Пути совершенствования правового регулирования конституционно-правового статуса органов прокуратуры в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование конституционно-правового статуса прокуратуры в современной России.
Реализация общей цели предполагает решение следующих конкретных задач:
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с системой органов прокуратуры в условиях становления правового государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1 Становление и развитие конституционно - правового статуса прокуратуры и Российской Федерации……………………………………………………..... 5
1.1 История становления и развития прокуратуры в России……………… 5
1.2 Прокуратура в системе органов государственной власти……………. 10
2 Проблемы и перспективы совершенствования конституционно-правового статуса прокуратуры в РФ……………………………………………………. 13
2.1 Определение правового статуса прокуратуры РФ……………………. 13
2.2. Пути совершенствования правового регулирования конституционно-правового статуса органов прокуратуры в РФ……………………………. 22
Заключение…………………………………………………………………….. 28
Список использованных источников………………………………………… 31

Файлы: 1 файл

Курсовая КП (Конституционно-правовой статус прокуратуры).docx

— 67.39 Кб (Скачать файл)

Особое место во взаимодействии прокуратуры и исполнительной власти занимает координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В рамках реализации этого направления работы прокуратуры проводятся координационные совещания руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации с участием Полномочных представителей Президента и руководителей субъектов Российской Федерации. Следует заметить, что подобные совещания положительно отражаются на деятельности всех правоохранительных органов и успешная практика их проведения, без сомнения, будет продолжена. Прокуратура, в свою очередь, находясь на острие борьбы с беззаконием и преступностью, имея огромный опыт пресечения наиболее тяжких преступлений и неоспоримый профессионализм своих сотрудников, заслуженно и, самое главное, эффективно играет ведущую роль в координации деятельности правоохранительных органов. Подведением итогов этого направления деятельности занимается Всероссийское координационное совещание руководителей правоохранительных органов с участием Президента России.

Таким образом, осуществляя надзор за исполнением законов органами исполнительной власти, прокуратура не входит в ее состав. Подчинение или вхождение прокуратуры в состав исполнительной или судебной власти приведет к разрушению складывающейся в государстве и столь необходимой системы сдержек и противовесов, усилит опасность нарушения законов и многократно увеличит вероятность злоупотребления властью. Кроме того, если прокуратура войдет в состав исполнительной власти, она будет осуществлять надзор за остальными ветвями власти – за исполнением законов представительными органами и в некоторой степени судебными.

Прокурорский надзор организационно нуждается в концептуальной корректировке. Его цели и направления, отмеченные широтой и неопределенностью, нуждаются в уточнении. В данном свете важной является дискуссия о концепции самостоятельной контрольной ветви государственного механизма.

Принимая во внимание наличие различных подходов к определению места прокуратуры в системе органов государственной власти в реалиях сегодняшнего дня, прокуратура не включена ни в одну из составляющих триады разделения властей. Вместе с тем в целях упорядочения службы в прокуратуре возникает необходимость приведения ряда нормативных правовых актов, в том числе ведомственных, в соответствие с содержанием и сущностью государственной службы. В частности, имеется в виду следующее:

- определение наименования государственных должностей в прокуратуре, которые замещаются лицами, именуемыми по Закону «О прокуратуре РФ» «прокурорскими работниками»;

- установление квалификационных требований к лицам, претендующим на занятие государственных должностей в прокуратуре, и государственным служащим системы прокуратуры;

- формирование перечня должностей государственной службы в прокуратуре и включение их в Реестр должностей федеральной государственной службы, утверждаемый указом Президента РФ;

- разработка для каждого государственного служащего прокуратуры должностного (служебного) регламента его деятельности, содержащего требования, предъявляемые к государственному служащему, замещающему соответствующую должность прокурора, следователя или иного прокурорского работника, его должностные (служебные) права, обязанности и ответственность в зависимости от функциональных особенностей данной должности государственной службы;

- определение способов и условий замещения государственных должностей в системе прокуратуры (конкурсный отбор, сдача квалификационных экзаменов и т.п.); организационное обеспечение службы в прокуратуре (выделение полномочий кадровых служб в отношении прохождения службы прокурорскими работниками) и др. [16, с. 127].

