Пути совершенствования правового регулирования конституционно-правового статуса органов прокуратуры в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование конституционно-правового статуса прокуратуры в современной России.
Реализация общей цели предполагает решение следующих конкретных задач:
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с системой органов прокуратуры в условиях становления правового государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1 Становление и развитие конституционно - правового статуса прокуратуры и Российской Федерации……………………………………………………..... 5
1.1 История становления и развития прокуратуры в России……………… 5
1.2 Прокуратура в системе органов государственной власти……………. 10
2 Проблемы и перспективы совершенствования конституционно-правового статуса прокуратуры в РФ……………………………………………………. 13
2.1 Определение правового статуса прокуратуры РФ……………………. 13
2.2. Пути совершенствования правового регулирования конституционно-правового статуса органов прокуратуры в РФ……………………………. 22
Заключение…………………………………………………………………….. 28
Список использованных источников………………………………………… 31

Файлы: 1 файл

Курсовая КП (Конституционно-правовой статус прокуратуры).docx

— 67.39 Кб (Скачать файл)

Недопустимо включение прокуратуры в одну из трех ветвей государственной власти, потому что она выполняет функции совсем иного характера, нежели те, которые возложены на них. Вполне очевидно, что осуществляемые данным институтом власти полномочия не вписываются ни в одну из ветвей государственной власти. В противном случае получится, что в рамках одной ветви власти будут находиться две структуры разнофункционального характера.

В Законе «О прокуратуре РФ» определены основные направления ее деятельности: осуществление прокурорского надзора, уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Широта полномочий в сфере прокурорского надзора может служить основанием, чтобы утверждать о необходимости выделения прокуратуры из триады властей.

Совершенно верно отмечается, что «в современных условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов», устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили» [7, с. 89]. «Добиваясь выполнения своей цели – обеспечения законности, прокуратура активно участвует в обеспечении и разделении властей, и их взаимодействии» [7, с. 90]. Включение прокуратуры в одну из трех ветвей власти приведет к нарушению равновесия в системе сдержек и противовесов в пользу одной из властей.

Сейчас прокуратура Российской Федерации играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию правового государства. В связи с возрастающей ролью прокуратуры необходимо включить в Конституцию РФ отдельную главу, посвященную ее деятельности, где указать ее назначение, функции и объекты надзора.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В работе рассмотрена проблема конституционно-правового статуса одного из центральных государственных органов - прокуратуры.

История развития законодательства о российской прокуратуре показывает, что статус прокуратуры постоянно претерпевал изменения, нередко кардинальные. И сегодня, когда Россия стремится к идеалу правового государства, тема статуса прокуратуры, как органа, защищающего, прежде всего, законность, особенно актуальна.

Анализ истории становления и развития прокуратуры в России свидетельствует о том, что данный государственный орган является многопрофильным институтом, основная задача которого – обеспечение законности на территории государства. Прокуратура была выстроена как централизованный орган с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генерал-прокурору. Современная система и структура органов прокуратуры РФ в своей основе сложилась в конце 1970-х годов и остается до настоящего времени достаточно стабильной. Вся система органов прокуратуры строится на принципах единства и централизации, подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Система органов прокуратуры закреплена в Законе «О прокуратуре РФ» и представляет собой разветвленную сеть территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, организационно между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка. Законом запрещено создание на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ. Это является одним из условий реализации основополагающего принципа построения и функционирования прокуратуры – единства и строгой централизации системы прокурорских органов. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Что касается компетенции и функций органов прокуратуры, то следует отметить, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности.

Прокуратура следит за исполнением законов, входящих в правовую систему РФ.

Помимо надзора законодатель возложил на органы прокуратуры ряд иных функций. В их числе:

- участие прокуроров в  рассмотрении дел судами;

- координация деятельности  правоохранительных органов по  борьбе с преступностью;

- участие в правотворческой  деятельности;

- выпуск специальных изданий.

Органы прокуратуры согласно Конституции РФ и Федеральному закону «О прокуратуре РФ» принимают активное участие в правотворческой деятельности. Важным направлением участия в правотворческой деятельности можно считать участие работников Генеральной прокуратуры РФ (по решению руководства Генеральной прокуратуры) в рабочих группах, создаваемых в Государственной Думе и других органах для разработки проектов законодательных и иных нормативных актов.

Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ.

