Конституционное развитие в 1848 – 1948 гг. Конституция 1947 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

В этом европейском сапоге есть все: папы римские, художники, политическое ребячество и могущество государства.
История конституционных институтов в Италии насчитывает более полутора веков. За этот период страна прошла через режим конституционной монархии, тоталитарную фашистскую диктатуру, а после того, как в 1946 году в результате референдума была отвергнута монархическая форма правления, в Италии была принята одна из самых демократических конституций послевоенной Европы.

Содержание работы

Введение 3
1. Конституционное развитие в 1848 – 1948 гг. Конституция 1947 г. 3
2. Становление «Второй Республики». Реформы 1993-2004 гг. 7
2.1 Предпосылки реформы 1993-2004 гг. 7
2.2 Становление «Второй Республики». 10
3. Общая характеристика действующей итальянской конституции 13
3.1 Организация государственной власти. 17
3.2 Организация исполнительной власти. 21
3.3 Судебная система Италии 24
3.4 Организация местного самоуправления и управления. 29
4. Правовое регулирование демократии. 30
5. Основы правового статуса личности. 33
6. Правовое регулирование общественных объединений. 38
Заключение. 43
Список используемой литературы: 44

Файлы: 1 файл

курсовая работа по конституц право зарубежных стран.docx

— 98.07 Кб (Скачать файл)

Только Палата депутатов  будет обладать правом рассматривать  вопрос о внесении вотума доверия  правительству. Сенат избирает из состава  Парламента членов Конституционного суда и избираемых членов Высшего Совета магистратуры. Нововведением является лишение Парламента права отказывать в доверии отдельному члену правительства.

Предусматривается серьезная  реформа судебной системы. Высший совет  магистратуры – автономный самоуправляемый  орган, возглавляющий независимую  гильдию магистратов, разделяется  на две части: Совет по вопросам судоустройства и Совет по прокурорскому надзору. Вводится особый «Суд правосудия» с  функциями дисциплинарного контроля в отношении всего судейского и прокурорского корпуса.

Значительно расширяются  функции Конституционного суда, а  его состав увеличивается с 15 до 20 судей.

В проекте нового конституционного устройства сохранена ныне действующая  сложная мажоритарно-пропорциональная избирательная система.

В случае одобрения Парламентом, законопроект должен быть вынесен на общенациональный референдум. Предполагаемая дата начала конституционной реформы  – лето 2000 года.

2.2 Становление «Второй Республики».

 

В 1993 – 1994 годах в Италии потерпела крах традиционная партийная  система, существовавшая около 50 лет  – три главные и влиятельные  партии Италии, по очереди или в  составе коалиций управлявшие страной  в послевоенные полвека и конкурирующие  между собой – Христианско-демократическая, Социалистическая и Коммунистическая партия,  организованно развалились  и фактически ушли с политической арены. Вслед за ними прекратили свое существование множество мелких «союзных» партий.

Причинами крушения традиционной партийной системы  в Италии стали7:

1. Реформа избирательной системы 1993 года – в результате перехода от пропорциональной системы к мажоритарной, партии не могли уже выдвигать партийные списки, (что происходило на протяжении 50 лет) и оказались не готовы к работе в новых условиях – в мажоритарных округам, где у них не было тесных связей с избирателями.

2. Коррумпированность и нечистоплотность руководства крупных партий:

    • В 1993 – 1994 годах прокатилась волна разоблачений ряда руководителей партий, обвиненных в крупных финансовых злоупотреблениях и связях с мафией.
    • В результате громких судебных процессов многие всенародные известные лидеры, считавшиеся ранее «лицом нации» были осуждены  и с позором ушли из политики, некоторые бежали из страны в изгнание.
    • Тюремные сроки получили так же многие высокопоставленные функционеры партий.

3. Партии исчерпали себя морально, идеологически и надоели избирателям. Возникший в 1994 году политический вакуум заполнили новые политические силы.

4. Правовое движение «Вперед Италия», во главе с крупным медиа и спортивным магнатом Сильвио Берлускони.

5. Объединенный союз левых сил «Оливковая ветвь» (созданный на руинах социалистической, коммунистической, иных левых партий) во главе с Романо Проди.

В соперничестве этих двух сил первоначально победу одержала левая «Оливковая ветвь», правившая  в Италии в 1995 – 2001 годах. Левое правительство  пыталось модернизировать старую политическую систему, но за годы своего правления  не добились успехов, в результате чего потерпело сокрушительное поражение  на выборах в 2001 году.

