Некоммерческие предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:04, реферат

Описание работы

К некоммерческим относятся организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Такие организации могут заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (п. 1,3 ст. 50 ГК РФ).

Файлы: 1 файл

гражданское право.docx

— 56.22 Кб (Скачать файл)

Учредители (члены) общественных и  религиозных организаций не отвечают по долгам организаций, а последние  – по обязательствам своих учредителей (членов).

Реорганизуются и ликвидируются  общественные и религиозные организации  по основаниям и в порядке, предусмотренным  Гражданским кодексом, Федеральным  законом "О некоммерческих организациях" и законами об отдельных видах  организаций.

Имущество, оставшееся в результате ликвидации после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, предусмотренные  уставом, либо, если отсутствуют соответствующие  разделы в уставе, – на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания, а в спорных случаях  – решением суда.

Решение о ликвидации направляется в орган, зарегистрировавший соответствующую  организацию, для исключения ее из государственного реестра юридических лиц.

Фонды. В соответствии с п. 1 ст. 118 ГК фондом для целей настоящего Кодекса  признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или  иные общественно полезные цели.

Слова "для целей настоящего Кодекса" означают, что это понятие  дано для правового регулирования  гражданского (имущественного) оборота, в котором фонды участвуют  в качестве некоммерческих юридических  лиц.

Фонд считается созданным с  момента его государственной  регистрации с учетом особенностей, содержащихся в постановлении Верховного Совета РСФСР от 16 сентября 1991 г. № 1654-1 "О регистрации государственно-общественных фондов".

Согласно закону (п. 1 ст. 49, п. 3 ст. 50 ГК) фонды имеют специальную правоспособность и могут обладать только теми гражданскими правами и нести только те обязанности, которые предусмотрены их уставами и соответствуют целям создания данного юридического лица. Как отмечалось в литературе, в связи с многозначностью  термина "фонд" по содержанию правоспособности нужно различать фонды как  организации, преследующие цели, указанные  в п. 1 ст. 118 ГК, например, Фонд национально-культурного возрождения народов России, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, благотворительные организации, созданные в форме фонда согласно Федеральному закону от II августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и о благотворительных организациях", и фонды, выполняющие функции государственного управления, которые относятся, по сути, к государственным учреждениям. В качестве примера последних можно назвать Российский фонд федерального имущества, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения и другие.

Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями (учредителем) в качестве взноса, вклада. Последние  полностью утрачивают на него и вещные, и обязательственные права (п. Зет. 48, п. 3, 4 ст. 213 ГК). Это относится и  к имуществу, переданному фонду  на безвозмездной основе третьими лицами, а также приобретенному по иным основаниям, не запрещенным законом (благотворительные  пожертвования, труд добровольцев, доходы от операций с ценными бумагами и  т. п.). С учетом этого учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд – по обязательствам своих учредителей (абз. 2 п. 1 ст. 118 ГК).

Фонд может совершать любые  сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации и уставу фонда.

Для достижения общественно полезных целей, определенных в уставе, фонд вправе заниматься и предпринимательской  деятельностью, соответствующей этим целям. Это право может быть реализовано  как непосредственно, так и путем  создания хозяйственных обществ (акционерных, с ограниченной или с дополнительной ответственностью). Однако во всех случаях  это должна быть деятельность, соответствующая  уставным целям данного фонда. Целевой  характер предпринимательской деятельности проявляется также в том, что  полученный доход должен быть использован  в основном на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям. Так, на финансирование благотворительной  программы благотворительного фонда  должно быть использовано не менее 80 процентов  доходов, поступивших за финансовый год от учрежденных хозяйственных  обществ, и доходов от предпринимательской  деятельности фонда (ст. 17 Федерального закона "О благотворительной деятельности и о благотворительных организациях").

