Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучения порядка применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• изучение действующего законодательства по данной теме;
• изучение проблем в части предполагаемого применения законодательства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Определение порядка применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в Законе «О Полиции» 4
1.2. Применение специальных средств 14
1.3. Применение огнестрельного оружия 15
1.4. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств и огнестрельного оружия 16
Глава 2. Применение или использование оружия представителями власти 16
2.1. Практика – критерий истины 16
2.2. «Употребление» или «применение» 21
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Administrativnoe_pravo.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа Административное право:  
 
Тема: Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Оружие в деятельности полиции было и, наверное, еще долго будет предметом повседневного пользования. Видеофрагменты наиболее ярких фактов (например, при задержании автомобилей) демонстрируются по телевидению, размещаются в Интернете. Федеральный закон «О полиции»  (далее – Закон о полиции), в соответствии с которым полиция применяет оружие, регламентирует основания и порядок действий с ним при пресечении правонарушений. Сравнительный анализ правил применения оружия сотрудниками полиции, по отношению к тем, которые содержались в Законе РФ «О милиции», показывает, что в Законе о полиции они изложены более детально и подробно.

Целью данной работы является изучения порядка применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • изучение действующего законодательства по данной теме;
  • изучение проблем в части предполагаемого применения законодательства.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в случаях необходимости применения силы полицией.

Предметом исследования является действующее законодательство, регламентирующее порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Определение порядка применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в Законе «О Полиции»

    1. Порядок применения сотрудником полиции специальных средств и огнестрельного оружия

 

Порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия -это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к силе и оружию. Если основания применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия указывают на то, когда и в каких случаях их можно применять, то порядок применения заключается в том, как и каким образом это должно делаться. Он включает в себя действия сотрудника полиции непосредственно перед применением, в момент и после применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

При применении специальных средств и огнестрельного оружия не должны применяться приемы и способы, причиняющие необоснованные ситуацией повреждения и страдания, а также унижающие человеческое достоинство.

Нормативные правовые установления регламентируют, что сотрудник полиции, обязан прибыть незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, потребовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а в случае необходимости пресечь противоправные деяния, устранить угрозы безопасности граждан и общественной безопасности вплоть до применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Как требует Закон РФ «О полиции» [2], сотрудник полиции перед применением специальных средств или огнестрельного оружия обязан:

1. Сообщить лицам, в отношении  которых предполагается применение  специальных средств или огнестрельного  оружия, о том, что он является сотрудником полиции.

Данное положение связано с тем, что полицейский должен соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина независимо от их возраста, пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, являются ли они законопослушными либо совершают преступление или административное правонарушение.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения, а в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Сотрудник полиции в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих честь и достоинство.

2. Предупредить граждан о своем намерении применить специальные средства или огнестрельное оружие и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.

Предупреждение о намерении применить специальные средства или огнестрельное оружие может быть сделано голосом, понятными жестами, письменно или устно через посредника (например, в случае захвата заложника), а на значительном расстоянии или при обращении к большой группе людей - через громкоговорящие установки, другие усилители речи либо средства связи с учетом родного языка лиц, против которых данные средства будут применены.

Предупреждение о намерении применить оружие может быть подано выстрелами вверх либо в ином направлении, исключающем поражение людей или повреждение имущества прямым попаданием и (или) рикошетом пуль. Предупреждая о своем намерении применить физическую силу, специальное средство или огнестрельное оружие, сотрудник полиции должен также, если это возможно в создавшейся обстановке, дать время посягающему или задерживаемому лицу выполнить его законные требования, например, остановить транспортное средство, сложить оружие, выйти из укрытия, не приближаться ближе указанного расстояния и т.д.

В целом значение предупреждения заключается в том, что:

  • во-первых, сотрудник полиции ориентируется на принятие всех других мер для отражения нападения или осуществления задержания;
  • во-вторых, предупреждение нападающего либо задерживаемого голосом или выстрелом дает возможность сотруднику полиции еще раз убедить в серьезности намерений и необходимости применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

В случае применения специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение, как правило, делает командир подразделения полиции или один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

Наряду со штатными подразделениями, созданными и действующими на постоянной основе, в деятельности полиции используются подразделения, создающиеся для выполнения оперативно-служебных задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств, так называемые временные подразделения (сводные отряды, снайперские группы, группы захвата [1]) и т.п. В таком случае предупреждение, как показывает практика, делает командир сводного подразделения полиции или специально назначенное лицо данного подразделения.

