Реабилитация прав и законных интересов граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 11:17, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в анализе теоретических положений, норм института реабилитации, практики его применения, а также в определении путей совершенствования нормативного регулирования исследуемого института.
Цель определила задачи исследования:
- рассмотреть исторические закономерности развития института реабилитации в уголовном процессе;
- раскрыть понятие реабилитации граждан, подвергшихся незаконному или необоснованному привлечению к уголовной ответственности;
- исследовать основания для реабилитации;
- дать классификацию видов реабилитации;
- рассмотреть основания для отказа в праве на реабилитацию;
- проанализировать полномочия государственных органов и должностных лиц, обеспечивающих право на реабилитацию;
- раскрыть процессуальный порядок возмещения имущественного вреда;
- исследовать вопросы, касающиеся компенсации морального вреда.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Реабилитация как средство восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан.
1.1 Понятие реабилитации граждан, подвергшихся незаконному или необоснованному привлечению к уголовной ответственности.
1.2 Зарождение и развитие института реабилитации в России.
Глава 2. Основания и виды реабилитации.
2.1 Основания для реабилитации.
2.2 Классификация реабилитации по субъектам.
2.3 Основания для отказа в праве на реабилитацию.
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

основ.docx

— 54.76 Кб (Скачать файл)

Введение

Глава 1. Реабилитация как средство восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан.

1.1 Понятие реабилитации  граждан, подвергшихся незаконному  или необоснованному привлечению  к уголовной ответственности.

1.2 Зарождение и развитие  института реабилитации в России.

Глава 2. Основания и виды реабилитации.

2.1 Основания для реабилитации.

2.2 Классификация реабилитации  по субъектам.

2.3 Основания для отказа  в праве на реабилитацию.

 

Заключение

 

Список используемых источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Стремление России стать  правовым социальным государством может  быть достигнуто только при условии  безусловного соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина. В соответствии с положениями  ст. 2 Конституции Российской Федерации  «Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность  государства».

При производстве по уголовным  делам, несмотря на существующие законодательные  гарантии, исключить случаи необоснованного  привлечения граждан к уголовной  ответственности невозможно. Необоснованное привлечение гражданина к уголовной  ответственности приносит ему и  его близким незаслуженные моральные  и физические страдания. Следственно-судебные ошибки могут быть, как результатом  злоупотребления со стороны сотрудников  правоохранительных органов, так и  следствием непрофессионализма правоприменителя.

Принятие УПК РФ сняло  многие проблемы, связанные с данным институтом. Однако, несмотря на то, что  реабилитации уделена целая глава, наличие множества общих пробелов в уголовно-процессуальном законодательстве не могло не сказаться на эффективности  института реабилитации. В настоящее  время по-прежнему существует немало проблем теоретического и практического  характера, связанных с реализацией  института реабилитации, далеко не все из них нашли свое решение.

Недостаточное правовое регулирование  рассматриваемого института, а также  неприятие его сотрудниками правоохранительных органов и суда вызывает множество  вопросов при его реализации. В  связи с чем вполне оправданным  является поиск наиболее перспективных  направлений развития института  реабилитации. Необоснованное и незаконное привлечение к уголовной ответственности  может оказаться причиной не только вреда нематериального, но и неблагоприятных  экономических последствий, которые выражаются в уменьшении имущества, его уничтожении или повреждении либо в неполучении материальных благ и доходов, которые лицо получило бы при нормальном, законном развитии событий и отношений. Данный вред должен также возмещаться государством.

Очевидно, что институт реабилитации нуждается в дальнейшем осмыслении с целью совершенствования его  законодательного регламентирования  и практического применения. Вышеназванные  и другие обстоятельства обусловили актуальность темы выпускной квалификационной работы.

Объектом является совокупность общественных отношений, складывающихся между государством в лице его органов и должностных лиц, осуществляющими производство по уголовному делу и гражданином, признанным невиновным в совершении преступления, в связи с реализацией им права на реабилитацию.

Предметом исследования является институт реабилитации в уголовном судопроизводстве.

Цель работы состоит в анализе теоретических положений, норм института реабилитации, практики его применения, а также в определении путей совершенствования нормативного регулирования исследуемого института.