Вопрос о конституционном закреплении места и роли прокуратуры в государственном механизме, выполняемых ею функций давно назрел и требует своего разрешения. Учитывая необходимость обеспечения стабильности Конституции, нормы, посвященные прокуратуре, должны содержать не переходные положения, а отражать тот статус прокуратуры и ту систему ее функций, которые присущи ей в демократическом правовом государстве и которые должны выступать конечной целью проводимой реформы.

Таким образом, отсутствие конституционного решения вопроса о функциях и полномочиях прокуратуры стало одной из причин различных подходов к определению места прокуратуры в системе органов государственной власти.Специфичность деятельности прокуратуры как органа государственного надзора состоит в том, что она напрямую не относится ни к одной из ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной или судебной), осуществляет деятельность самостоятельно и независимо от них, выполняя функцию одного из элементов механизма реализации государственной власти. В своей деятельности прокуратура активно взаимодействует, сотрудничает со всеми ветвями власти, так как они все заинтересованы в сохранении и укреплении единой законности, охране права и прав субъектов правоотношений от нарушений.

2.2. Пути совершенствования правового регулирования конституционно-правового статуса органов прокуратуры в РФ

 

Анализ документов о становлении и развитии прокуратуры свидетельствует о том, что Петр Великий, не копируя ни один из зарубежных образцов, не воспринимая буквально предложенные проекты, сам тщательно разработал документы об учреждении российской прокуратуры – постоянного надежного органа надзора, наделенного правом силой закона влиять на ход и эффективное решение государственных дел.

Основаниями создания прокуратуры были особые обстоятельства:

- взяточничество и преступления  против государственной службы, которые Петр I приравнивал к предательству во время боя;

- казнокрадство и другие  злоупотребления высших должностных  лиц, в том числе сенаторов;

- волокита и нерасторопность  государственного аппарата.

Основатель российской прокуратуры особое внимание уделял вопросу ответственности прокурорских работников за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

На протяжении столетий честным и добросовестным трудом десятков тысяч высокопрофессиональных юристов создано уникальное общественно-правовое явление – прокуратура России, которая оберегает законность и является цементирующей опорой государства, оплотом единства правопорядка.

Однако современная конституционная неопределенность роли и места прокуратуры в системе государственной власти породила не только множество предположений о ее дальнейшей судьбе, но и привела к тому, что мы сегодня вынуждены рассуждать о целесообразности ее дальнейшего существования как единой и централизованной системы органов, осуществляющих надзор за реализацией законов и обеспечивающих режим законности в стране [20, с. 100]

 

От прежней прокуратуры мало что осталось. Существенно ограничен так называемый общий надзор. Ликвидирован прокурорский надзор за реализацией законов судами. Фактически ликвидирован прокурорский надзор за предварительным следствием. Прокурора превратили в простого жалобщика, которому предложено выяснять отношения с теми, в чьих действиях он усмотрел нарушения закона, в судебных и административных инстанциях.

А ведь в современных условиях глубоких социально-экономических перемен прокуроры обеспечивают верховенство закона, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

О масштабах и сложности проводимой работы можно судить по следующим данным.

Только в первые годы XXI века вступили в действие сорок четыре федеральных конституционных закона, пятнадцать фундаментальных кодексов РФ, почти две тысячи федеральных законов, свыше восьми тысяч указов Президента России и т.д. Органы прокуратуры и обеспечивают надзор за исполнением законодательства [20, с. 103].

Обострение проблем, связанных с перераспределением прав собственности, в том числе на крупные промышленные объекты и землю, связано в том числе и с законодательным вытеснением прокурора из гражданского и арбитражного процесса. По оценке Генерального прокурора РФ, незаконный захват чужой собственности, спровоцированное банкротство, незаконные решения по обеспечительным мерам – вот во многом результат такого поспешного подхода.

Положения судебно-правовой реформы и указанные многочисленные нарушения закона обусловили необходимость совершенствования законодательства, в том числе в сфере уголовного судопроизводства, системы управления органами расследования преступлений и т.д. В частности, в связи с созданием Следственного комитета при прокуратуре РФ были внесены изменения и дополнения в более чем 30 федеральных законов. Такой процесс не бывает безболезненным. Принятые решения значительно сократили возможности прокурора реагировать на нарушения законов. К сожалению, эффективных механизмов устранения процессуальных разногласий между прокурором и должностными лицами, осуществляющими предварительное расследование, в ныне действующем уголовно-процессуальном законодательстве практически нет.

