Конституционное развитие в 1848 – 1948 гг. Конституция 1947 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

В этом европейском сапоге есть все: папы римские, художники, политическое ребячество и могущество государства.
История конституционных институтов в Италии насчитывает более полутора веков. За этот период страна прошла через режим конституционной монархии, тоталитарную фашистскую диктатуру, а после того, как в 1946 году в результате референдума была отвергнута монархическая форма правления, в Италии была принята одна из самых демократических конституций послевоенной Европы.

Содержание работы

Введение 3
1. Конституционное развитие в 1848 – 1948 гг. Конституция 1947 г. 3
2. Становление «Второй Республики». Реформы 1993-2004 гг. 7
2.1 Предпосылки реформы 1993-2004 гг. 7
2.2 Становление «Второй Республики». 10
3. Общая характеристика действующей итальянской конституции 13
3.1 Организация государственной власти. 17
3.2 Организация исполнительной власти. 21
3.3 Судебная система Италии 24
3.4 Организация местного самоуправления и управления. 29
4. Правовое регулирование демократии. 30
5. Основы правового статуса личности. 33
6. Правовое регулирование общественных объединений. 38
Заключение. 43
Список используемой литературы: 44

Файлы: 1 файл

курсовая работа по конституц право зарубежных стран.docx

— 98.07 Кб (Скачать файл)

Впоследствии нашлось  компромиссное решение: обе палаты Парламента избирать по смешанной системе, где превалировала мажоритарная.

В настоящее время (с 1993 года) Палата депутатов и Сенат избираются по смешанной системе:

  1. 75% мест в каждой палате распределяется по мажоритарной системе.
  2. 25% мест – по пропорциональной системе.

Избирательный процесс в Италии также имеет  свои специфические черты15:

  1. Право избирать Палату депутатов имеют граждане, достигшие 18 лет, а быть избранным в данную палату – граждане, достигшие 25 лет.
  2. Правом избирать в Сенат обладают граждане, достигшие 25 лет, а быть избранными в Сенат – граждане, достигшие 40 лет. (Это самый высокий в Европе возрастной ценз как для пассивного избирательного права (кандидатов в сенаторы), так и для активного (избирателей, участвующих в выборах сенаторов).
  3. Сенат избирается более взрослыми гражданами, чем Палата депутатов. Во время выборов в Сенат более взрослые избиратели избирают «более взрослую» по возрасту палату, что преследует цель сделать верхнюю палату более «мудрой», опытной, взвешенной, чем нижняя.
  4. При выборах ¼ депутатов по пропорциональной системе используется 4-х % заградительный барьер для партий, а при выборах ¼ сенаторов по пропорциональной системе заградительный барьер не используется.
  5. В Сенат избираются сенаторы от областей пропорционально численности их населения16.
    1. Срок полномочий палат составляет 5 лет.

Конституция подробно не говорит  о полномочиях парламента. На практике итальянский парламент обладает неограниченной компетенцией: может принять к своему рассмотрению любой вопрос, не относящийся к компетенции других органов, т.к. в Италии (парламентарной республике) парламент – высший орган государственной власти.

В отличие от других стран, обе палаты парламента Италии утверждают правительство, контролируют его деятельность, избирают иных должностных лиц, принимают  государственный бюджет, и имеют  примерно равные права.

Законодательная функция  Парламента урегулирована многими  статьями Конституции. В законодательной  сфере, с юридической точки зрения, несомненно преобладание Парламента над  Правительством.

Законодательный процесс  в своих основных чертах урегулирован в ст. 70 - 74 Конституции, а детально - в регламентах палат.

Законодательная функция  осуществляется обеими палатами. Право  законодательной инициативы принадлежит  Правительству, каждому члену палат, а также тем органам и организациям, на которые это возложено конституционным  законом. В частности, Конституция  предоставляет такое право Национальному  совету экономики и труда (ч. 3 ст. 99) и областным советам (ч. 2 ст. 121), правда лишь по вопросам их ведения. По вопросам территориального устройства ограниченным правом законодательной  инициативы обладают и коммунальные советы (об образовании новых провинций  или изменении границ существующих).

Число законопроектов, вносимых Правительством - главным источником законодательной инициативы, и отдельными парламентариями примерно одинаково.

Кроме того, Конституцией предусмотрена  народная инициатива - не менее 50 тыс. избирателей  могут внести в Парламент проект, составленный в виде статей закона. В последнем случае сама палата проверяет  соблюдение подателями проекта конституционных  требований17.

Институт народной инициативы используется в Италии довольно слабо. Лишь после принятия Закона 1970 г., регламентирующего  порядок применения конституционной  нормы, до конца 80-х годов было внесено 30 инициатив, из которых лишь немногие были приняты к рассмотрению Парламентом.

Чтобы стать законом, законопроект должен быть одобрен обеими палатами. Принятый палатами закон поступает  к Президенту республики, который  должен промульгировать его в  течение месяца со дня одобрения. Если же палаты абсолютным большинством своего состава объявили закон срочным, промульгация должна состояться в указанный  ими срок.

Законы публикуются в  официальном органе государства "газета Уфичиале делла Република Итальяна" ("Gazzetta Ufficiale della Republica Italiana" - "Официальная  газета Итальянской Республики") немедленно после промульгации и  вступают в силу на 15-й день после  опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.

3.2 Организация исполнительной власти.

 

Высшую исполнительную власть в Италии осуществляет Совет министров (правительство) Италии.

 В Конституции подраздел  "Совет министров" раздела  "Правительство" состоит всего  из пяти статей (ст. 92 - 96).

Правительство на центральном  уровне осуществляет любые исполнительные полномочия, которые не отнесены Конституцией к компетенции других органов.

По ст. 76 и 77 Конституции, Правительству может быть делегировано осуществление законодательной  функции, если при этом будут определены принципы и руководящие критерии делегирования, ограничено его время  и установлены предметы. Без делегирования  со стороны палат Парламента Правительство  не может издавать декреты, имеющие  силу обычного закона18.

Формирование правительства: Президент назначает Председателя Совета министров и по его предложению - министров. Председатель и министры образуют Совет министров, т. е. Правительство. До вступления в должность они  приводятся Президентом к присяге. Затем Правительство должно получить доверие обеих палат Парламента.

В Италии центральные и  периферийные органы управления в качества своей основы имеют министерства. Министерства могут быть сгруппированы  по основным направлениям государственной политики.

В первую группу входят министерства, функции которых направлены на сохранение и защиту государства преимущественно  средствами внутреннего и международного права, - министерства внутренних дел, иностранных дел, юстиции, обороны. Вторая группа ведомств включает те, чьи функции связаны с финансовыми ресурсами, необходимыми для функционирования государства: министерство финансов, казначейство, ведомство экономического программирования. Третья группа включает министерства, деятельность которых связана с каким-либо одним сектором народного хозяйства - министерства сельского хозяйства и лесов, промышленности и торговли, внешней торговли, туризма. Четвертая группа включает ведомства, функции которых связаны с территорией государства, ее инфраструктурой и обслуживанием -  министерства публичных работ, транспорта и гражданской авиации, торгового флота, почт и телекоммуникаций. Наконец, пятая группа включает министерства с преобладанием функций социального характера - министерства образования, труда и социального обеспечения, гигиены и здравоохранения, культуры и окружающей среды.

             Особенности формирования Совета министров Италии19:

      • Правительство формируется, а затем утверждается парламентом.
      • Правительство утверждается в обеих палатах парламента (в других странах только в нижней палате).
      • Совет министров Италии несет ответственность перед обеими палатами парламента.
      • Если хотя бы одна из палат вынесет вотум недоверия правительству, оно уходит в отставку.

 

Главой государства Италии является президент, который избирается на семилетний срок с возможностью неограниченного переизбрания. В  истории Италии все президенты избирались только на один срок.

Избирает президента особая коллегия, в состав которой входят все члены парламента, а так же представители областей, избираемые областными советами.

Но фактически президент  избирается членами парламента, так  как в коллегию входят 945 членов парламента (без учета пожизненных сенаторов) и только 58 представителей областей. Но и это символическое присутствие  областных делегатов придает  итальянскому президенту большую легитимность, чем, если бы он избирался только парламентом.

Для избрания кандидату в  президенты необходимо набрать не менее 2/3 голосов членов коллегии. После  трех голосований для избрания достаточно более 50% от общего числа членов коллегии.

В Италии самый высокий  возрастной ценз для занятия должности  президента – 50 лет.

Президент Италии наделен  следующими полномочиями:

      • Представляет государство внутри страны и за рубежом.
      • Формально назначает премьер – министра и министров (по воле парламента), и иных должностных лиц.
      • Выполняет церемониальные функции.
      • Имеет право роспуска парламента либо одной из его палат.

Поскольку для Италии были характерны частые правительственные  кризисы, неразрешимые межпартийные противоречия, парализующие работу парламента, периодически возникает необходимость в арбитре  либо в досрочном роспуске парламента и проведении новых выборов. Здесь  роль президента незаменима.

За последние 50 лет именно президент принимал окончательное  решение в сложных политических ситуациях. Он добивался отставки непопулярных премьер – министров, мирил фракции, а также часто шел на крайнюю  меру – распускал парламент и  назначал новые выборы.

Все акты президента (кроме  акта о роспуске парламента) подвергаются контрассигнации (совместной подписи) премьер – министра или соответствующего министра.

Теоретически конституция  предусматривает ответственность  президента за нарушение основного  закона и государственную измену. В этом случае парламент на совместном заседании палат большинством голосов  от общего числа его членов принимает  решение о предании президента суду.

Парламент Италии не может  быть распущен в последние 6 месяцев  полномочий президента. Это правило  не действует, если последние 6 месяцев  полномочий президента «пересекаются» с последними 6 месяцами полномочий парламента20.

3.3 Судебная система Италии

 

Специфика судебной системы  Италии состоит в том, что:

a) прокуратура объединена с судебной системой;

b) судьи и прокуроры образуют обособленное от других госорганов сословие магистратов;

c) деятельностью магистратов руководит особый орган – Высший совет магистратуры;

d) структура судебной системы не совпадает с административно-территориальным делением страны;

e) судьи низового уровня могут не быть юристами по образованию;

Иерархия  судебной системы Италии имеет следующие  особенности21:

  1. на самой нижней ступени (в коммунах) несложные уголовные и гражданские дела рассматривают консилиаторы – мировые судьи:
    • каждая коммуна имеет 1 мирового судью;
    • мировым судьей может быть любой добропорядочный гражданин, достигший 25 лет, не обязательно юрист по образованию;
    • должность мирового судьи не оплачивается, свои функции консилиатор выполняет на общественных началах;
  1. следующее звено образуют преторы – «профессиональные» мировые судьи более высокого уровня:
    • преторы рассматривают апелляции на решение консилиаторов;
    • а также гражданские и уголовные дела средней сложности (уголовные дела, где наказание, например, не превышает 3 лет лишения свободы);
    • всего в Италии около 1 тыс. преторов;
  1. далее идут трибуналы, состоящие из 3 судей:
    • рассматривают сложные гражданские и уголовные дела и аппеляции на решения преторов;
    • всего в стране 150 трибуналов (1 трибунал охватывает территорию работы 5 – 6 преторов);
  1. вышестоящая инстанция по отношению к трибуналам – апелляционные суды:

Информация о работе Конституционное развитие в 1848 – 1948 гг. Конституция 1947 г