Организация и деятельность федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Проблема оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в последнее время приобрела глобальный масштаб и вызывает серьезную озабоченность мирового сообщества. Осознавая наркоугрозу, ООН ищет пути эффективного контроля за наркотиками и психотропными веществами. В этих целях были приняты три международные конвенции: 1961 года (о наркотических средствах), 1971 года (о психотропных веществах), 1988 года (о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ).
Цель данной работы – рассмотреть организацию службы по контролю за оборотом наркотиков.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Законодательство РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах. История создания ФСКН РФ. 5
§ 1. Основная характеристика законодательства РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах. 5
§2. История создания Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ. 9
Глава 2. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков: полномочия, задачи, цели. Структура ФСКН РФ. 15
§1. Цели и задачи деятельности ФСКН РФ. Полномочия ФСКН в РФ. 15
§ 2. Структура ФСКН РФ. Порядок поступления граждан на службу в ФСКН РФ. 19
Глава 3. Формы государственного контроля за оборотом наркотиков. Зарубежный и национальный опыт. 22
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Иркутский государственный  университет

Юридический институт

Кафедра судебного права

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация и  деятельность федеральной службы по контролю

 за оборотом наркотиков

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Студента 0 курса 0

 группы

очного коммерческого 

отделения

 

 

 

 

 

Защищена "____"____________20 11г.            Научный руководитель:                                                                    

с оценкой _______________________             ст. преподаватель

Подписи:___________________                      

                   

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 20

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Проблема оборота наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров в последнее время приобрела глобальный масштаб и вызывает серьезную озабоченность мирового сообщества. Осознавая наркоугрозу, ООН ищет пути эффективного контроля за наркотиками и психотропными веществами. В этих целях были приняты три международные конвенции: 1961 года (о наркотических средствах), 1971 года (о психотропных веществах), 1988 года (о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ). Российская Федерация стала участницей этих конвенций, также как и других международных актов, осуществляющих правовое регулирование в области оборота наркотических средств и психотропных веществ. О последовательности РФ в данной деятельности свидетельствует то, что она с 03 июля 1996 года является Стороной Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года. Россия также присоединилась к Меморандуму о взаимопонимании в сотрудничестве в области контроля за незаконным производством, оборотом, злоупотреблением наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами от 04 мая 1996 г.

Любое государство - участник конвенций  ООН - обязано иметь соответствующее  законодательство и систему контроля, предусмотренные международными актами. Это важно, потому что отечественное законодательство, касающееся контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подходило к решению данного вопроса в зависимости от конкретной исторической эпохи, в рамках которой происходило развитие российского общества и государства. Вместе с тем необходимо отметить, что отечественное законодательство в целом соответствовало международным нормам, но требовались определенная его корректировка и систематизация.

В 1992 году была начата работа по разработке проекта комментируемого Федерального закона. Работа над законопроектом была завершена в конце 1997 года и 10 декабря 1997 г. закон был принят. 24 декабря 1997 г. данный федеральный закон был одобрен Советом Федерации, а 08 января 1998 г. подписан Президентом РФ. Таким образом, в нашей стране вступил в действие Федеральный закон, регулирующий правовые и организационные направления по контролю за оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров. В нем сосредоточились такие направления работы:

  • организационные основы деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту;
  • особенности лицензионной деятельности, условия осуществления отдельных видов деятельности;
  • использование наркотических средств и психотропных веществ;
  • противодействие их незаконному обороту, наркологическая помощь больным наркоманией и т.д.

Цель данной работы – рассмотреть организацию службы по контролю за оборотом наркотиков.

 

Глава 1. Законодательство РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах. История создания ФСКН РФ.

§ 1. Основная характеристика законодательства РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.

Современные условия жизни очень  динамичны, и потому система контроля за оборотом наркотических средств постоянно корректируется. Свидетельством этому стал Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в РФ», которым был образован Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, преобразованный затем в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков.

Дальнейшим шагом  в этом направлении стал Указ Президента РФ от 18 октября 2007 г. N 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». Этим актом в целях совершенствования государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров образован Государственный антинаркотический комитет. Председателем Государственного антинаркотического комитета является директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.1

Согласно данному  Указу в субъектах РФ для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований образовываются антинаркотические комиссии по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Руководителями  антинаркотических комиссий в субъектах  РФ являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.