На современном этапе общественных преобразований также приоритетны защита конституционных основ РФ, ее целостности и безопасности, единства законности на всей территории страны, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, совершенствование деятельности всех звеньев прокурорской системы в области противодействия преступности.

В настоящее время отмечаются целенаправленные действия по вытеснению прокуратуры РФ с конституционного правового поля. Оппоненты стабильного позитивного развития России осознают, что система органов прокуратуры – одна из несущих опор нашего государства и от определения ее места и роли как в государственном правообеспечивающем механизме, так и в системе общественных координат будет очень многое зависеть для будущего России. По оценке профессора А.Сухарева, «в настоящее время прокуратура подвергается суровым испытаниям – от попыток растворения ее независимой централизованной сущности в контрольно-ведомственных паллиативах до прямого демонтажа державного ока государева» [17, с. 40].

Теоретические аспекты определения места и роли прокуратуры в системе правовых институтов российского государства и общества исследованы в работах В.Божьева, С.Ефимичева, В.Михайлова и других ученых, которые придерживаются точки зрения о том, что прокуратура – опора именно правового государства. Однако есть и иные мнения. Некоторые ученые полагают, что необходимо упразднить систему независимого надзора прокуратуры, демонтировав ее основы, или перестроить ее по западным образцам, лишив ее стержневой функции – надзора за исполнением законов.

 

Как видится, именно прокуратура – опора законности и российского государства, сущность конституционного надзора, которая представляет единую централизованную систему, установленную ст.129 Конституции РФ. В целях эффективной реализации государственной власти прокуратура должна идти по пути конституционного развития, и в этом случае она сможет успешно решать основные задачи, стоящие перед государством в сфере обеспечения законности.

Российская государственная власть в своей первооснове едина. Важно не только правильно рассредоточить власть по сферам реализации норм права, но и посредством именно прокурорского надзора обеспечить ее единство, согласованность деятельности государственных органов и должностных лиц, относящихся к различным сферам и разным уровням власти.

В настоящее время любые перемещения системы прокуратуры «влево» или «вправо» под воздействием различных факторов и концепций вызовут необратимые негативные последствия для безопасности личности, общества и российского государства, законности в России.

Постоянный прокурорский надзор особенно востребован в условиях проводимой административной реформы, конституционного укрупнения субъектов РФ и формирования органов власти и структур управления, противодействия коррупции и незаконной миграции.

Ослабление государственного контроля за состоянием законности неминуемо осложнит криминальную ситуацию, прежде всего в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, резко усугубит разбалансированность конституционно установленной вертикали государственной власти и т.д.

Главная задача российского государства и прокуратуры состоит в том, чтобы на основе научного обоснованного прогнозирования, предвидения, досконального знания положения дел обеспечить надежную безопасность во всех сферах жизнедеятельности страны, предотвратить и нейтрализовать назревающие угрозы, эффективно противодействовать им, в том числе мерами прокурорского реагирования.

В целях проведения эффективной государственной политики борьбы с преступностью система прокуратуры Российской Федерации должна функционально и структурно сохранить свою конституционную независимость и правовую самостоятельность.

Таким образом, многообразие мнений в юридической литературе по поводу места прокуратуры в государственном механизме свидетельствует о необходимости разрешить возникшую ситуацию законодательным путем.

Прокуратура представляет собой самостоятельную структуру в государственном механизме, и нет необходимости относить ее к той или иной ветви власти. Это следует из ее правовой природы. Согласно ст.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокуратура – «единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации» [17, с. 41].

Само указание в законе на централизацию свидетельствует о том, что прокуратура является самостоятельным институтом власти. В той же статье названного Закона определяется цель прокурорской деятельности, которая заключается в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Решение стоящих перед прокуратурой задач возможно лишь при сильной и независимой позиции в государстве.

Информация о работе Пути совершенствования правового регулирования конституционно-правового статуса органов прокуратуры в РФ