться с таким предписанием. По содержанию приказ несколько отличается от судебного решения. 
Вынесение судебного приказа допустимо только в связи с отношениями, споры по которым отнесены к компетенции судов общей юрисдикции. 
Основания выдачи судебного приказа. Судебный приказ выдается, если: 
• требование основано на нотариально удостоверенной сделке; 
• требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме; 
• требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта; 
• заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц; 
• заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам; 
• заявлено требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику; 
• заявлено территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, отобранного у должника по решению суда; 
• заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику. 
Порядок вынесения и выдачи судебного приказа. 
Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд. Судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений. 
Судья высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения. 
В случае, если в установленный срок от должника не поступят в суд возражения, судья выдает взыскателю второй экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению. По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю. 
В случае взыскания государственной пошлины с должника в доход соответствующего бюджета на основании судебного приказа выдается исполнительный лист, который заверяется гербовой печатью суда и направляется судом для исполнения в этой части судебному приставу-исполнителю. 

  1. Актуальные проблемы производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Особенности их рассмотрения.

Производство  по таким делам – это вид  производства, регулируемого подразд.3 разд.2 ГПК. Впервые в ГПК 1964 г. он именовался производством, возникающим  по делам из административных правонарушений. Данный вид производства связывался с судебным контролем за законностью в сфере государственного управления исполнительной власти.

Типы  административной юстиции:

  1. Осуществляемый судами общей юрисдикции.
  2. Реализуемое спец. органами в системе исполнительной власти.

Большую роль для  судебной защиты прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений сыграла Конституция РФ 1993г. Так с 146 КРФ устанавливает гарантию судебной защиты и возможность судебного обжалования решений, действий и бездействия органов гос. власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Прямое действие КРФ предполагает и прямой механизм судебной защиты конституционных прав, свобод и законных интересов. Такой  механизм предполагалось закрепить  в новом ГПК, однако при разработке ГПК 2002 г. была использована прежняя конструкция механизма защиты конституционных прав и свобод в публичных правоотношениях.

Ряд авторов  считает, что сегодня нет единого  методологического подхода к  раскрытию сущности данного вида судопроизводства. Это связано с проблемой соотношения административного судопроизводства и гражданского судопроизводства как типов судопроизводств, пониманием административной юстиции, проблемой создания административных судов в РФ, их места в судебной системе и компетенции.

Так, не решен вопрос о том, является ли этот вид производства видом гражданского процесса, либо же это разновидность административного процесса, который должен обособиться от гражданского.

КРФ определяет типы судопроизводств, однако административное не является синонимам понятия «административный процесс». АП-с связан с гос. управлением и материальным административным правом и не обязательно связан с судопроизводством.

Ранее ГПК регламентировал  рассмотрение похожих дел: по жалобам  на действия гос. органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий. С введением в действие КоАП эти дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства.

Административное  судопроизводство по мнению ВС РФ является совокупностью процедур, установленных КоАП, которые не относимы к гражданскому судопроизводству и гражданскому процессу. Поэтому ВС РФ рекомендует отказывать в принятии заявлений, рассмотрение которых подпадает под процедуры, установленные КоАП. (ПП от 20.01.2003 о некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ).

Конституционный Суд РФ занял иную позицию и  указал, что все дела из публичных  правоотношений являются по своей природе  административными, а потому должны рассматриваться в порядке административного (ПП КС от 27.01.2004 № 1-П, ПП КС от 02.04.2002 № 7-П).

На взгляд отдельных  процессуалистов, судебные процедуры, закрепленные КоАП, не образуют самостоятельной  судебной формы защиты. Т.е. дела из административных правоотношений –  это частный случай дел из публичных правоотношений, производство которых регулируется ГПК.

В доктрине предпринимались  попытки объяснить природу норм, составляющих производство по делам  из административных правоотношений.

В науке ГПП  отстаивалась идея о том, что по процессуальной сущности дела из адм. правоотношений не отличаются от дел искового производства.

Производство  по делам из публичных правоотношений – это, по сути, часть гражданского процесса и регулируется нормами  ГПП. Обособление данного вида производства обусловлено тем, что законодатель воспринял концепцию опосредованного механизма судебной защиты конституционных прав и свобод.

Порядок производства по делам из публичных правоотношений подчинен общим требованиям и  принципам гражданского процесса. По ч.1 ст. 246 ГПК: дела из публ. правоотношений рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 24-26 ГПК. Эти особенности обусловлены спецификой предмета производства и закономерностями гражданской процессуальной формы.

Главный критерий выделения судебного порядка рассмотрения дел из публичных правоотношений в вид производства – это предмет процесса. Участники правоотношения, составляющего предмет производства, находятся по отношению друг к другу в положении власти и подчинения.

Производство по делам из публичных правоотношений исключает возможность спора о субъективном праве. Если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, то судья оставляет заявление без движения, объясняя заявителю необходимость оформления искового заявления согласно ГПК. Если спор о праве обнаружился уже во время рассмотрения – заявление должно остаться без рассмотрения, что не исключает права заинтересованного лица обратиться в суд за защитой своих прав в исковом порядке.

Предметом производства по делам из публ. правоотношений является правовой спор в сфере публ. правоотношений, участники которых характеризуются неравным положением. Для уравнивания сторон в ходе судебной защиты законодатель предоставляет дополнительные гарантии для более слабой стороны:

  1. При рассмотрении и разрешении таких дел не применяются правила заочного производства.
  2. Суд в данном виде производства не связан основаниями и доводами заявленных требований.
  3. Суд вправе по своей инициативе истребовать доказательства в целях правильного разрешения дела.
  4. Гражданин как слабая сторона освобождается от необходимости доказывать незаконность оспари<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'Cambria', 'Arial'; font-si

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданско-процессуальному праву"