Командир подразделения, отдавая приказ о применении огнестрельного оружия, несет персональную ответственность за обоснованность и законность своих действий. Сотрудник полиции, действующий в составе подразделения и получивший явно незаконный приказ о применении оружия, обязан руководствоваться законом и вправе не выполнять данный приказ. На основании ст. 42 УК РФ сотрудник полиции, применивший огнестрельное оружие во исполнение обязательного для него приказа, если незаконность приказа не была очевидной для сотрудника полиции, не будет нести уголовной ответственности. Уголовную ответственность в случае наступления соответствующих последствий несет командир подразделения, отдавший незаконный приказ. Сотрудник полиции, действовавший в составе подразделения и исполнивший заведомо для него незаконный приказ о применении огнестрельного оружия, будет нести уголовную ответственность на общих основаниях при наступлении тяжких последствий.

Имеют место случаи, когда сотрудник полиции в соответствии с ФЗ «О полиции» [2] имеет право не предупреждать гражданина о намерении применить специальные средства или огнестрельное оружие.

Если промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции, либо может повлечь иные тяжкие последствия сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении о применении специальных средств или огнестрельного оружия.

Закон позволяет применять силу или оружие не только тогда, когда на сотрудника полиции наведен ствол пистолета, но и тогда, когда данный предмет готовится для использования (огнестрельное или холодное оружие выхвачено из потайного места и т.д.).

Предупреждение не делается также и тогда, когда промедление в применении специальных средств и огнестрельного оружия может повлечь иные тяжкие последствия, например, взрыв, возгорание какого-либо объекта, железнодорожную катастрофу, утечку отравляющих веществ и т.п.

Кроме того, законом предусмотрены и иные случаи, когда исключается из правил обязательное предупреждение граждан о намерении применить специальные средства или огнестрельное оружие, например специальные средства:

  • в случаях установления специальных окрашивающих средств («химических ловушек») в какой-либо организации для выявления лиц, совершающих преступления;
  • при применении светозвуковых средств отвлекающего воздействия;
  • при задержании подозреваемого во время нахождения сотрудников полиции в засаде;
  • при освобождении заложников.

Огнестрельное оружие без предупреждения применяется:

  • при побеге из-под стражи лица, имеющего оружие или использующего транспортное средство;
  • при побеге содержащегося под стражей лица из транспортного средства во время его движения либо в ночное время, в условиях пониженной видимости, лесистой местности и т.п. случаях.

Перед применением сотрудником полиции специальных средств или огнестрельного оружия он обязан всесторонне оценить сложившуюся обстановку, сделать выводы для принятия решения по их использованию с учетом минимизации вероятного причинения ущерба.

3. Непосредственное применение  сотрудником полиции специальных  средств или огнестрельного оружия.

При применении специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции должен действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления, при этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

Причинение телесных повреждений, тем более ставших причиной смерти, ни в коей мере не является целью применения специальных средств и оружия. Такими целями выступают пресечение преступного посягательства и задержание лица, его совершившего, для передачи правосудию. Следовательно, если ситуация все же вынуждает сотрудника полиции прибегнуть к специальным средствам или огнестрельному оружию, он должен стремиться по возможности пресечь посягательство или произвести задержание лица, пытающегося скрыться, причинением имущественного, а не физического вреда. Например, для задержания лица, совершающего побег из-под стражи на угнанном или захваченном транспортном средстве, в ряде случаев может оказаться достаточным применение оружия по колесам транспортного средства, но не по самому беглецу. Наконец, когда сотрудник полиции вынужден стрелять по человеку, он, по возможности, должен стремиться сохранить ему жизнь, т.е. вести огонь по рукам, ногам.

В то же время следует подчеркнуть, что при наличии оснований применения огнестрельного оружия, предусмотренных ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О полиции» [2], допускается причинение посягающему или задерживаемому лицу любого вреда, вплоть до лишения жизни. В данном случае речь идет не о жесткой позиции сотрудников полиции причинять наименьший ущерб, а об стремлении к тому, чтобы ущерб от применения оружия был минимальным. Подобный подход объясним хотя бы тем, что сотрудник полиции, как и любой другой человек, не в состоянии полностью контролировать пределы поражающего действия огнестрельного оружия, тем более в такой сложной, стрессовой обстановке, которая возникает в случае необходимости его применения. Поэтому сотрудник полиции, пытавшийся, но не сумевший избежать причинения смерти лицу, против которого он применял огнестрельное оружие с соблюдением всех других требований законов не несет за это юридической ответственности. Признаются правомерными также действия сотрудника полиции, который, имея в соответствии с законом право прибегнуть в данной ситуации к огнестрельному оружию, рассчитывает обойтись без него, но все же, причиняет посягающему или задерживаемому лицу физический вред неосторожным выстрелом.

В зависимости от характера и силы оказываемого лицами сопротивления сотруднику полиции он должен минимизировать свои действия по применению специальных средств или огнестрельного оружия, используя предоставленные ему права адекватно угрозе. Первичные действия должны носить характер применения физической силы, затем, специальных средств и только в исключительных случаях огнестрельного оружия.

Информация о работе Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия