Практический опыт реализации современных технологий социальной работы с вынужденными переселенцами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении правовых проблем вынужденных переселенцев в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
Рассмотреть становление и развитие законодательства РФ о правовом положении вынужденных переселенцев;
Рассмотреть практический опыт реализации современных технологий социальной работы с вынужденными переселенцами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….............
3
1
Становление и развитие законодательства Российской Федерации
о правовом положении вынужденных переселенцев
5
1.1
Историко-теоретические аспекты правового положения вынужденных переселенцев в России
5
1.2
Правовой статус вынужденных переселенцев
13
1.3
Некоторые проблемы реализации прав и обязанностей вынужденных переселенцев
20
1.4
Утрата, лишение статуса вынужденного переселенца
27
2
Практический опыт реализации современных технологий социальной работы с вынужденными переселенцами
31
2.1
Основные требования к программе психологической поддержки вынужденных переселенцев
31
2.2
Реализация психологической поддержки вынужденных переселенцев в деятельности различных учреждений
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…..
50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….
52

Файлы: 1 файл

DiplomK.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

Создание фонда жилья является расходным обязательством Российской Федерации.

Фонд жилья, за исключением арендуемого, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Жилое помещение из фонда жилья может передаваться в собственность органам местного самоуправления с сохранением за территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, права заселения его вынужденными переселенцами на основе договора.

Жилое помещение из фонда жилья предоставляется семье вынужденного переселенца в порядке очередности, устанавливаемой территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Жилое помещение из фонда жилья не подлежит приватизации, обмену, бронированию, сдаче в поднайм, аренду или субаренду. Лицу, проживающему в указанном жилом помещении, не разрешаются раздел занимаемой им жилой площади и вселение временных жильцов без разрешения на то территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Вместе с тем в практике применения судами норм о правовом статусе вынужденных переселенцев возникают проблемы, так, например Конституционный Суд Российской Федерации 06.07.2009г. вынес определение по жалобе гражданки З.А.Ульяновой. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации З.А.Ульянова оспаривает конституционность пункта 2 статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-I «О вынужденных переселенцах», согласно которому строительство (приобретение) жилых помещений для временного поселения, их эксплуатация и использование по назначению осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; использование помещений, арендуемых территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, для временного поселения, осуществляется на основе договора аренды с собственником имущества.

Заявительница оспаривает также конституционность ряда норм Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, а именно: подпункт «в» пункта 23, подпункта «б» пункта 33, пункт 34  Постановления Правительства Российской Федерации  от 8 ноября 2000г. № 845 «Об утверждении положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации».

Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные З.А.Ульяновой материалы, не нашел оснований для принятия её жалобы к рассмотрению.

Фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев носит строго целевое назначение и предназначен для обеспечения жилищем лиц, признанных и в установленном законом порядке вынужденными переселенцами, и членов их семей. В силу этого оспариваемые заявительницей  нормативные положения, как не предполагающие проживание в жилых помещениях для временного поселения вынужденных переселенцев лиц, утративших статус вынужденных переселенцев, направлены на обеспечение гарантий жилищного обустройства вынужденных переселенцев как особой категории граждан, нуждающихся в повышенной правовой и социальной защите, и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан, не признанных в установленном законом порядке вынужденными переселенцами или утративших данный статус.

Аналогичное дело Конституционным Судом Российской Федерации рассматривалось 06.07.2010 в отношении граждан В.С.Данилова и Л.Е.Жарковой.

На получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, пользуются не только предоставленными им правами, но и несут возложенные на них обязанности. Прежде всего, как и все остальные граждане Российской Федерации, они обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Данная норма основывается на положениях ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации и носит общеобязательный характер для всех граждан, независимо от особенностей их правового статуса. В случае нарушения норм Конституции Российской Федерации и законов вынужденные переселенцы, виновные в этих правонарушениях, должны нести установленную законодательством ответственность.

Лица, признанные вынужденными переселенцами, также обязаны соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения и в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.

Вынужденные переселенцы, проживающие в жилом помещении, выделенном из фонда жилья для временного поселения, обязаны соблюдать Правила пользования жилыми помещениями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» (с изм. от 16.01.2008)»[12].

Вынужденный переселенец при перемене места жительства перед выездом обязан сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Также вынужденный переселенец обязан проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев при получении (приобретении) другого жилья или при завершении строительства индивидуального жилья, при утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца, а также в случае, если он отсутствует без уважительных причин свыше шести месяцев.

1.4 Утрата и лишение статуса вынужденного переселенца

Основания и порядок лишения статуса вынужденного переселенца предусмотрено ст. 9 ФЗ «О вынужденных переселенцах».

Так, лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации.

Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца: при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации; в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии законом[17].

Федеральный орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы лишает лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

Уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения.

В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца удостоверение вынужденного переселенца признается недействительным соответствующим органом миграционной службы.

В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца данное лицо обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.