Цель определила задачи исследования:

- рассмотреть исторические  закономерности развития института  реабилитации в уголовном процессе;

- раскрыть понятие реабилитации  граждан, подвергшихся незаконному  или необоснованному привлечению  к уголовной ответственности;

- исследовать основания  для реабилитации;

- дать классификацию видов  реабилитации;

- рассмотреть основания  для отказа в праве на реабилитацию;

- проанализировать полномочия  государственных органов и должностных  лиц, обеспечивающих право на  реабилитацию;

- раскрыть процессуальный  порядок возмещения имущественного  вреда;

- исследовать вопросы,  касающиеся компенсации морального  вреда;

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Реабилитация как средство восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан.

1.1 Понятие реабилитации граждан, подвергшихся незаконному или необоснованному привлечению к уголовной ответственности.

 

Говоря о приоритете прав и свобод личности, следует исходить из того, что эти права и свободы  могут вступить в конфликт с интересами некоторых представителей государства. Может возникнуть взаимоисключающая  ситуация, когда соблюдение прав одного человека ведет к нарушению прав других людей, нарушение же прав хотя бы одного лица является неприемлемым. Особое значение приобретает данная ситуация в сфере уголовного судопроизводства, где применение мер уголовно-процессуального  принуждения направлено на восстановление социальной справедливости. Однако привлечение  к уголовной ответственности  связано с ограничением прав человека, ущемлением его личных законных интересов, причинением материальных убытков, подрывом репутации1.

Идея реабилитации появилась  как воплощение человеческой потребности  в справедливости при осуществлении  правосудия. Когда становилось ясно, что жертвой уголовного преследования и наказания государственных органов является невиновный человек, то естественным было освободить его из-под стражи, «возместить ему причиненный незаконными действиями вред»2. Государство и общество заинтересованно в том, чтобы в сфере уголовного судопроизводства не только преступник был привлечен к уголовной ответственности и осужден, но и в том, чтобы невиновный не стал жертвой незаконного уголовного преследования. М.С. Строгович писал: «Цель советского уголовного процесса установление истины по уголовному делу, установление и наказание совершившего преступления лица, и ограждение невиновного лица от необоснованного обвинения и осуждения»3.

Эта идея последовательно  закреплялась в советском и российском законодательстве на протяжении последнего столетия и получила определенное выражение  в действующем УПК РФ. Впервые  в истории отечественного уголовно-процессуального  законодательства институт реабилитации лиц, незаконно подвергнутых уголовному преследованию, применению мер процессуального  принуждения или осуждению, получил  правовое закрепление в УПК РФ в виде специальной главы 18 «Реабилитация».

Лица, в отношении которых  неправильно были применены меры уголовного наказания или уголовно-процессуального  принуждения, должны иметь гарантии восстановления их в прежних правах, гарантии компенсации причиненного имущественного и морального вреда, что необходимо для получения  статуса правового государства. В качестве основной гарантии выступают  положения ст. 53 Конституции РФ, предусматривающей  право на возмещение вреда причиненного незаконными действиями государственных  органов и должностных лиц. Аналогичное  право установлено в части 5 ст. 9 и части 6 ст. 14 Международного пакта  «О гражданских и политических правах» 1966 г. в ст. 85 Римского статута Международного Уголовного суда 1998 года4.

Конвенция против пыток и  других жестоких и бесчеловечных  или унижающих достоинство видов  обращения и наказания 1984 г. в  ч. 1 ст. 14 обязала государства-участники  Конвенции обеспечить жертвам пыток  в сфере уголовной юстиции «справедливую и адекватную компенсацию, включая средства для возможно более полной реабилитации»5.

Гарантии, реабилитации содержаться  в ч. 4 ст. 11 УПК РФ, регламентирующей принцип «Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве». В ней указано, что вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, которые установлены УПК РФ.

Что представляет реабилитация в уголовном процессе? Понятие  реабилитации закреплено в законодательстве (п. 34 ст. 5 УПК РФ), однако в теории уголовного процесса этот вопрос остается дискуссионным.

В большом юридическом  словаре указано: «Реабилитация (от позднелатинского - rehabilitatio) - восстановление в правах. По российскому праву реабилитацией лица, которое привлекалось в качестве обвиняемого, или было признано виновным по приговору суда, или подвергалось административному взысканию, считается вынесение оправдательного приговора при пересмотре дела, постановление (определение) о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием состава преступления или за недоказанностью участия в совершении преступления, а также постановление о прекращении дела об административном правонарушении».

Действующий УПК РФ предоставляет  право на реабилитацию лицам, которые  подвергались незаконному применению принудительных мер медицинского характера, но эти лица не могут совершить  деяние виновно, таким образом, они  выпадают из понятия, которое предлагает А.А. Подопригора. Аналогичная ошибка содержится в определении, даваемом А.П. Глыбиной6. Кроме того, право на реабилитацию законодатель предоставляет лицам, в отношении которых было прекращено уголовное дело по обстоятельствам, свидетельствующим об отсутствии процессуальных условий к продолжению производства по уголовному делу. В указанных случаях речь также не идет о признании невиновности лица, более того, в отношении некоторых может ранее состояться обвинительный приговор за совершение рассматриваемого преступления.

Считать нереабилитированным  лицо, которое не желает воспользоваться  своим правом на возмещение ущерба, законодатель не может. Даже в законе РСФСР от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» говорится  о праве на возмещение ущерба «реабилитированных лиц». Законодатель не включает обязательное использование права на возмещение ущерба в реабилитацию, рассматривая ее как условие возмещения ущерба. Видимо, этим продиктована следующая редакция части 1 ст. 133 УПК РФ: «Право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда». Из данного положения видно, что право на возмещение имущественного и морального вреда является элементом права на реабилитацию. Лицу, у которого возникает право на реабилитацию, не навязывается реальное возмещение причиненного вреда в процессе ее реализации, а указывается на то, что лицо автоматически становится лишь обладателем права на такое возмещение. Вопрос о том, пожелает ли данное лицо воспользоваться этим правом, остается открытым, и будет разрешаться в порядке, предусмотренном ст. 135 и ст. 136 УПК РФ.

На основании вышесказанного полагаем не совсем верным положение  п. 34 ст. 5 УПК РФ, где указывается, что реабилитация включает в себя непосредственное возмещение причиненного вреда. А.А. Подопригора указывает: «Рассматривая  понятие реабилитации, его соотношение  с правом на возмещение вреда, нельзя исключить ситуацию, когда гражданин  желает реализовать свое право на возмещение вреда, причиненного ему  незаконными действиями должностных  лиц и органов в сфере уголовного судопроизводства, а государство  не может реально обеспечить ему  такую возможность. В этом случае считать лицо реабилитированным  нельзя.

Исходя из установленного законом понятия реабилитации, в  ч. 1 ст. 134 УПК РФ, лицо, которому направлено извещение с разъяснением порядка  возмещения вреда, должно именоваться  не реабилитированный, а реабилитируемый. В противоречие с понятием реабилитации, указанном в п. 34 ст. 5 УПК РФ, вступают и положения ст.ст. 135 и 136, регламентирующих порядок возмещения материального  и морального вреда лицу, которое  уже названо реабилитированным. Также, в ст. 138 УПК РФ закреплен порядок восстановления иных прав лица, уже признанного реабилитированным, в то время как в п. 34 ст. 5 указывается, что реабилитация являет собой порядок восстановления всех прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, в том числе и трудовых, пенсионных и иных прав.

Реабилитация представляет собой средство восстановления нарушенных нрав и состоит из правового основания  признания липа невиновным и процесса восстановления нарушенных прав. Причем, лицо, чьи права были нарушены, имеет право на реабилитацию, оно может им воспользоваться, но может и отказаться от его реализации. Таким образом, принятие соответствующего процессуального решения делает лицо реабилитированным, так как именно с этого момента никто не может сказать о том, что данное лицо совершило преступление, кроме того, оно имеет право требовать восстановления всех его нарушенных прав.

 

1.2 Зарождение  и развитие института реабилитации  в России.

 

Вопросы, связанные с возмещением  ущерба лицам, незаконно привлеченным к уголовному преследованию, рассматривались  еще с древних времен. В афинском законодательстве эпохи Перикла (445-430 гг. до н.э.) было предусмотрено: «Возбуждение государственного процесса налагало на обвинителя особую ответственность  за обоснованность обвинения. Он подвергался  штрафу в 1000 драхм, если по рассмотрении дела на его стороне оказывалось  менее одной пятой части голосов  судей, а в случае троекратного повторения неудачных обвинений - лишался права  возбуждать их в дальнейшем. В частном  процессе ответственность обвинителя, не собравшего одной пятой части  голосов судей, ограничивалась штрафом  в пользу обвиняемого в размере  одной шестой доли суммы иска ... Каждое оправдание могло, в свою очередь, послужить  поводом к началу процесса против заведомо несправедливого обвинения».

Информация о работе Реабилитация прав и законных интересов граждан