Победу на парламентских  выборах в 2001 году одержал правый блок «Вперед Италия» Сильвио  Берлускони, главным лозунгом которого на выборах было кардинальное изменение  конституционной и политической системы Италии. Блок одержал  самую  убедительную победу в послевоенной истории Италии. Это позволит данной политической силе, опираясь на внушительное большинство, в одиночку (без коалиций) руководить страной в течение 5 лет  – до 2006 года. Со времен Муссолини (которого Берлускони пытается реабилитировать) ни одна партия не добивалась таких  сильных позиций во властных структурах и устойчивой народной поддержки.

В 2002 году правительство  Сильвио Берлускони объявило план крупномасштабной конституционно – политической реформы, которая должна быть осуществлена в 2002 – 2006 годах (в 2006 году истекает срок премьерства Берлускони и срок полномочий избранного в 1999 году Президента Адзелио  Чампли, так же сторонника реформы)8.

Основные  направления конституционно – политической реформы Берлускони – Чампли:

1. Сокращение вдвое численности парламента (сегодня в Италии 630 депутатов и 315 сенаторов – слишком много по сравнению с другими странами и вносит беспорядок в работу парламента).

2. Принятие закона о «конфликте интересов», смысл которого в том, чтобы в целях сокращения коррупции запретить членам парламента, правительства и их родственникам заниматься бизнесом. Проект закона требует полного раскрытия кандидатами на выборные должности информации о своей финансовой деятельности – в случае обнаружения скрытых и незаконных доходов к таким должностным лицам должны применяться жесткие меры, вплоть до отрешения от должности и тюремного заключения.

3. Введение на парламентских выборах полностью мажоритарной системы.

4. Становление в Италии стабильной двухпартийной системы, представленной сильной правовой и сильной левой партиями (по примеру Великобритании, Германии, Испании и других стран).

5. Изменения статуса президента республики – превращение его из номинальной фигуры в реального политического лидера страны, возможно, его всенародное избрание.

6.  Превращение Италии из парламентарной в президентско – парламентарную республику.

В настоящее время далеко не все политические силы страны приветствуют реформы правительства Берлускони, однако в случае их успеха можно  говорить о становлении в Италии «Второй Республики» с сильной  и ответственной центральной  властью9.

  1. Общая характеристика действующей итальянской конституции

 

Итальянская Конституция  – это многоплановый, тщательно  и детально проработанный политико-юридический  документ. В ней нет отдельной  преамбулы. Философские установки, социально-правовые основы и юридические  принципы отражены непосредственно  в соответствующих разделах самого конституционного текста.

Одна из особенностей итальянской  Конституции заключается в отсутствии преамбулы. Конституция открывается вводным разделом "основные принципы", где содержатся наиболее общие, самые главные положения, характеризующие конституционный строй Итальянской Республики. Здесь, в частности, содержится сформулированное в части первой ст. 1 общее определение Италии как демократической республики, основанной на труде. Последнее, видимо, можно отнести к социалистическим идеологическим установкам, однако трудно сказать, чтобы это могло значить. Согласно же части второй указанной статьи, суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и пределах, установленных Конституцией.

В Конституции получили отражение  практически все отношения между  внутренним и международным правом. Особого внимания заслуживает в  этой связи положение ч.1 ст. 10, устанавливающее, что итальянский правопорядок соответствует общепризнанным нормам международного права. С этим связана и ст. 11, согласно которой "Италия отвергает войну как посягательство (strumento di offesa) на свободу других народов и как средство разрешения международных споров; на условиях равенства с другими государствами она соглашается на ограничение суверенитета, необходимое для порядка, который обеспечивает мир и справедливость между нациями; она содействует и благопрепятствует международным организациям, стремящимся к этой цели"10.

Эти нормы стали правовым основанием для вступления страны в  Европейские сообщества (в настоящее  время - Европейский союз) и передачи им права регулирования ряда вопросов экономического и отчасти социального  характера. Положения ст. 10 и 11 оказались  настолько широкими, что в Конституции  ничего не пришлось менять и не понадобилось включать в нее новые нормы  в связи с углубляющейся интеграцией  стран - членов Европейского союза (после  подписания 7 февраля 1992 г. Маастрихтских  соглашений более чем половине государств - членов Европейского союза пришлось вносить поправки в свои конституции). В Конституции нашлось место и для традиционных норм, имеющих отношение к международному праву, - о порядке объявлении войны и ратификации международных договоров (последний в значительной мере имеет своим источником соответствующие положения ст. 5 Альбертинского статута 1848 г.11).

