Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрение дел мировым судьей - наиболее доступный способ судебной защиты. Являясь судьей общей юрисдикции субъекта Российской Федерации, мировой судья осуществляет правосудие в пределах судебного участка с относительно небольшой территорией и максимально приближен к населению. По сравнению с федеральными судами производство по гражданским делам у мирового судьи требует и меньших материальных издержек для государства и лиц, участвующих в деле.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……....3
1. ИНСТИТУТ МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….…..5
2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МИРОВОГО СУДЬИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………........12
2.1 Порядок назначения мирового судьи в РФ…………………………….......12
2.2 Компетенция мирового судьи…………………………………………...….16
2.3 Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи….…….....18
3. ПРОИЗВОДСТВО ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ У МИРОВЫХ СУ-ДЕЙ……………………………………………………………………………….20
3.1 Подсудность гражданских дел у мирового судьи………………………....20
3.2 Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел……...……….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................……........................40
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ........................……….…….......

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 81.92 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……....3

1. ИНСТИТУТ МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….…..5

2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МИРОВОГО СУДЬИ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………........12

2.1 Порядок  назначения мирового судьи в  РФ…………………………….......12

2.2 Компетенция  мирового судьи…………………………………………...….16

2.3 Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи….…….....18

3. ПРОИЗВОДСТВО ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ У МИРОВЫХ СУДЕЙ……………………………………………………………………………….20

3.1 Подсудность  гражданских дел у мирового  судьи………………………....20

3.2 Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел……...……….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................……........................40

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ........................……….…….......42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

        Одной из актуальных тем, среди судов общей юрисдикции, рассматривающих гражданские дела по первой инстанции, особое место занимают мировые судьи.

Введение мировых судей было предусмотрено Концепцией судебной реформы, одобренной 24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР.1 При этом предполагалось, что мировое судейство позволит приблизить суд к населению, облегчит доступ граждан к правосудию, ускорит прохождение дел, в том числе и гражданских, до их окончательного судебного разрешения, а также значительно освободит федеральные суды.

Законодательное закрепление института мировых судей как одного из звеньев судебной системы осуществлено Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" (ст. 4).2

Позднее, 17 ноября 1998 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" №188 ФЗ.3

В соответствии со ст. 1 названного Закона мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Они назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Этим Законом (ст.3) определена также компетенция мирового судьи. К его компетенции отнесены наиболее распространенные и, как правило, не представляющие особой сложности по правовой оценке спорных отношений дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций.

Помимо уголовных дел о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, мировые судьи по первой инстанции призваны рассматривать дела о выдаче судебного приказа, а также иные гражданские дела, вытекающие из семейных и гражданских правоотношений. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к введению мирового судьи отнесены некоторые дела об административных правонарушениях.

Рассмотрение дел мировым судьей - наиболее доступный способ судебной защиты. Являясь судьей общей юрисдикции субъекта Российской Федерации, мировой судья осуществляет правосудие в пределах судебного участка с относительно небольшой территорией и максимально приближен к населению. По сравнению с федеральными судами производство по гражданским делам у мирового судьи требует и меньших материальных издержек для государства и лиц, участвующих в деле.

До включения в судебную систему мировой юстиции вопрос об отграничении компетенции районных судов от судов иного уровня по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции решался достаточно просто. Действовало правило, согласно которому все гражданские дела по первой инстанции рассматривались районными судами, за исключением тех, которые специально закон относил к введению вышестоящих судов.

Цель настоящей работы является определение особенностей правового статуса мирового судьи при осуществлении правосудия в Российской Федерации, определение и изучение порядка назначения (избрания) на должность и прекращения ( приостановления) полномочий мировых судей, предоставление гарантий независимости мировым судьям в РФ.

Целью курсовой работы является исследование процесса производства по гражданским делам у мирового судьи.

Обозначенная нами исследовательская цель реализуется посредством решения следующих приоритетных задач:

  • Раскрыть подсудность гражданских дел мировым судьям.
  • Охарактеризовать процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел.
  • Рассмотреть акты мировых судей.
  • Дать представление обжалования актов мировых судей

      Объектом данного исследования  является анализ особенностей  производства у мирового судьи.

      Предметом исследования являются  гражданские процессуальные нормы, регулирующие деятельность мировых  судей в процессе рассмотрения  и разрешения гражданских дел в первой инстанции и деятельность федеральных судов в ходе обжалования решений мировых судей.

     В  числе доминирующих исследовательских методов, на которые опирается  автор в  своём исследовании, выделим такие,  как основные положения диалектического метода научного познания.

     Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», Указы Президента, Постановления Правительства, Федеральные законы, статьи периодической печати.

     Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Производство по гражданским делам у мирового судьи» определяют несомненную новизну данного исследования.

 

 

 

 

1. ИНСТИТУТ МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         Издавна предпринимались попытки определить сущность мирового судьи. К сожалению, смысл термина «мировой судья» до сих пор непонятен многим гражданам, особенно тем, кто не имеет отношения к юриспруденции. Они воспринимают термин «мировой» как синоним слову «всемирный», полагая, что речь идет о каком-то международном органе. Не могут похвастать точными представлениями о его формах и содержании даже юристы-профессионалы, поскольку мировой судья был на протяжении десятилетий обделен вниманием российских ученых. Тем более что для обозначения одного явления используется несколько терминов: justice, magistrate (мировой судья); Justice of the Реace, Lay justice (мировая юстиция); magistrates court (мировой суд).4

      Чаще всего эти термины употребляются как синонимы, хотя и имеют свои индивидуальные смысловые оттенки. Так, например, в Англии термин magistrate противопоставляется термину justice как, соответственно, платный мировой судья – мировому судье, выполняющему свои обязанности без вознаграждения. В юридической литературе также правомерно утверждалось, что термин «мировой» следует считать производным от понятия «мир» в значении «порядок, спокойствие» (английское peace, французское paix).

В действующем законодательстве сформулировано определение термина «мировой судья»: мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. (ст. 1 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации»).5

По мнению В.В. Дорошкова данная характеристика мирового судьи имеет двойственный характер. С одной стороны, он является судьей общей юрисдикции субъекта Федерации, его введение зависит от содержания регионального законодательства, а с другой – законодатель признает его полноценным носителем судебной власти, элементом (звеном) единой судебной системы Российской Федерации, принимающим судебные постановления от имени Российской Федерации.6

В связи с этим возникают следующие резонные вопросы. А кто же такой современный мировой судья в России? Чем он отличается от мировых судов и мировых судей, существующих в иных государствах? Почему в состав судебной системы включены мировые судьи, а не мировые суды? Представляется, что для ответа на такие непростые вопросы потребуется не только выявление, но и всесторонний анализ всех основных признаков мирового судьи.

В юридической литературе под мировым судьей принято понимать физическое (должностное) лицо, принадлежащее к корпусу мировых учреждений, осуществляющее правосудие и иную деятельность, которое избирается или назначается центральными или местными органами государственной власти, единолично рассматривает дела в мировом суде и способствует установлению мирных отношений между спорящими сторонами.

Таким образом, при определении учеными сущности института мирового судьи отмечаются характеризующие его организационные и процессуальные признаки, но они не разграничиваются.

Результаты исследования российского законодательства позволяют обозначить следующие доминирующие признаки мирового судьи.

1. Мировой  судья является носителем судебной  власти. Он наделяется полномочиями  осуществлять правосудие, исполняя  свои обязанности на профессиональной  основе, выступать от имени судебной  власти. Способом осуществления  правосудия закон признает разбирательство  и разрешение дел в судебных  заседаниях, где наиболее полно  реализуются все демократические принципы судебной деятельности.

2. Мировой  судья – судья общей юрисдикции, т.е. относится к судьям, которые  рассматривают и разрешают дела  в порядке гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он является частью судебной системы, судьей общей юрисдикции, чьи решения обжалуются в апелляционном, кассационном, надзорном порядке.

3. Мировые  судьи одновременно признаются  судьями субъектов Федерации и судами субъектов Федерации.

В юридической литературе справедливо обращалось внимание на то, что в одном случае законодатель под мировым судьей подразумевает физическое лицо, обладающее определенным статусом (ч. 1 ст. 1 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации»), в другом – звено судебной системы (ч. 4 ст. 4 Закона «О судебной системе Российской Федерации»).7

4. Мировые  судьи провозглашаются элементом (звеном) единой судебной системы Российской Федерации.

5. Мировой  судья является должностным лицом, наделенным полномочиями осуществлять правосудие, исполняющим свои обязанности на профессиональной основе, обладающим специальным статусом. В действующем законодательстве мировой судья упоминается в различных значениях, а именно: 1) суд субъекта Федерации; 2) состав суда; 3) участник процесса.

Вместе с тем «суд» в русском языке толкуется весьма расширительно, включая в себя не только полномочие, но и учреждение одновременно.

В одном из решений Верховного Суда РФ по гражданскому делу отмечалось, что мировой судья и его аппарат не являются юридическим лицом, казенным предприятием либо учреждением, а поэтому им не может быть передано имущество на праве оперативного управления.8

Как и любой субъект процессуальных правоотношений, мировой судья характеризуется своими отличительными признаками, в которых выражается его сущность. Многие из этих признаков организации и деятельности мирового судьи отражены не только в законах «О судебной системе Российской Федерации» и «О мировых судьях в Российской Федерации», но и в процессуальном законодательстве (УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ). Выделяя общие и частные признаки, затрагивающие вопросы судоустройства и судопроизводства, можно составить следующий перечень признаков, характерных для института российского мирового судьи:

1) выполнение  только судебных функций суда  низшей судебной инстанции;

2) профессионализм (наличие высшего юридического  образования и пятилетнего стажа  работы по юридической профессии);

3) статус  местного (локального) суда субъекта  Федерации;

4) особый, более демократичный порядок  наделения властными полномочиями путем выборов населением участка или законодательным органом субъекта Федерации;

5) небольшие  сроки осуществления своих полномочий (сменяемость);

6) специальная  ограниченная юрисдикция (т.е. рассмотрение  гражданских и уголовных дел о малозначительных спорах, правонарушениях, административных проступках);

7) осуществление  судопроизводства только единолично;

8) склонение  сторон к примирению, ликвидации  конфликта как важная цель  любого вида судопроизводства;

9) использование  отдельных упрощений юридических  процедур в гражданском и уголовном судопроизводстве (суммарный процесс);

10) наличие апелляционного порядка  пересмотра судебных решений.

Безусловно, указанный перечень отличительных признаков мирового судьи непостоянен и в любой момент может быть расширен или сужен законодателем в зависимости от конкретной исторической ситуации и тех задач, которые будут поставлены перед мировой юстицией.

Как уже отмечалось выше, историческая обусловленность возрождения в России в конце XX в. мировой юстиции была продиктована во многом необходимостью решения назревших в обществе проблем при осуществлении правосудия. Отдельные ученые-процессуалисты справедливо считали, что перед мировыми судьями на данном этапе развития российской судебной системы ставились следующие основные цели:

Информация о работе Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел