Мировые суды, их компетенция и организация деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

В большей степени актуальной проблемой на сегодняшний день стал вопрос о мировых судьях, нужны ли они сейчас, будут ли они необходимы в будущем.
Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая по Гринько.docx

— 46.52 Кб (Скачать файл)

Именно  поэтому, мировые судьи в других странах приобретали несколько  иные черты при их формировании, в организации и деятельности.

Рассмотрение  института мирового судьи в историческом аспекте позволяет убедиться  в том, что мировые судьи как  орган правосудия присущи многим правовым системам (континентально-европейской, англо-американской, смешанной). В рамках романо-германской системы права (Франция, Испания), англо-американской (США, Великобритания), смешанной (Канада, Австралия), мировые  судьи осуществляли правосудие раньше и продолжают функционировать до сих пор. При этом мировые судьи, появившись в Англии, где отсутствовала  строгая логика, систематизация, научность  и рациональное начало в системе  права, были восприняты почти всеми  системами права. В то же время, данный институт никак не был характерен для социалистического права. Мировых  судей не было в СССР, Китае, КНДР, Кубе и подобных государствах Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности- М.,2004.

В научных исследованиях, посвященных  мировым судьям, принято выделять три типа (модели) мировых судов:

1. классический (английский)- когда мировой  судья выполняет административно-судебные  функции и судебный состав  формируется на полупрофессиональной  основе;

2. французский - когда мировой суд  выполняет чисто судебные функции,  существует полупрофессиональный  состав мировых судей;

3. смешанный - когда суд составляет  профессиональный состав, выполняющий  не только судебные, но и административные  функции 

В основу подобной классификации положены два критерия, в отношении которых  законодательство разных стран расходится:

- вид государственной деятельности, осуществляемой мировыми учреждениями (административно-судебные или только  судебные функции);

- кадровый состав мировых судов  (профессиональный или полупрофессиональный).

Автор считает, что данный перечень признаков  очень сужен и не отражает многих важных черт и, поэтому, он должен быть дополнен. В частности в этот перечень могут войти следующие признаки:

1. включение мировых судов в  единую судебную систему;

2. порядок наделения мировых судей  властными полномочиями;

3. наличие особенностей судоустройства  в связи с федеративным устройством  государства;

4. степень активности в использовании  примирительных процедур;

5. особенности определения подсудности  дел;

6. порядок пересмотра судебных  решений.

Благодаря такому широкому кругу отличительных  признаков, затрагивающему не только вопросы  судоустройства, но и судопроизводства, российская модель мировых судов  и мировых судей вполне может  претендовать на выделение ее в качестве самостоятельного типа.

В научных исследованиях и публикациях, посвященных данной проблеме, принято  подразделять историю формирования института мирового суда в России, действовавшего до революции 1917 года, на три этапа. (США)11 Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности- М.,2004

Первый  этап характеризуется учреждением  и деятельностью аналогов классической модели мировой юстиции, обсуждением  проектов судебной реформы (XII век, начало 1980-х годов).

Второй  этап- это учреждение и деятельность института мировых посредников, также по классическому образцу, но со специальными функциями, связанными с переходным периодом в освобождении крестьянства (1861- 1874 гг.), причем последние 10 лет - параллельно с мировыми судьями.

Третий  этап представляет собой учреждение и деятельность института мировых  судий (1864-1917гг.), в эволюции которых  также можно выделить два периода: период становления (1864-1881 гг.) и период ревизии Судебных уставов (1881-1917 гг.) ЛонскаяС.В. Мировой суд в России- М., 1998.

В настоящий момент следует дополнить  эту классификацию развития института  мировых судей в России, как  единого исторического процесса, четвертым этапом, который начался  в 1998 году принятием Закона «О мировых  судьях в Российской Федерации» и  продолжается до сих пор. Этот этап характеризуется созданием мирового судьи, признаваемого судьей субъекта Федерации, но одновременно включенного  в единую судебную систему Российской Федерации. Его основными задачами являются обеспечение, охрана и защита прав, свобод и интересов физических и юридических лиц по делам  и спорам, не представляющим большой  общественной опасности. Возрождение  института мирового судьи в России обусловлено тем, что население  страны нуждалось в суде скором, правом, справедливом.

Для более полного и всестороннего  изучения института мирового судьи  в России необходимо обратиться к  истории его создания.

Сравнительный анализ российского права позволяет  сделать вывод, что многие элементы, присущие мировому судье и судопроизводству у него, не были полностью заимствованы из зарубежного законодательства, поскольку  в России ранее существовали аналоги  мировых судов. Объективно существовали определенные особенности, характеризующие  судоустройство и судопроизводство, обусловленные наличием огромных территорий, особых климатических условий, общинного  уклада жизни России, большую часть  населения которой составляли крестьяне.

Зарождение  института мировых судий во многих странах вызвано одними и тем  же объективными причинами. Необходимость усиления централизации власти, в связи с формированием централизованных государств, обострение борьбы с оппозицией и необходимость наведения общественного порядка в XII в. - в Англии, XIV в. - в Московской Руси обусловили сосредоточение в руках одного лица не только административных, но и судебных функций. Профессиональные юристы в то время отсутствовали. Рост количества споров и конфликтов, с которыми не справлялись находившиеся у власти лица, требовал создания местной юстиции, пользующейся большим доверием у населения, но находящейся под постоянным контролем со стороны господствующего класса.

В силу исторически сложившихся в  России обстоятельств мировой судья  во многом призван был воплотить  в жизнь отвечающую нуждам человечества мечту о суде скором, правом и  равном для всех. Он должен был открыть  доступ к правосудию широким слоям  общества, обеспечить быстрое и справедливое рассмотрение мелких дел, выборными, пользующимися  доверием населения судьями. Именно эти цели и задачи ставились российским законодателем при создании судебной системы, в которую входили мировые  судебные установления.

 

    1. Понятие и основные положения мировых судей.

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей  юрисдикции субъектов Российской Федерации  и входят в единую судебную систему  Российской Федерации. Полномочия, порядок  деятельности мировых судей и  порядок создания должностей мировых  судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными  федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей  устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается  федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также  законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи, а также  судьи, председатели и заместители  председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации  назначаются (избираются) на должность  в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Отбор кандидатов на должности  судей осуществляется на конкурсной основе. Должности мировых судей  и конституционные (уставные) суды субъектов  Российской Федерации создаются  и упраздняются законами субъектов  Российской Федерации. Никакой суд  не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.º

Вступившие в силу постановления  мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц  и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший  возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое  образование, стаж работы по юридической  профессии не менее пяти лет, не совершивший  порочащих его поступков, сдавший  квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены  дополнительные требования к кандидату  на должность мирового судьи.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка  в порядке, установленном законом  субъекта Российской Федерации.

Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный  законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем  на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность  мирового судьи, вправе снова выдвинуть  свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При  повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет.

Полномочия мирового судьи  прекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и порядке, которые  установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей  в Российской Федерации". Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей  субъекта Российской Федерации в  случаях и порядке, которые установлены  Законом Российской Федерации "О  статусе судей в Российской Федерации".

На мировых судей и  членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения  и социальной защиты, установленные  Законом Российской Федерации "О  статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами. Законами субъектов Российской Федерации  мировым судьям могут быть установлены  дополнительные гарантии материального  обеспечения и социальной защиты.

  1. Компетенция мировых судей по законодательству РФ

Компетенция мирового судьи и организация аппарата.

1. Мировой судья рассматривает  в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях,  за совершение которых может  быть назначено максимальное  наказание, не превышающее двух  лет лишения свободы;

2) дела о выдаче судебного  приказа;

3) дела о расторжении  брака, если между супругами  отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между  супругами совместно нажитого  имущества;

5) иные дела, возникающие  из семейно-правовых отношений,  за исключением дел об оспаривании  отцовства (материнства), установлении  отцовства, о лишении родительских  прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

6) дела по имущественным  спорам при цене иска, не превышающей  пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

7) дела, возникающие из  трудовых отношений, за исключением  дел о восстановлении на работе;

8) дела об определении  порядка пользования земельными  участками, строениями и другим  недвижимым имуществом;

9) дела об административных  правонарушениях, отнесенные к  компетенции мирового судьи Кодексом  Российской Федерации об административных  правонарушениях.

2.Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично  рассматривает дела, отнесенные  к его компетенции настоящим  Федеральным законом.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Общее число мировых судей  и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной  инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной  с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной  с соответствующим субъектом  Российской Федерации.º

Судебные участки и  должности мировых судей создаются  и упраздняются законами субъектов  Российской Федерации. Судебные участки  создаются из расчета численности  населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных  образованиях с численностью населения  менее 15 тысяч человек создается  один судебный участок. Судебный участок  или должность мирового судьи  не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или  суда.

Информация о работе Мировые суды, их компетенция и организация деятельности