Нормативный правовой акт как источник права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Нормативный правовой акт влияет на все аспекты любого общества, так как регулирует различные социально - экономические, политические, семейные, трудовые и иные правоотношения. Нормативный правовой акт - это всегда официальный документ, обладающий юридической силой и обязательный для всех лиц, к которым адресован и, следовательно, содержащий правовые нормы. На всех этапах развития государства, право выступало эффективным инструментом руководства обществом и в настоящее время правильное отражение потребностей жизни, и высокое качество законов является определяющим фактором политического и демократического преобразования в нашей стране

Содержание работы

Введение
Глава 1.Источники(формы) права: понятие и виды.
1.1 Понятие источников (форм) права.
1.2 Виды источников (форм) права.
Глава 2. Нормативный правовой акт: понятие, структура и виды.
2.1 Понятие и признаки нормативного правового акта.
2.2 Структура нормативного правового акта.
2.3 Виды нормативных правовых актов.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ 1.docx

— 55.88 Кб (Скачать файл)

Вследствие того, что подзаконные акты не так сильны в юридическом плане, чем законы, они основываются исключительно на них. Несмотря на то, что закон играет главенствующую роль в Российской Федерации, подзаконные акты всё же играют вспомогательную, детализирующую роль в общественной жизни государства.В настоящее время известны следующие виды подзаконных актов:

1) Нормативные правовые  акты Президента Российской Федерации. Президент является главой государства  и поэтому, в соответствии с  этим, его указы занимают второе, после законов, место в иерархии, и также требуют их исполнения  на территории всего государства. Предметом регулирования указов  Президента РФ являются основные  направления внешней и внутренней  политики. Если случится так, что  указ Президента противоречит  Конституции и законам РФ, то  Конституционный Суд РФ, на основании  его заключения, принимает решение  об утрате силы данного указа. Процедура принятия и вступления  в силу указа проходит быстрее, чем в законах.

2) Нормативные правовые  акты Правительства. Исполнительную  власть Российской Федерации  осуществляет Правительство Российской  Федерации[51] . Реализуя поставленную  задачу, Правительство РФ принимает  постановления и издает распоряжения. В форме постановлений издаются  решения, имеющие наиболее важное  значение; в форме распоряжений  – по текущим вопросам. Особенность  актов Правительства заключается  в том, что они принимаются  только на основании законов  РФ и указов Президента РФ.

3) Нормативные правовые  акты министерств и ведомств. Их особенность состоит в том, что они издают приказы и  инструкции, содержащие правовые  нормы, в соответствии с постановлениями  Правительства РФ, указами Президента  РФ и законами РФ. Поэтому любой  ведомственный акт должен быть  основан на указании вышестоящих  органов, что на практике редко  бывает.В современном российском  законодательстве известно множество  таких актов. В их число входят: приказы, постановления, уставы, положения  и многие другие акты. Создаются  они с целью реализации функций  государственного управления в  различных сферах общественной  жизни, будь то наука, культура, промышленность  и многое другое. Они обязательны  для исполнения всеми подведомственными  министерствам и ведомствам организациями, учреждениями и должностными  лицами.Нормативным правовым актам  министерств, которые затрагивают  права и свободы граждан, необходимо  пройти государственную регистрацию  в Министерстве юстиции РФ  и опубликовать данный акт  после неё не позднее срока  в десять дней. В соответствии  с указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования  и вступления в силу актов  Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации  и нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной  власти»: акты, не прошедшие государственную  регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном  порядке, не влекут за собой  правовых последствий, поскольку  вступившими в силу не считаются[52]. Государственная регистрация необходима, так как она проверяет законность решения министерств или ведомств. То есть проверяется, не ущемляются ли права и свободы граждан данным актом, не возлагаются ли на них несвойственные им обязанности, предусмотренные российским законодательством. При разрешении споров в судах, нельзя использовать данные акты при принятии решения. Такое ограничение является необходимым средством борьбы юристов за справедливость в принятии и применении актов, субъектом исполнения коих являются граждане. Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 июля 1993 года «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», центральные органы федеральной исполнительной власти обязаны доводить до сведения соответствующих учреждений и организаций РФ о принятых ими ведомственных нормативных актов. Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции Российской Федерации в "Российскую газету", в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации "Система" и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации[53] .

4) Нормативные акты субъектов  РФ. Локальные нормативные правовые  акты. Решая определённые задачи, встающие перед органами государственной  власти субъектов Федерации, они  в пределах своей компетенции, принимают решение, которое после  приобретает правовые форму. Акт  субъекта Федерации действует  лишь на территории того субъекта, где он был принят. Решения, принятые  на областном уровне (инструкции), должны быть представлены исполнителям  в течение семи дней с того  дня, как они были приняты, но  не позже той даты, когда оно вступает в законную силу.В теории государства и права локальным нормативным правовым актом называется юридический документ, в котором содержатся нормы права и который принимается субъектом управления на предприятии, учреждении и иной организации. К примеру, глава администрации субъекта Федерации вправе издать постановления и распоряжения, с целью разрешения вопроса, относящегося к его компетенции.На основе вышесказанного можно сказать, что общим обстоятельством для всех видов подзаконных актов в Российской Федерации, совместно с законами, является то, что они служат источником правопорядка и законности. Граждане и юридические лица ориентируются на принятые правовые решения. У подзаконных актов есть своя иерархия, отличная от иерархии административной. К примеру, Постановление Правительства на федеральном уровне имеет большую юридическую силу, нежели аналогичное постановление, только уже правительства области или министерства.Также существуют локальные правовые акты государственных организаций и негосударственных учреждений с различными формами собственности. С целью законодательного закрепления их деятельности, они создают различные нормативные правовые акты: уставы и положения. Такие акты составляют нижнее звено в системе подзаконных актов и для того, чтобы приобрести юридическую силу, им требуется зарегистрироваться в соответствующем муниципальном органе власти. К примеру, устав закрытого акционерного общества только после регистрации в государственных органах власти, приобретает свою юридическую силу. Следовательно, как и было сказано выше, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных правовых актов, которые, в свою очередь, подразделяются на соответствующие виды.

Итогом моего исследования во второй главе является вывод, что понятие и признаки нормативного правового акта развиваются. Но имеются и постоянные признаки, как например, связь нормативных правовых актов с государственной властью и обеспечение их исполнения посредством государственного принуждения. Однако признак принятия нормативного правового акта компетентными органами и лицами имеет тенденцию к изменению, так, к примеру, решения Конституционного Суда Российской Федерации по конкретному делу становится обязательным к исполнению при аналогичных обстоятельствах. В ходе исследования было установлено, что структура нормативного правового акта – это результат нормотворческого развития в целях чёткого и последовательного изложения материала в правовом акте для удобства использования. Принято делить нормативные правовые акты на две основные группы: законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, подразделяются на соответствующие виды.

 

Заключение

Итак, можно сделать вывод, что в Российской Федерации, правовая система которой, относится к романо-германской семье, большое значение придаётся нормативному правовому акту как источнику права.

Нормативный правовой акт в нашей стране регулирует многие социально – экономические, политические, гражданско-правовые, трудовые и иные правоотношения. Также исследовали понятие «источник права» и выяснили, что источником права понимается: действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.В работе  рассмотрел основные источники (формы) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт, нормативный договор, правовая доктрина, священные книги и международные договоры. В ходе исследования, мы выяснили, что, в разных системах права, различные источники (формы) права всегда играли и продолжают играть далеко не одинаковую регулятивную роль.Отсюда проявляется открытость современного права для взаимодействия и для взаимообогащения с другими системами права, что приводит к заимствованию не только отдельных норм права, но также и целых правовых институтов. Это, в свою очередь, приводит к динамичному развитию и совершенствованию права и механизмов правового регулирования как внутри страны, так и на мировом уровне.

Вывод, что нормативный правовой акт – это официальный документ, содержащий правовые нормы, обязательные для исполнения и рассчитанные на многократное применение. Получается основные признаки нормативного правового акта сохраняются, а другие – имеют тенденцию к развитию.

 Установил, что нормативный правовой акт имеет внешнюю и внутреннюю структуру. К внешней структуре относятся реквизиты нормативных правовых актов и преамбула. К внутренней структуре относятся разделы, главы, статьи, пункты и подпункты. На основе проведённого анализа нормативных правовых актов мы выявил, что имеются два основных вида: законы и подзаконные акты.Таким образом, выходит, что нормативные правовые акты играют важную роль в усовершенствовании российской правовой системы и развитии общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Список использованной литературы

 

  1. Абдулаев, М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. - 2-е изд., доп. – М.:Финансовый контроль, 2004. – 410 с.;
  2. Алексеев, С.С. Проблемы теории права: курс лекций в 2-х т. - Свердловск, 1973. – 400 с.;
  3. Алексеев, С. С. Общая теория права: курс в 2-х т. - М.: Юрид. лит., 1982. - 360с.;
  4. Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник / С.И. Архипов, В.М. Корельский. [и др.]. – М., 1998., 559 с.;
  5. Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник / С.И. Архипов [и др.]. М.: Норма, 2005. – 496 с.;
  6. Артье, А. Анализ Гражданского кодекса 1804 года;
  7. Бабаев, В.К. Теория государства и права: учебник. — М.:Юристъ, 2003. – 592с.;
  8. Бабаев, В.К. Теория государства и права: учебник. - М.: Юристъ, 2006. – 634с.;
  9. Белых, В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография - Проспект, 2009. – 234 с.;
  10. Бошно, С. Нормативный правовой акт: развитие признаков в правоприменительной практике // Арбитражный и гражданский процесс. – 2009. - № 4, 5, 6.;
  11. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - 528 с.;
  12. Воронина, М.Ф. Понятие источников (форм) права в теории государства и права и в юридических отраслевых науках // История государства и права. – 2007. - № 19.;
  13. Головистикова, А.Н. Теория государства и права в схемах и таблицах: учебное пособие / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М.: ЭКСМО, 2006. 256 с.;
  14. Диаконов, В.В. Теория государства и права: учебное пособие. – 2004. http://www.allpravo.ru/library/doc108p0/instrum151/item2764.html
  15. Дивин, И.М. Оперирование понятием нормативного правового акта в судебной арбитражной практике // Российская юстиция. – 2009. - № 9.;
  16. Ершова, Е.А. Источники и формы трудового права в России // Трудовое право. – 2007. - № 10.;
  17. Кудрявцев, В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1999. - №3. - С. 23;
  18. Марченко, М.Н. Является ли судебная практика источником права? // Журнал российского права. - 2000. - № 12. - С. 19;
  19. Малько, А.В. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 776 с.;
  20. Марченко, Н.М. Теория права и государства: курс лекций. - М., 1998. – 460с.;
  21. Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник для вузов / отв. Ред. В.М. Корельский. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2003. – 596 с.;
  22. Стенограмма заседания Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2003 года. – 132 с.;
  23. Сырых, В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – 704 с.;
  24. Тихомиров, Ю.А. Правовые акты: учебно-практическое пособие / И.В. Комелевская. – М.: Юридический колледж МГУ, 1995. – 162 с.;
  25. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учебник для вузов / Под ред. проф. Стрекозова. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Интерстиль, 2001. - 336 с.;
  26. Херлок, Е.С. Исторический экскурс в теорию права. - М., 1997.;
  27. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: Юрайт. -2001. - 432 с.
  28. Шершеневич, Г.Ф. Общая теория права. - М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1911. 698 c.;
  29. Якушев, А.В. Теория государства и права: конспект лекций. – М.: Приор, 2003. – 192
  30. [1] Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография - Проспект, 2009. – 234 с.
  31. [2] Воронина М.Ф. Понятие источников (форм) права в теории государства и права и в юридических отраслевых науках // История государства и права. – 2007. - № 19.
  32. [3] Головистикова А.Н. Теория государства и права в схемах и таблицах: учебное пособие / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М.: ЭКСМО, 2006. – 157 с.
  33. [4] Ершова Е.А. Источники и формы трудового права в России // Трудовое право. – 2007. - № 10.
  34. [5] Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и пра­во. – 1999. - №3. - С. 23
  35. [6] Воронина М.Ф. Понятие источников (форм) права в теории государства и права и в юридических отраслевых науках // История государства и права. – 2007. - № 19.
  36. [7] Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник / С.И. Архипов [и др.]. - М.: Норма, 2005. – 245 с.
  37. [8] Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – 110-111 с.
  38. [9] Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – 111 с.
  39. [10] Головистикова А.Н. Теория государства и права в схемах и таблицах: учебное пособие / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М.: ЭКСМО, 2006. – 157 с.
  40. [11] Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография - Проспект, 2009. – 234 с.
  41. [12] Марченко М.Н. Является ли судебная практика источником права? // Журнал российского права. - 2000. - № 12. - С. 19
  42. [13] Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – 109 с.
  43. [14] Головистикова А.Н. Теория государства и права в схемах и таблицах: учебное пособие / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М.: ЭКСМО, 2006. – 157 с.
  44. [15] Абдулаев М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. - 2-е изд., доп. – М.:Финансовый контроль, 2004. – 227 с.
  45. [16] Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. – 219 с.
  46. [17] ст.15, п.4 «Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. – 21.01.1993. – № 7
  47. [18] Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник. — М.:Юристъ, 2003. – 280 с.
  48. [19] Бошно С. Нормативный правовой акт: развитие признаков в правоприменительной практике // Арбитражный и гражданский процесс. – 2009. - № 4, 5, 6.
  49. [20] Дивин И.М. Оперирование понятием нормативного правового акта в судебной арбитражной практике // Российская юстиция. – 2009. - № 9.
  50. [21] Алексеев С. С. Общая теория права: курс в 2-х т. - М.: Юрид. лит., 1982. – 201 с.
  51. [22] Малько А.В. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. – 174 с.
  52. [23] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник для вузов / Под ред. проф. Стрекозова. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Интерстиль, 2001. – 219 с.
  53. [24] Диаконов В.В. Теория государства и права: учебное пособие. – 2004. http://www.allpravo.ru/library/doc108p0/instrum151/item2764.html
  54. [25] Бошно С. Нормативный правовой акт: развитие признаков в правоприменительной практике // Арбитражный и гражданский процесс. – 2009. - № 4, 5, 6.
  55. [26] Там же
  56. [27] Бошно С. Нормативный правовой акт: развитие признаков в правоприменительной практике // Арбитражный и гражданский процесс. – 2009. - № 4, 5, 6.
  57. [28] Тихомиров Ю.А. Правовые акты: учебно-практическое пособие / И.В. Комелевская. – М.: Юридический колледж МГУ, 1995. – 162 с.
  58. [29] Марченко Н.М. Теория права и государства: курс лекций. - М., 1998. – 346 с.
  59. [30] Алексеев С.С. Проблемы теории права: курс лекций в 2-х т. - Свердловск, 1973. – 43 с.
  60. [31] Марченко Н.М. Теория права и государства: курс лекций. - М., 1998. – 344 с.
  61. [32] Алексеев С.С. Проблемы теории права: курс лекций в 2-х т. - Свердловск, 1973. – 39 с.
  62. [33] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. - М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1911. - 698 c.
  63. [34] Стенограмма заседания Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2003 года. – 132 с.
  64. [35] Бошно С. Нормативный правовой акт: развитие признаков в правоприменительной практике // Арбитражный и гражданский процесс. – 2009. - № 4, 5, 6.
  65. [36] Бошно С. Нормативный правовой акт: развитие признаков в правоприменительной практике // Арбитражный и гражданский процесс. – 2009. - № 4, 5, 6.
  66. [37] Артье А. Анализ Гражданского кодекса 1804 года
  67. [38] Херлок Е.С. Исторический экскурс в теорию права. - М., 1997.
  68. [39] Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – 202-203 с.
  69. [40] О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) // Российская газета. – 29.12.2009.
  70. [41] Преамбула Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. – 1993. – № 237.
  71. [42] Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник / С.И. Архипов, В.М. Корельский. [и др.]. – М., 1998. – 262 с.
  72. [43] ст. 120, п.1 «Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. – 21.01.1993. – № 7.
  73. [44] Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник. - М.: Юристъ, 2006. – 634с.
  74. [45] ст.3, п.5 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)»: Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Российская газета. – 08.12.1994. - № 238-239.
  75. [46] Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – 206 с.
  76. [47] О языках народов Российской Федерации: Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 11.12.2002) // Российская газета. – 14.12.2002.
  77. [48] Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – 205 с.
  78. [49] Головистикова А.Н. Теория государства и права в схемах и таблицах: учебное пособие / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М.: ЭКСМО, 2006. – 164 с.
  79. [50] Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – 207 с.
  80. [51] гл.6, ст. 110, п.1 «Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. – 21.01.1993. – № 7.
  81. [52] О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (ред. от 28.06.2005) // Российская газета. - 28.05.1996. - № 99.
  82. [53] II, п.17 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»: Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 17.03.2009) // Российская газета. – 21.08.1997. – № 161

Информация о работе Нормативный правовой акт как источник права