Лишение лица статуса вынужденного переселенца в связи с сообщением им ложных сведений или в связи с предъявлением им заведомо фальшивых документов является основанием для истребования средств, затраченных на проезд, провоз багажа, содержание и обустройство данного лица.

Так, в 2013 г. в Московской области Миграционная служба (МС) лишила статуса вынужденного переселенца многих граждан в соответствии с подпунктом 2 п.3 ст.9 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» (сообщение заведомо ложных сведений о дате выбытия с прежнего места жительства).

Данные действия МС были вызваны проверкой поданных ходатайств от граждан о признании вынужденными переселенцами и заявлений на получение компенсации за утраченное жилье и имущество.

В ходатайствах вынужденные переселенцы указывали дату безвозвратного выезда по данным паспорта о регистрации по месту жительства. Зачастую дата фактического выезда из Чеченской Республики и дата регистрации не совпадала, так как не всем удавалось быстро найти, где зарегистрироваться, а также получить разрешение от комиссий по прописке. Но сотрудники МС рекомендовали указывать дату именно по паспорту, так как у многих разница между датой фактического выезда и датой регистрации значительно превышала 12 месяцев - срок, определенный Законом для обращения с ходатайством.

В заявлениях на получение компенсации, напротив, дата безвозвратного выезда не могла быть позже определенного постановлением Правительства РФ N 510 коридора, с 12 декабря 1994 г. по 23 ноября 1996 г.

Сверив эти данные, МС лишила статуса на основании сообщения ложных сведений всех тех, у кого указанные даты выезда не совпадали.

Консультационный центр провел в судах региона 10 дел, обжалуя решения МС. Все 10 решений - положительные. Суды посчитали, что именно МС нарушала права граждан, не принимая от них ходатайства о признании вынужденными переселенцами без регистрации по месту жительства[13].

Таким образом лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации.

Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца:

1) при выезде для постоянного  проживания за пределы территории  Российской Федерации;

2) в связи с истечением срока  предоставления статуса вынужденного  переселенца.

ФМС России или территориальный орган принимает решение о лишении лица статуса вынужденного переселенца, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

 

 

 

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВЫНУЖДЕННЫМИ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ.

2.1 Основные требования к программе  психологической поддержки вынужденных переселенцев

Процесс взаимодействия, взаимосуществования с вынужденными переселенцами со временем увеличит масштабы и станет всеобъемлющим. Они станут неотъемлемой частью нашего единого существования на обширной российской территории. В связи с этим возникает вопрос, как изначально строить процесс гуманизации взаимоотношений с вынужденными переселенцами, обеспечивать взаимопонимание, ведущее к цельности, согласованности и взаимообогащению.

Учитывая то, что понимание - это обоюдный процесс взаимопринятия, что в нем участвуют люди, а в нашем случае это представители разных географических территорий, имеющие единую исторической судьбу, остановимся на некоторых значимых аспектах, способных обеспечить процесс адаптации.

Негативное влияние на принятие вынужденных переселенцев оказывает отсутствие четкой дифференциации понятий беженец, вынужденный переселенец, гастербайтер, эмигрант, иммигрант, внутренний социально-экономический мигрант, а также смешивание этих понятий. Решаясь на переезд, вынужденные переселенцы хотят обрести стабильное место жительства, стремятся жить в надежном, экономически и политически устойчивом мире, желают обеспечить определенный уровень жизни и удовлетворить потребности близких для них людей. В их намерениях представлены позитивные цели и мотивы.

Понимание вынужденных переселенцев также зависит от информированности об особенностях контингента людей, отнесенных волею судьбы к новому типу социальной группы. Линия начала их жизни на чужбине - результат всесоюзных строек, освоения целинных и залежных земель, политики гонений и репрессий, нужды и отсутствия возможности прокормить семью в голодные годы после НЭПА и продразверстки и т. д. Они представляют часть нашего общества в виде его сокровищ, достоинств. Это люди, которые при отсутствии возможности продолжить жизнь в странах Ближнего Зарубежья, возвращаются в Россию. Жизнь вдали от родины существенно обогатила их акмецелевую программу. Теперь, благодаря возвращению на историческую родину, ими может быть внедрена освоенная и закрепленная на старом месте жительства, но новая для российской территории технология жизни. Им предоставляется возможность апробировать уникальный жизненный опыт и раскрыть потенциальный ресурс, взращенный там, где они до этого проживали. Невостребованный в странах Ближнего Зарубежья, он в полной мере может быть раскрыт на новом месте жительства. Богатство страны - это широкий спектр человеческих ресурсов, потенциальных возможностей людей и их разностороннего жизненного опыта. Поэтому переезд переселенцев будет способствовать успеху и процветанию новых жизненных стратегий и технологий на российской территории. Все это может привести к акмеологическому, культурному, технологическому и экономическому эффекту, интеллектуальному подъёму и демографическому подъему России.

Информация о работе Практический опыт реализации современных технологий социальной работы с вынужденными переселенцами