Особое место  среди правовых норм, касающихся сферы  оборота наркотических средств  и психотропных веществ, занимает уголовный закон. Это обусловлено тем, что его нормы являются самыми острыми формами реагирования на такое антисоциальное явление, как злоупотребление наркотиками. В Общей части УК РФ сказано, что судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера лицам, совершившим преступления и признанными нуждающимися в лечении от наркомании (ст. 97, 98, 99 УК РФ).

В Особенной части  УК РФ в гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» содержатся основные составы преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров (ст. 228-234 УК РФ). К ним отнесены такие составы, как:

  • незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;
  • нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ и их хищение либо вымогательство;
  • склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ;
  • незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества;
  • организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ;
  • незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ;
  • незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта.

В УК РФ также предусмотрена ответственность  за ряд преступлений, которые тесно связаны с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Прежде всего, это ч. 2 ст. 188 УК РФ, которой предусмотрена ответственность за перемещение через таможенную границу наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ. За легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, т.е. за счет незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ, следует наказание по ст. 174 УК РФ. Не обойдет оно и тех, кто в стремлении добыть наркотические средства и психотропные вещества совершает хищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, подделку, изготовление и сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков (ст. 325, 327 УК РФ). Особое внимание законодатель уделил ответственности за вовлечение несовершеннолетних в систематическое употребление одурманивающих веществ (ст. 151 УК РФ).

Обязательным условием уголовной  ответственности за незаконные приобретение или хранение наркотических средств  и психотропных веществ являются крупные или особо крупные  размеры данных средств и веществ.2

В КоАП РФ установлена административная ответственность за правонарушения в области оборота наркотических средств и психотропных веществ:

- ст. 6.8 КоАП РФ - за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, т.е. незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;

- ст. 6.9 КоАП РФ - за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;

- ч. 3 ст. 20.20. КоАП РФ - за потребление наркотических средств или психотропных веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах;

- ст. 20.22 КоАП РФ - за употребление вышеназванных веществ несовершеннолетними на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах;

- ст. 10.4 КоАП РФ - за непринятие должностным лицом мер по обеспечению установленного режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, и конопли, а равно мер по уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры;

- ст. 10.5 КоАП РФ - за непринятие землевладельцем или землепользователем мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, и дикорастущей конопли после получения официального предписания уполномоченного органа;

- ст. 6.13 КоАП РФ - за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров;

- ст. 6.15 КоАП РФ за нарушение юридическим лицом правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.3

Глава 6 КоАП РФ в результате изменений, внесенных Федеральным законом от 28 июня 2009 г. N 122-ФЗ, дополнилась статьей 6.16. В ней устанавливается, что нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой.

Существуют иные законодательные акты, осуществляющие правовое регулирование в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и противодействия их незаконному обороту.

Так, в УИК РФ говорится, что к лицам, приговоренным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, больным наркоманией, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера. Если во время отбывания наказания будет установлено, что осужденный болен наркоманией, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет в суд представление о применении к такому осужденному принудительных мер медицинского характера.

ГК РФ предусматривает меры, принимаемые к лицам, злоупотребляющим наркотическими средствами. Согласно ГК РФ гражданин, который вследствие злоупотребления наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство. Совершать сделки (кроме мелких), получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Предусматривает ГК РФ и ответственность за вред, причиненный гражданином, признанным ограниченно дееспособным, вследствие злоупотребления наркотическими средствами.

Некоторые правоотношения в сфере  незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими регулируются также трудовым, семейным, таможенным законодательствами и иными отраслями права.

 

§2. История создания Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ.

 

Начало становления органов  и учреждений, противодействующих незаконному  обороту наркотиков (НОН), относится  к 1918 году с предписания СНК РСФСР о борьбе со спекуляцией кокаином. В это время в ВЧК организуется подотдел по борьбе со спекуляцией кокаином (наркотиками) в составе отдела по борьбе со спекуляцией. В структуре НКВД подобное подразделение не создавалось, хотя функции борьбы с незаконным оборотом наркотиков возлагались на уголовный розыск.

По предложению ВЦИК и СНК 9 апреля 1924 года Президиумом Госплана СССР создается специальная Комиссия для организации борьбы с незаконным распространением наркотиков. В протоколе заседания Президиума Госплана зафиксировано: "Признать целесообразным организовать в Госплане при секции Внешней торговли комиссию по выяснению мер борьбы с производством и распространением опиума и других наркотических веществ с участием представителей от Народного Комиссариата Земледелия, Народного Комиссариата Здравоохранения, УПЭУ ВСНХ, Народного Комиссариата Внешней Торговли и Народного Комиссариата Иностранных Дел".

Информация о работе Организация и деятельность федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков