Значение нормативных правовых актов президента РФ как источников бюджетного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 17:14, реферат

Описание работы

Бюджетное право является одним из сложнейших институтов финансового права. Вопросы правового регулирования бюджетных отношений в современных условиях приобретают все большую актуальность. Изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1. Понятие бюджетно-правовой нормы………………………..………..5
2. Структура норм бюджетного права …………………………………15
3. Значение нормативных правовых актов президента РФ как источников бюджетного права………………………………………19
Заключение……………………………………………………………........20
Использованная литература……………………………………………..

Файлы: 1 файл

реферат по предмету уголовное право ЗС - копия.docx

— 23.43 Кб (Скачать файл)

Введение……………………………………………………………………...3

  1. Понятие бюджетно-правовой нормы………………………..………..5
  2. Структура норм бюджетного права …………………………………15
  3. Значение нормативных правовых актов президента РФ как источников бюджетного права………………………………………19

Заключение……………………………………………………………........20

Использованная литература……………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджетное право является одним из сложнейших институтов финансового права. Вопросы правового регулирования бюджетных отношений в современных условиях приобретают все большую актуальность. Изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан. Интерес к теории и практике бюджетного регулирования и бюджетного процесса, правового регулирования государственного и муниципального долга, правового регулирования доходов и расходов бюджетной системы, правового режима целевых бюджетных фондов несомненен, поскольку бюджет (во всех его проявлениях) является публично-правовой категорией и служит для выражения исключительно общегосударственных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие бюджетно-правовой нормы

 

Норма бюджетного права (или, как ее иначе именуют  в литературе, ­бюджетно-правовая норма) - это санкционированное государством обще­обязательное, социально определенное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений, связанных с бюджетом и внебюджетными  фондами, закрепляющее права и обязанности  субъектов соответствующих бюджетных  правоотношений и являющееся критерием  оценки поведения как правомерного (должного) либо неправомерного. Нормы бюджетного права выражают сущность регулируемых ими общественных отношений особого вида. В своей определенной совокупности они составляют содержание конкретных нормативно-правовых актов бюджетного законодательства – Бюджетный кодекс РФ, региональных и местных законов о бюджетах соответствующих субъектов РФ или муниципального образования, указа Президента РФ, постановления Правительства РФ и т. д.

Основная  государственно-правовая роль бюджетно-правовых норм определяется тем, что они:

 - регулируют широкий круг общественных отношений, имеющих существенное значение для функционирования органов государства - отношения в сфере обеспечения эффективного функционирования "кровеносной системы государства" - бюджетной системы страны;

 - устанавливают правовой режим взаимоотношений участников бюджетных правоотношений;

 - определяют бюджетное устройство РФ;

 - устанавливают порядок осуществления государственного и муниципального финансового контроля, привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ и т. д.;

 - вытесняют из сферы государственного управления бюджетной системой неправовые отношения и явления, не отвечающие современному уровню развития права (например, те, которые, с одной стороны, противоречат задачам соблюдения разумного баланса государственных бюджетных интересов, а с другой - необходимости стимулирования развития национальной экономики).

Так, нормы  бюджетного права, регулируя отношения  по аккумуляции средств в бюджет, принятию бюджета и его исполнению, несут на себе нагрузку прежде всего  распределительную.

Вместе  с тем нормы бюджетного права выполняют и стимулирующую функцию. Основными доходами бюджета, в частности, являются налоги, которые способствуют в первую очередь перераспределению прибыли юридических и физических лиц в бюджетную систему и внебюджетные фонды. Однако налоговая норма должна быть составлена таким образом, чтобы она, с одной стороны, регулировала перераспределение финансовых ресурсов государства, а с другой — стимулировала развитие производства, чтобы налогоплательщик имел возможность из прибыли отдать государству установленную налоговым законом долю, а затем работал на себя, получая доход и делая инвестиции из своих ресурсов. Непродуманная налоговая политика сегодня привела к тому, что предприятия платят до 80—90 % своей прибыли в бюджет и внебюджетные фонды, а их развитие и дальнейшее существование практически поставлено под угрозу. Следствием существующего налогообложения стало массовое бегство от налогов, что в свою очередь ведет к недобору доходов в бюджет.

Законодатель, работающий с нормами финансового  права, должен учитывать все три  функции, которые в них заложены.

Нормы бюджетного права содержатся в Конституции  РФ. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию  РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области  бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения  бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.).

Нормативные правовые акты регулирующие бюджетные  правоотношения установлены в статье 3 Бюджетного Кодекса РФ.

Совокупность  нормативных актов, содержащих нормы  бюджетного права, образуют бюджетное  законодательство.

 

 

  1. Структура норм бюджетного права 

 

      Нормы бюджетного права, как  и любые другие нормы права,  являясь по сути своей системными  образованиями, обладают определенной  структурой. При этом под структурой  нормы права обычно понимается  внутреннее строение нормы, обусловленное  связью ее элементов.

 Норма  бюджетного права по своей  структуре, как правило, включает  в себя три элемента (части):  гипотезу,  диспозицию, санкцию. Каждая  из указанных частей бюджетно-правовой  нормы имеет свое, особое функциональное  значение. Как свидетельствует история  развития юридической науки, первоначально  такое понимание структуры нормы  права относилось лишь к нормам  гражданского права, ибо именно  в них чаще всего усматривались  перечисленные части: если наступают  (складываются) соответствующие обстоятельства (гипотеза), то стороны (субъекты) обязаны совершить такие-то необходимые  действия (диспозиция), а иначе наступят  неблагоприятные для них последствия  (санкция).

     Гипотезой традиционно именуется  та часть нормы бюджетного  права, в которой заключены:

 - содержание самого правила поведения;

- фактические условия реализации нормы;

 - обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими бюджетные правоотношения.

Диспозиция - центральная часть бюджетно-правовой нормы. Она формулирует содержание самого предписываемого, дозволяемого или рекомендуемого данной нормой права  правила поведения.

Санкция - часть нормы бюджетного права, в  которой указывается на правовые последствия: поощрительные (благоприятные  последствия) или карательные (неблагоприятные  последствия) меры, наступающие в  случае ненадлежащего соблюдения либо нарушения установленного данной нормой правила.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы  РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между  различными бюджетами и т.д. К  бюджетным процессуальным нормам относятся  нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных  бюджетов, а также порядок составления  и утверждения отчета об исполнении бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение нормативных правовых актов Президента РФ как источников бюджетного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетное право. Учебник. – СПб.: Деловой двор, под  ред. Н.А. Сатаровой, 2009 г. с -

296




Информация о работе Значение нормативных правовых актов президента РФ как источников бюджетного права