 

Говоря о проблеме статуса прокуратуры РФ, следует отметить, что основополагающим нормативным правовым актом, в котором закреплен конституционно-правовой статус прокуратуры, является Конституция РФ. В соответствии со ст.129 Конституции РФ прокуратура является одним из важнейших органов государственной власти. Однако при этом не входит ни в одну из перечисленных в ст.10 Конституции РФ ветвей власти. К тому же, по справедливому мнению многих ученых, ст.129 Конституции РФ, закрепившая статус прокуратуры, необоснованно помещена в главу «Судебная власть», тогда как прокуратура РФ ни структурно, ни функционально не связана с органами судебной власти [1].

Как было установлено, прокуратура РФ не является органом ни законодательной власти, ни исполнительной, ни судебной. Главная задача прокуратуры – наблюдать и пресекать все нарушения закона, как было наказано основателем российской прокуратуры Петром I. Современное положение прокуратуры в системе государственных органов обусловлено историческими, национальными и культурными особенностями развития нашей страны. Поэтому, очевидно, что прокуратура имеет все признаки самостоятельной ветви государственной власти, так как она организационно обособлена от других органов государственной власти, отличается специфическими принципами организации и деятельности, наличием функциональных связей между всеми звеньями системы, использует особые формы и методы реализации своих полномочий, обладает реальной возможностью уравновешивать с помощью сдержек и противовесов другие ветви власти.

Как видится, прокурорский надзор организационно нуждается в концептуальной корректировке. Его цели и направления, отмеченные широтой и неопределенностью, нуждаются в уточнении. Вопрос о конституционном закреплении места и роли прокуратуры в государственном механизме, выполняемых ею функций давно назрел и требует своего разрешения.

 

 

Список использованных источников

 

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // ww.pravo.gov.ru

2 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - N 46. - ст. 4532

3 О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 47. – ст. 4472

4 Безуглов, А. А. Конституционное право России / А. А. Безуглов. - М., 2001. – 400 с.

5 Витрук, Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс / Витрук, Н. В. – М. : Норма, 2011

6 Дегтярева, Н. Н. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации / Н. Н. Дегтярева  - М. : МГУ, 2000. - 26 с.

7 Евдокимов, В. Б., Тухватуллин, Т. А. Конституционно-правовые проблемы реализации права человека на отказ от трансплантации его органов и тканей / В. Б. Евдокимов, Т. А. Тухватуллин. // Право и образование. - 2013. - № 9. - С. 88 - 98

8 Зайков, С. Ю. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации / С. Ю. Зайков. - М. : МГУ, 2002. - 24 с.

9 Иванюшко, Д. В. Конституционно-правовой статус прокуратуры в странах СНГ / Д. В. Иванюшко // Актуальные проблемы российского права. - 2011 - № 2. - С. 314 - 323

10 Казанник, А. И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации /А. И. Казанник. // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 5. - С. 13 – 16

11 Капура, С. М. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации / С. М. Капура. – М. : Московский государственный социальный университет. Юридический институт,1999. -22 с.

12 Карпов, Н. Н. Конституционно-правовой статус прокуратуры РФ и ее место в системе органов государственной власти / Н. Н. Карпов. // «Черные дыры» в Российском законодательстве . - 2004. - № 4. - С. 331 – 341

13 Кайбышев, Ш. А. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации / Ш. А. Кайбышев // Евразийский юридический журнал. -2011. - № 9. - С. 125 – 127

14 Козлова, Е. И., Кутафин, О. Е. Конституционное право России / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М. : Юристъ, 2009

15 Кокотов, А. Н. Конституционное право России / А. Н. Кокотов. – М. : Проспект, 2010

16 Мачинский, В. М. Конституционно-правовые основы деятельности  прокуратуры по защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / В. М. Мачинский // Юридический вестник : Выпуск 13. - Пенза, 2004. -С. 63 - 74

17 Миряшева, Е. В. Конституционно-правовой статус французской прокуратуры / Е. В. Миряшева. // Российский судья. - 2006 . - № 2. - С. 39 – 41

18 Пригон, М. Н. Конституционно-правовой статус парламента России / М. Н. Пригон. – СПб. : Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов,2004. -26 с.

19 Смоленский, М. Б. Конституционное (государственное) право России / Смоленский М. Б., Упоров И. В., Звягольский А. Ю. – М. : ЮНИТИ, 2010

20 Чиркин, В. Е. (Вениамин Евгеньевич). Конституционное право в Российской Федерации / В. Е. Чиркин. - М. : Юристъ, 2002. - 480 с.

 

 

 


Информация о работе Пути совершенствования правового регулирования конституционно-правового статуса органов прокуратуры в РФ