Правовой режим земель населенных пунктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 07:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальная задача в Российской Федерации при нынешних условиях развития - обеспечить обустройство территории города и иного населенного пункта таким образом, чтобы создать благоприятную среду жизнедеятельности населения, предотвратить негативное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека. Концепция устойчивого развития территорий и поселений, которая была принята международным сообществом, призвана обеспечить благоприятную среду жизнедеятельности населения путем экологической реконструкции земель населенных пунктов, пригородных зон, расширения сети федеральных, региональных и муниципальных систем регулируемого использования рекреационных зон, рекультивации земель производственных зон и зон специального назначения.

Содержание работы

1.Введение
2.Земельный кодекс Российской Федерации о правовом режиме земель населенных пунктов. Разрешенное использование земельных участков категории земель населенных пунктов.
3.Градостроительный кодекс Российской Федерации о правовом режиме земель территориальных зон в населенных пунктах. Градостроительные регламенты.
4.Категория земель населенных пунктов, ее особенности. Кадастровая оценка земель населенных пунктов.
5.Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Право.docx

— 102.33 Кб (Скачать файл)

                     Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса РФ, генеральные планы поселений и городских округов относятся к числу документов территориального планирования муниципальных образований. Вопросы содержания генеральных планов отражены в ст. 23, их подготовка, согласование и утверждение - ст. 24 и 25, а регулирование их реализации - ст. 26 Градостроительного кодекса РФ.

               Генеральные планы включают в себя положения о территориальном планировании, а также соответствующие карты (схемы), на которых отображаются, помимо прочего, границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа (п. 2 ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ). Утверждение в установленном порядке генеральных планов городских округов и поселений входит в компетенцию их представительных органов местного самоуправления (ч. 13 ст. 24 Градостроительного кодекса).

Второй способ установления или  изменения границ населенных пунктов  касается лишь сельских населенных пунктов, расположенных за пределами поселений (на межселенных территориях). Сама возможность наличия таких населенных пунктов базируется на соответствующих  положениях ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», имеющих отношение к регулированию статуса территорий с низкой плотностью населения, которые Закон позволяет не включать в состав территорий поселений (п. 1 ч. 1 ст. 11 названного Закона). Согласно ч. 4 ст. 19 Градостроительного кодекса РФ, границы населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях, отображаются на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района. Именно карты (схемы) являются документами, устанавливающими или изменяющими границы соответствующих сельских населенных пунктов. Вопросы содержания, подготовки, согласования, утверждения и реализации схем территориального планирования муниципального района отражены в ст. 19-22 Градостроительного кодекса РФ.

                        В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. И если категория земель определяется целевым назначением, и земли населенных пунктов являются одной из семи категорий, предусмотренных ст. 7 ЗК, то разрешенное использование имеет отношение к дальнейшей градации использования тех или иных категорий земель. Состав земель населенных пунктов, который совершенно неоднороден в силу разности целей использования земельных участков, входящих в данную категорию.

Как видно из п. 1, земли населенных пунктов состоят из территориальных  зон - жилых, общественно-деловых, производственных, рекреационных и др. Таким образом, земельные участки из числа земель населенных пунктов в результате градостроительного зонирования распределяются по территориальным зонам, что существенно  влияет на определение их правового  статуса. Для понимания основ  регулирования подразделения земель данной категории, а также их правового  режима необходимо обратиться к наиболее важным правовым понятиям в сфере  зонирования.

                 Институт зонирования (в настоящее время - градостроительного зонирования) является сравнительно новым для российского законодательства. Активная фаза его становления и развития связана с принятием Градостроительного кодекса 1998 г. и ЗК. В действующем законодательстве большая часть положений, посвященных градостроительному зонированию, закреплена в Градостроительном кодексе РФ, принятом в 2004 г. (ст. 1, гл. 4).

                 Согласно определению градостроительного зонирования, которое содержится в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, под ним понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6). Под территориальными зонами в той же статье подразумеваются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7). Таким образом, исходя из указанных норм, границы территориальных зон должны определяться правилами землепользования и застройки, предусматривающими установление в отношении данных зон неких градостроительных регламентов.

                В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, органов государственной власти городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Содержание ст. 30 Градостроительного кодекса, посвящено правилам землепользования и застройки. Данные правила включают в себя три части:

                1) порядок их применения и внесения изменений. Раздел включает информацию об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, о подготовке документации по планировке территорий органами местного самоуправления, о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки, о внесении изменений в правила, некоторую иную информацию (ч. 3 ст. 30);

              2) карту градостроительного зонирования. Эта графическая часть правил служит для установления границ территориальных зон. При этом данные границы должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне (п. 2 комментируемой статьи, ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).

В этом снова проявляется принцип  единства правового режима земельного участка, с которым связано также  и требование Градостроительного кодекса РФ о том, что формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается (ч. 4 ст. 30). Применительно к одному земельному участку территориальные зоны, как правило, не устанавливаются;

                3) градостроительные регламенты. С точки зрения действующего законодательства значение градостроительных регламентов чрезвычайно велико. Так, согласно ч. 1 ст. З6 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Аналогичная норма предусмотрена также и в п. 2 данной статьи. Из него же следует, что градостроительный регламент устанавливается индивидуально для каждой территориальной зоны; при этом для земельных участков, расположенных в пределах одной территориальной зоны, предусматривается единый градостроительный регламент.