После вводного раздела об основных принципах следует часть первая, озаглавленная "права и обязанности граждан". Значение этой части подчеркивается тем немаловажным обстоятельством, что она охватывает 54 статьи. Однако четыре раздела, составляющие эту часть, посвящены, как вытекает из их заголовков, не только правам и обязанностям, но и отношениям - соответственно гражданским, этико-социальным, экономическим, политическим. Вторая часть регулирует устройство республики. В ее состав входят разделы о Парламенте (с подразделами о палатах и о законотворчестве), о президенте республики, о Правительстве (с подразделами о Совете министров, о публичной администрации и о вспомогательных органах), о магистратуре (с подразделами о судоустройстве и о правилах судопроизводства), об областях, провинциях и коммунах, о конституционных гарантиях (с подразделами о конституционном суде и о пересмотре Конституции и конституционных законах).

В итальянской Конституции, хотя она и не содержит отдельного упоминания о принципе разделения властей, проводится четкое различие трех основных государственных функций: законодательная функция принадлежит Парламенту и областным советам в пределах их компетенции; исполнительная власть является прерогативой президента Республики, министров и органов исполнительной власти областей, провинций и коммун; судебная власть входит в компетенцию различных судебных органов, включая Конституционный суд.

Особое место в итальянской  Конституции занимают взаимоотношения  между государством и Католической церковью.

Еще в 1929 году между итальянским  Государством и Ватиканом были заключены  особые Латеранские соглашения (Договор  и Конкордат), которые гарантировали  частичный суверенитет и международную  правосубъектность Ватикана и регламентировали отношения с католической церковью как традиционной религией Италии.

При этом итальянская Конституция  сохраняет светский характер, следует  принципам отделения церкви от государства  и равенства вероисповеданий.

Вводный раздел и обе части  Конституции содержат в общей  сложности 139 статей.

Завершается Конституция переходными и заключительными положениями (с I по XVIII). По своему характеру некоторым из этих положений следовало бы находиться в основной части акта (например, норме ст. XII о запрещении восстановления в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии).

Итальянская Конституция  имеет жесткий характер. Ее пересмотр  возможен исключительно в рамках особой процедуры и при наличии  в обеих палатах Парламента расширенного, так называемого «конституционного  большинства». Процедура ее пересмотра, изложенная в ст. 138, содержит две последовательные стадии12.

Законы о пересмотре Конституции, как и другие конституционные  законы, принимаются после двух последовательных обсуждений в каждой из палат Парламета, причем промежуток между обсуждениями должен составлять не менее трех месяцев. При втором голосовании такие законы подлежат одобрению абсолютным большинством состава каждой палаты.

3.1 Организация государственной власти.

 

           Италия – это парламентарная республика.

Ведущую роль в системе  высших государственных органов  играет парламент Италии, который исторически имеет двухпалатную структуру и состоит из:13

  1. Палаты депутатов (630 депутатов)
  2. Сената (315 сенаторов).

Пятеро сенаторов могут  быть пожизненно назначены президентом (за выдающиеся заслуги перед Итальянской  Республикой). Пожизненными сенаторами являются по праву бывшие президенты.

Двухпалатная структура  итальянского Парламента характеризуется, таким образом, сильной верхней  палатой, которая практически равноправна  с нижней. Даже в случаях, когда  палаты принимают решения совместно, тот факт, что Сенат численно вдвое  меньше, чем Палата депутатов, существенного  значения не имеет, ибо депутаты и  сенаторы при голосовании считаются  со своей принадлежностью не к  палате, а к политической партии. Расхождения между палатами обычно не носят политического характера. Палаты избираются практически одинаково, и вследствие этого политический состав палат практически идентичен14.

До 1993 года. Палата депутатов и Сенат избирались по пропорциональной системе, что приводило к избранию в парламент представителей большого числа партий.

 

Для Италии 1948 – 1993 годов были характерны:

  • Острая межпартийная борьба.
  • Создание и распад коалиций, нестабильность и, как следствие, - частые отставки правительств.
  • Затяжные правительственные кризисы (за 50 послевоенных лет в Италии сменилось около 50 правительств, средний срок их «жизни» около 10 месяцев).

Все это создавало трудности  в управлении государством, вызывало недовольство граждан. И поэтому 18 – 19 апреля 1993 года в Италии состоялся референдум, одним из его вопросов был переход от пропорциональной системы к мажоритарной.

Около 80% избирателей  высказалось за введение мажоритарной системы вместо пропорциональной.

Информация о работе Конституционное развитие в 1848 – 1948 гг. Конституция 1947 г