Устав фонда, помимо сведений, обозначенных в п. 2 ст. 52 ГК, должен содержать: обязательные признаки наименования фонда, включающие слово "фонд", сведения о цели фонда, его органах, о месте нахождения фонда, судьбе имущества фонда в  случае его ликвидации. Вследствие того, что учредители могут не принимать  участия в управлении делами фонда, ГК вводит институт попечительского совета, которому предоставлены контрольные и надзорные функции, а также вводит обязательность отражения в уставе порядка назначения и освобождения должностных лиц фонда. Это подкрепляется его обязанностью ежегодно публиковать отчеты о своей финансово-хозяйственной деятельности и использовании имущества в установленные законодательством сроки.

Для контроля за деятельностью фонда законом предусмотрена возможность изменения его устава и в судебном порядке. Так, если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые нельзя было предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменить устав в нем не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, внести изменения может суд по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью (регистрирующий орган, прокуратура и др.).

Фонд не вправе самоликвидироваться. Решение о ликвидации может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Основания для принятия такого решения, согласно п. 2 ст. 119 ГК, могут быть следующие:

недостаточность имущества фонда  для осуществления его целей  при условии, что вероятность  получения необходимых средств  нереальна;

недостижение целей фонда, если изменить его цели невозможно;

уклонение от целей, предусмотренных  уставом. В соответствии со ст. 65 ГК фонд по решению суда может быть признан банкротом, если он не в состоянии  удовлетворить требования кредиторов, что влечет его ликвидацию.

Фонд может быть ликвидирован и  в других случаях, предусмотренных  законом.

Как было отмечено, учредители фонда  никакими имущественными правами по отношению к нему не обладают, потому в случае ликвидации фонда его  имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе, и  может быть передано физическим и  юридическим лицам или государству  в порядке, предусмотренном уставом, или по решению ликвидационной комиссии, если в уставе этот порядок не определен. В случае когда использовать имущество в соответствии с уставом невозможно, оно обращается в доход государства.

Учреждения. Под учреждением понимается организация, созданная собственником  для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций  некоммерческого характера и  финансируемая им полностью или  частично (п. 1 ст. 120 ГК).

Некоммерческая организация в  форме учреждения – единственная в гражданском законодательстве, не являющаяся собственником находящегося у нее имущества. Права учреждения на закрепленное за ним имущество  определяются учредителем-собственником  в соответствии со ст. 296 ГК.

Создать некоммерческую организацию  в форме учреждения может любой  собственник: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования, юридические лица и  граждане. Наиболее распространенные виды – государственные и муниципальные  учреждения. К ним относятся: управленческие организации, медицинские учреждения, учреждения просвещения, вузы, учреждения культуры (музеи, картинные галереи), правоохранительные органы (суды, прокуратуры, арбитражные суды), учреждения в системе внутренних дел и т. п.

Так как ст. 120 ГК не называет учредительных  документов этих некоммерческих организаций, то в соответствии с общей нормой (ст. 52 ГК) таковыми могут быть устав, либо учредительный договор и  устав, либо общее положение об организациях данного вида.

Особенности правового статуса  отдельных видов учреждений определяются специальными законами или иными  правовыми актами. Так, по отдельным  видам учреждений Правительством РФ утверждены типовые положения, которые  выполняют функции примерного.

Собственник имущества (или уполномоченный им орган) в порядке, установленном  законодательством, закрепляет его  за учреждением на праве оперативного управления. Оно владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с  целями своей уставной деятельности, заданиями собственника и назначением  имущества. Его изъятие и (или) отчуждение допускается только в случаях  и порядке, предусмотренных законодательством  Российской Федерации.

Деятельность учреждения финансируется  частично или полностью его учредителем (учредителями) в соответствии с  договором между ними. Каждое учреждение имеет смету, утверждаемую собственником.

Учредитель (учредители) может предоставить ему возможность заниматься предпринимательской  деятельностью, пределы и виды которой  оговариваются в учредительных  документах, т. е. не в ущерб уставным целям.

Денежные средства, имущество и  иные объекты собственности, переданные учреждению физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования  или по завещанию, а также доходы от собственной деятельности учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности учитываются  на отдельном балансе и поступают  в его самостоятельное распоряжение (п. 2 ст. 298 ГК).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности  субсидиарную (дополнительную) ответственность  несет учредитель (учредители) (п. 2 ст. 120 ГК).

При ликвидации учреждения денежные средства и иное принадлежащее ему  имущество, за вычетом платежей на покрытие обязательств перед кредиторами, передается его собственнику, если иное не предусмотрено  законом, иными правовыми актами или учредительными документами  учреждения.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Юридическими лицами (участниками) ассоциаций и союзов могут быть как  коммерческие, так и некоммерческие организации (закон – ст. 121 ГК исключает  лишь одновременное участие коммерческих и некоммерческих организаций в  ассоциации или союзе).

Терминологически строгого различия между ассоциацией и союзом ГК не определяет, а в ряде норм даже отождествляет их. В то же время  надо иметь в виду, что для ассоциации формирующим признаком является однотипный состав участников, а для  союза – общность целей объединения. Однотипность состава участников определяется их правовыми формами, принадлежностью к одной отрасли экономики и др. Общность же целей участников объединения может определяться интересами конкретного региона, развитием конкретной сферы деятельности и др. Поэтому рекомендуется исходить из того, что ассоциации создаются по принципу организационной или отраслевой общности, а союзы – по территориальному и иным признакам.

Ассоциация или союз – это  всегда некоммерческая организация, призванная координировать предпринимательскую  и иную не запрещенную законом  деятельность, а также представлять и защищать общие имущественные  интересы участников.

Объединения юридических лиц создаются  на добровольной основе; внутри ассоциации (союза) его члены сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица (п. 3 ст. 121 ГК). Из этого следует, что, во-первых, ассоциации и союзы  не являются вышестоящими организациями  по отношению к своим учредителям (участникам). Вместе с тем координация  их предпринимательской деятельности предполагает известное "управленческое воздействие" на них со стороны органа, которому они добровольно делегировали соответствующие полномочия. Перечень вопросов, по которым ассоциация или союз вправе принимать управленческие решения, обязательные для членов объединения, контрольные функции, правовые последствия неисполнения таких решений должны быть четко зафиксированы в учредительных документах объединения (как правило, в уставе).

И, во-вторых, если у ассоциации (союза) в процессе работы появится необходимость  заниматься предпринимательской деятельностью  в качестве основной, то по решению  участников она может быть преобразована  в хозяйственное общество, либо создать  такое общество, либо войти в состав какого-либо действующего хозяйственного общества.

Ассоциация (союз) является собственником  имущества, переданного ей учредителями, а также приобретенного по иным основаниям (п. 2 ст. 48, п. Зет. 213 ГК). Это имущество может быть использовано объединением для достижения уставных целей в строгом соответствии с его специальной правоспособностью.

Поскольку рассматриваемое объединение  юридических лиц само является таковым, на него распространяются общие правила  ст. 56 ГК об ответственности юридических  лиц. Однако в порядке исключения п. 4 ст. 121 ГК установил, что члены  ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее долгам своим  имуществом. Размер субсидиарной ответственности  Гражданский кодекс не установил. Из этого следует, что он должен определяться в учредительных документах объединения. Ответственность члена по долгам объединения сохраняется даже в  случае его выхода или исключения из данной ассоциации или союза (п. 2 ст. 123 ГК). Размер ответственности бывшего  участника пропорционален размеру  его взноса в имущество объединения. Такая ответственность сохраняется  за ним в течение двух лет с  момента выхода или исключения из членов ассоциации или союза.

Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Эти документы, помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК, должны содержать обязательные признаки наименования объединения (основной предмет деятельности членов с включением слова "ассоциация" или "союз"), условия о составе и компетенция органов управления ассоциацией (союзом) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решаемым единогласно или квалифицированным большинством голосов членов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

Информация о работе Некоммерческие предприятия