Прокурор в гражданском судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы определяется дискуссионной ролью прокурора в гражданском судопроизводстве, в формах и функциях реализации прокурором своих законоохранительных полномочий, в частности вступления им в процесс для дачи заключения по делу, правовой природы заключения на современном этапе.
Цель данного исследования является непосредственно изучение дачи прокурором заключения по гражданскому делу, как исключительно важной формы участия.

Содержание работы

Введение
Цель и основание участия прокурора в гражданском судопроизводстве
Вступление прокурора в процесс для дачи заключения по делу
«Заключение» прокурора, его содержание.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

на конференцию.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

План.

 

  1. Введение
  2. Цель и основание участия прокурора в гражданском судопроизводстве
  3. Вступление прокурора в процесс для дачи заключения по делу
  4. «Заключение» прокурора, его содержание.
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

«Участие прокурора в гражданском процессе — один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства, поскольку законность — неотъемлемый, если не основной, его атрибут».

 

Положения         гражданского       процессуального         права,    определяющие        случаи   и  порядок    участия     прокурора       в  делах,  рассматриваемых        в  порядке     гражданского       судопроизводства,       претерпели      существенные   изменения   в   последние   полтора   десятка    лет.  Полномочия        прокурора     предъявлять           иск   в   защиту   интересов   других   лиц   и   давать   заключение по делу существенно ограничены принятым  в  2002 г.   Гражданским  процессуальным         кодексом РФ. Если статус прокурора, инициирующего гражданский процесс, более или менее определен, то этого нельзя сказать в отношении вступления прокурора в процесс для дачи заключения, в то время как у такой формы участия исключительно важное значение.

Дача прокурором заключения в гражданском процессе по определенной категории дел способствует решению  задач обеспечения законности, защиты прав и свобод граждан. Прокурор в  этом случае оказывает помощь суду в разрешении гражданского дела, поскольку его заключение как представителя органа, стоящего на страже закона, основывается на объективной оценке всех представленных доказательств. Подавляющее большинство решений суда по этим делам принимается в соответствии с заключением прокурора. Так, в 2008 г. в судах Свердловской области в соответствии с заключением прокурора приняты решения по 13127 делам, что составляет 99% от общего числа дел, рассмотренных с участием прокуроров, в 2007 г. - по 10941 делу, что также составило 99% от общего числа дел. Однако некоторые ученые ставят под сомнение необходимость дачи прокурором заключения и даже самого его участия в гражданском процессе, утверждая, что участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел - это "юридический атавизм" и "судьи, рассматривающие гражданские дела, не нуждаются в заключениях прокуроров.

Это высказывание представляется не совсем оправданным, поскольку основание  участия прокурора в гражданском  процессе - осуществление им своих  функций как представителя государства, действующего в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, охраны прав и свобод граждан, интересов общества и государства.1

Актуальность избранной темы определяется дискуссионной ролью прокурора в гражданском судопроизводстве, в формах и функциях реализации прокурором своих законоохранительных полномочий, в частности вступления им в процесс для дачи заключения по делу, правовой природы заключения на современном этапе.

Цель данного исследования является непосредственно изучение дачи прокурором заключения по гражданскому делу, как исключительно важной формы участия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основания участия прокурора в гражданском судопроизводстве

 

Гражданским процессуальным законодательством прокурор отнесен  к лицам, участвующим в деле (ст. 34 ГПК), что связано с его юридической заинтересованностью в защите субъективных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Однако эта заинтересованность иного рода, чем заинтересованность сторон и третьих лиц, заявителей по неисковым делам, лично заинтересованных в исходе дела, в котором они участвуют как субъекты предположительно нарушенных (оспоренных) прав и интересов. Прокурор же от имени Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Следовательно, заинтересованность прокурора является государственно-правовой.2

Участие прокурора в  гражданском судопроизводстве регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом  от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О прокуратуре  Российской Федерации»  и другими  федеральными законами, международными договорами РФ, ГПК РФ и другими нормативно-правовыми актами.

Закон «О прокуратуре  Российской Федерации» предусматривает  осуществление прокуратурой РФ надзорной  функции в целях обеспечения  верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с п. 3 ст. 35 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 12 ГПК прокурор участвует  в рассмотрении судами гражданских  дел, если того требует защита прав граждан, их свобод и законных интересов общества и государства. Из этого следует, что основанием участия прокурора в гражданском судопроизводстве является осуществление им законоохранительной функции, выделяет необходимость защиты таких объектов, как: права личности; публичный интерес.

Действующий Гражданский  процессуальный кодекс РФ (ст. 45) предусматривает  две формы реализации компетенции  прокурора в рамках гражданского процесса: обращение в суд с заявлением о возбуждении производства по гражданскому делу в целях защиты прав и интересов других лиц и вступление в процесс на любой стадии, начатый по инициативе заинтересованного лица, для дачи заключения. Они также регламентированы ст. 35 Закона о прокуратуре, которая носит бланкетный характер. В частности, п. 3 этой статьи закрепляет право прокурора обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса в соответствии с процессуальным законодательством РФ, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Следует отметить, что эта норма закрепляет общее правило об участии прокурора в гражданском процессе только в случае необходимости защиты личных либо общественных прав и интересов. 
Принимая новую редакцию Гражданского процессуального кодекса, законодатель не учел всего объема отправных положений Закона о прокуратуре (который принят в развитие ст. 129 Конституции РФ), в связи с чем существенным образом ограничил круг гражданских дел с участием прокурора. 

Если в рамках ст. 41 ГПК РСФСР прокурор мог вступить в дело по инициативе суда, признавшего необходимость его участия, то действующий ГПК четко закрепляет (ч. 3 ст. 45) перечень гражданских дел, в которых участие прокурора обязательно лишь в силу прямого указания закона. 

В соответствии с пунктом 4 Приказа Генерального прокурора РФ от 2 декабря 2003 г. "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве" прокурору надлежит вступать в процесс и давать заключения по делам по которым участие прокурора предусмотрено ГПК РФ и другими федеральными законами. К таковым относятся: дела об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 252 ГПК); о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (ст. 260 ГПК); об усыновлении и отмене усыновления (ст. ст. 125, 140 СК, ст. 273 ГПК); о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК); об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК); об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ст. 304 ГПК); о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст. ст. 70, 72, 73 СК); об обязательном обследовании и лечении (о госпитализации) больных туберкулезом (ст. 10 ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации").

Также, согласно пункту 4 данного Приказа Генерального прокурора  РФ, реализуя предоставленные ч. 3 ст. 45 ГПК РФ полномочия, считать обязательным участие прокурора в первую очередь в рассмотрении дел:

о выселении без предоставления другого жилого помещения;

о восстановлении на работе в связи с прекращением трудового  договора;

о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при  исполнении трудовых и служебных обязанностей, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В иных случаях вступать в процесс и давать заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, если истец или ответчик по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы либо спор приобрел особое общественное значение в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании.

Как видим, указанные  категории дел затрагивают важные составляющие конституционно-правового  статуса человека и гражданина. Не понятна позиция законодателя, не включившего в перечень дел с  обязательным участием прокурора гражданские дела, в которых затрагиваются, скажем, имущественные права граждан (дела об устранении препятствий в пользовании земельным участком, о признании права собственности на объект недвижимого имущества, о защите наследственных прав и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Вступление прокурора в процесс для дачи заключения по делу

 

Необходимость участия  прокурора в делах, возникающих  из публичных правоотношений, не вызывает сомнений, поскольку в этой сфере  наиболее важно обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, так как здесь защищаются не только интересы конкретных лиц, но и интересы общества и государства. Заключение прокурора не может быть упразднено по той причине, что категория дел, по которым прокурор его дает, определена законодателем не случайно, так как это дела, в которых существенным образом затрагиваются права граждан, общества, государства. Это дела, возникающие из публичных правоотношений, дела особого производства и дела искового производства, перечисленные мною выше. В частности, дела об оспаривании нормативных правовых актов почти всегда касаются не только лица, обратившегося в суд с заявлением, но и значительного числа иных субъектов. Вступившее в законную силу решение суда по этой категории дел также носит публичный характер и обязательно для всех, даже не участвовавших в рассмотрении дела лиц. 
Дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ затрагивают основу основ российской государственности - формирование органов государственной власти на всех уровнях и органов местного самоуправления, а потому нуждаются в особом контроле со стороны государства, в том числе и в лице прокуратуры. 
Но вместе с тем не совсем логично то, что не закреплено участие прокурора при рассмотрении судом заявлений об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего. Ведь именно в этих делах непосредственно затрагивается публичный интерес, заключающийся в обеспечении законного функционирования системы государственной власти и в поддержании основ правопорядка, что является основной задачей правового государства, и именно эти лица и органы находятся в сфере служебных интересов прокуратуры, поскольку на нее возложен надзор за исполнением ими законов. Представляется, что следует внести необходимые изменения и включить прокурора в число лиц, участвующих в рассмотрении указанных дел.

Что касается дел особого  производства, то здесь участие прокурора  компенсирует определенную односторонность при их рассмотрении. В исковом производстве есть две стороны, каждая из которых доказывает свою правоту. Эти стороны обладают правом обжалования, что способствует отмене незаконных решений и сводит к минимуму возможность вступления таких решений в законную силу. В делах особого производства при вынесении судом незаконного, но удовлетворяющего интересы заявителя решения большая вероятность того, что такое решение вступит в законную силу3. Поэтому прокурор, участвующий в деле, - гарант того, что закон не будет нарушен. В случае если незаконное решение все-таки принято, прокурор, участвующий в производстве по делу и знающий его суть, должен будет внести кассационное представление. Поскольку на прокурора, вступающего в процесс для дачи заключения, возложена обязанность защиты публичных интересов в гражданском процессе, его статус и круг предоставленных ему полномочий должны определяться соответствующим образом, чего, к сожалению, не наблюдается.

Прежде всего, весьма расплывчато обозначены цели, для достижения которых прокурор вступает в процесс. Так, если в отношении государственных органов и органов местного самоуправления, также участвующих в деле для дачи заключения, установлено, что они вступают в дело в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований (ст. 47 ГПК), то в отношении прокурора указано лишь, что он вступает в процесс и дает заключение в целях осуществления возложенных на него полномочий (ч. 3 ст. 45 ГПК). Это тем более странно, поскольку защита прав и свобод граждан, интересов общества и государства - одна из основных функций и целей деятельности прокуратуры (ст. 1 Закона о прокуратуре), но она не упоминается в ст. 45 ГПК. При этом понятие полномочий ГПК не дает и о том, что понимается под этими полномочиями, в целях осуществления которых прокурор вступает в процесс и дает заключение, не упоминает. Исходя из этого, необходимо дополнить ст. 45 ГПК предложением следующего содержания: "Прокурор вступает в процесс и дает заключение в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства"4.

Неясен и вопрос о  том, на каком этапе судебного  разбирательства прокурор может  вступить в процесс для дачи заключения. Это позволяет предполагать, что  прокурор может вступить в дело для  дачи заключения не только в первой, но и в других инстанциях. Системное толкование ст. 350 и ч. 3 ст. 45 ГПК позволяет прийти к выводу о том, что даже если прокурор не принимал участия в судебном процессе в суде первой инстанции по делам, перечисленным в ч. 3 ст. 45, он, тем не менее, вправе вступить в процесс и дать заключение по делу и в судебном заседании кассационной инстанции 5

Информация о работе Прокурор в гражданском судопроизводстве