               Исходя из определения, приведенного в п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, а также с учетом положений его ст. 30, градостроительные регламенты представляют собой закрепляемую в правилах землепользования и застройки информацию  в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в соответствующей территориальной зоне:

- о видах разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства;

- о предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельных участков и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов;

- об ограничениях использования земельных участков и объектов капитального строительства.

                 Таким образом,  состав земель населенных пунктов устанавливается правилами землепользования и застройки, определяющими территориальные зоны (с распределением по ним земель, составляющих земли населенных пунктов) и градостроительные регламенты для данных зон. С помощью указанных документов зонирования определяется правовой режим земельных участков, входящих в состав территориальных зон.

                 Следует подчеркнуть, что для земель населенных пунктов значение правил землепользования и застройки и связанных с ними правовых понятий велико.

                Подтверждением  этого может служить положение, предусмотренное п. 14 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК», согласно которому с 1 января 2010 г. при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Данный пункт предусматривает исключения лишь для участков, в отношении которых градостроительные регламенты не подлежат применению, а также для участков, предоставляемых в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ.

                 Перечень видов территориальных зон, приведенный в п. 1 данной статьи, не является исчерпывающим. Предназначение основных видов зон раскрыто в некоторых последующих пунктах ст. 85 ЗК, а также в ст. 35 Градостроительного кодекса РФ.

                Пункт 3 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ придает градостроительным регламентам статус обязательных для исполнения, любыми субъектами прав на землю, независимо от того, находятся соответствующие земли в государственной, муниципальной или частной формах собственности, и независимо от вида прав, возникших в отношении данных участков.

                Следует, однако, отметить, что законодательство предусматривает случаи, когда градостроительные регламенты не подлежат применению. В соответствии с ч. 4 ст. З6 Градостроительного кодекса РФ, действие регламента не распространяется на земельные участки:

- в границах территорий некоторых видов памятников истории и культуры;

- в границах территорий общего пользования (например, улиц, площадей, бульваров, скверов и др.);

- занятые линейными объектами (например, линиями электропередачи);

- предоставленные для добычи полезных ископаемых.

              Таким образом, во всех остальных случаях принятие градостроительных регламентов в составе правил землепользования и застройки является обязывающим фактором для всех правообладателей земельных участков, расположенных в границах соответствующих территориальных зон.

              Важнейшим положением, существенно расширяющим полномочия правообладателей земельных участков, по использованию последних, является закрепленная в п. 3 статьи 36 норма о том, что указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, из числа предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.                   Иными словами, данным положением субъектам прав на землю предоставлено право самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования участка (без необходимости предварительного согласования данного вида с органами власти, иными организациями или должностными лицами), т.е. конкретной цели его использования. Единственное условие в данном случае - разрешается выбирать из перечня видов разрешенного использования, установленных применимым градостроительным регламентом.

                Однако следует отметить, что данное положение не следует расширительно толковать как безусловное право соответствующих лиц использовать принадлежащие им объекты недвижимости исключительно по своему усмотрению в любых целях, предусмотренных в градостроительном регламенте, в любое время, изменяя его без каких-либо процедур и ограничений.

                Избранный правообладателем вид разрешенного использования земельного участка, (включая вид, определенный государственными или муниципальными органами при подготовке и принятии решений о предоставлении соответствующих земель, в том числе по итогам торгов) получает закрепление в соответствующей документации: - решениях о предоставлении земельных участков, договорах о предоставлении земли на том или ином праве, свидетельствах о государственной регистрации прав на земельные участки и др.

               До изменения по установленной федеральными, региональными или местными нормативными актами процедуры вида разрешенного использования земельного участка и внесения соответствующих изменений в правоустанавливающие документы на участок, его использование допустимо лишь в целях, согласующихся с определенным видом разрешенного использования.

                   С учетом того, что правила землепользования и застройки приняты еще далеко не во всех муниципальных образованиях России и права на многие земельные участки возникали до зонирования территорий и утверждения градостроительных регламентов, установление последних может приводить к противоречию между ними, с одной стороны, и существующим правовым режимом земельных участков - с другой. С учетом ч. 8 ст. З6 Градостроительного кодекса РФ, несоответствие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам, признается таковым в двух случаях: если виды использования земельных участков не входят в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом (например, речь может идти об использовании земельного участка под производственные (промышленные) цели в пределах, вновь установленной жилой зоны), либо если их размеры (как минимальные, так и максимальные), равно как и иные предельные параметры, не соответствуют предельным значениям, определенным в регламентах (речь в последнем случае идет, в том числе о предельных параметрах строительства, реконструкции на земельных участках).

              Земельный и Градостроительный кодексы не требуют обязательного приведения использования земельных участков и иных объектов недвижимости в соответствие с градостроительными регламентами. Правообладатели могут использовать земельные участки, согласно ранее возникшим требованиям, в отношении функционального назначения и предельно допустимых параметров объектов недвижимости без ограничения срока, за исключением случаев, когда такое использование угрожает опасными последствиями,  в этих случаях законодательство позволяет запрещать использование соответствующих объектов, но лишь в соответствии с федеральными законами. Иными словами, для реализации данной нормы требуются прямые указания на возможность запрета эксплуатации объекта исключительно на уровне федеральных законов, но никак не подзаконных актов либо нормативных правовых актов субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Информация о работе Правовой режим земель населенных пунктов