Источники конституционного права Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Эта тема актуальна так как, проблемы связанные с источниками конституционного права, считаются в среде ученых-конституционалистов серьезными и важными. Все отраслевые правовые науки имеют теоретико-правовую базу, и вопросы об источниках, как правило, стоят не на последнем месте в этих разделах. На эту тему ведутся дискуссии, пишутся учебники конституционного права, поэтому как отечественного, так и зарубежного, редко обходятся без главы об источниках этой отрасли права. Какие же вопросы подлежат решению при исследовании проблемы источников конституционного права? В чем проблема?

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…….... 3
Глава 1. Понятие и свойства источников Российского конституционного права…………………………………………………………………………………….
5
1.1. Обзор источников конституционного права……………………………………. 9
1.2 Нормативный акт как источник конституционного права………….………….. 12
Глава 2. Конституция как источник КПРФ…………………………………………. 14
2.1 Федеральные конституционные законы как источники конституционного права…………………………………………………………………………………….
16
2.2 Федеративный договор как источник конституционного права………………. 18
Глава 3. Дискуссия о судебном прецеденте как об источнике Российского конституционного права……………………………………………………………....
19
Заключение……………………………………………………………………….......... 23
Список использованных источников………………………………………................ 25

Файлы: 1 файл

курсовая по кп.docx

— 52.42 Кб (Скачать файл)

1)По юридической силе;

2)По предметам ведения,  которые в них могут затрагиваться;

3)По порядку принятия;

Следующий источник конституционного права образуют три договора о  разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общим наименованием Федеративный договор, действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Характеризуя виды источников права, следует выделить такой специфичный  вид, обусловленный федеративным устройством, как договоры о разграничении  или взаимном делегировании предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые на основании упомянутой части 3 статьи II Конституции Российской Федерации. Примерами таких договоров могут служить договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий» между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан (от 15.02.1994 г.), почти аналогичный договор с Республикой Башкортостан (июль 1994 г.). Всего на март 1996 г. было заключено 12 подобных договоров.

Большей частью источников конституционного права являются постановления  Конституционного Суда Российской Федерации  о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании  части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления  также содержат нормы конституционного характера.

К числу остальных источников конституционного права Российской Федерации относятся Регламенты палат Федерального Собрания, положения  о различных вспомогательных  организациях, образуемых органами законодательной  и исполнительной власти (Положения  о комитетах Совета Федерации  и Государственной Думы, о представителях Президента в субъектах Российской Федерации и т. д.)

Особое место среди  источников Конституционного права  занимают декларации:

-Декларация о государственном  суверенитете РСФСР о 12 июня 1990 г.

-Декларация о языках  народов России от 25 октября 1991г.

-Декларация прав и  свобод человека и гражданина  от 22 ноября 1991г.

Такого рода декларации имеют  государственно-правовое значение. В  них формулируются принципы, обязательные для государственно-правового развития государства; в них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, принципы, необходимые для всей политики в данной сфере; и им должно быть подчинено соответствующее законодательство.

К источникам конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик  и уставы других субъектов Федерации, принятые их законодательными (представительными) органами. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, компетенцию, структуру органов  государственной власти и органов  местного самоуправления.

Конституции республик и  уставы других субъектов Федерации  должны соответствовать Конституции  Российской Федерации и федеральным  законам. По отношению к другим нормативным  правовым актам, принимаемым органами субъекта Федерации, конституции и  уставы обладают более высокой юридической  силой, и другие нормативные правовые акты не могут, противоречит им.

Источниками конституционного права являются также международно-правовые нормы, которые содержатся в международных  договорах, имеющих обязательную силу для Российской Федерации.

Как известно, согласно части 4 статьи 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью её правовой системы.

Незавершённость процесса формирования на основе новой Конституции системы  конституционного права России объясняет  такую особенность видов источников конституционного права, как действие некоторых законов бывшего Союза  ССР, в той части, в какой они  не противоречат Конституции Российской Федерации и другим законам.

 

1.2 Нормативный акт как  источник российского конституционного  права

 

Наиболее распространенным видом источников права, в том  числе российского конституционного права, является нормативный акт. Нормативный  акт как источник права, как правило, характеризуют следующие признаки:

1) это акты, исходящие  от государственной власти, сформулированные  государственной властью;

2) это акты, принимаемые  органами (должностными лицами) публичной  власти в пределах их компетенции; 

3) нормативные акты принимаются  и изменяются на основе особой, правотворческой процедуры их  принятия, опубликования и введения  в действие;

4) нормативные акты как  источники права являются "писаным  правом, т.е. имеют письменную  форму, подлежат обязательному  опубликованию в тех или иных  официальных периодических изданиях; причем в отношении нормативных  актов высшей государственной  власти официальное опубликование  является условием их вступления  в юридическую силу, т.е. условием  приобретения ими качества источников  права;

- нормативные акты государства  разнообразны и находятся между  собой в строгой иерархической  подчиненности. Первое место во  всей пирамиде нормативных актов  занимают Конституция и законы, причем Конституция имеет статус  «Основного Закона».

С учетом их разнообразия, нормативные  акты могут быть классифицированы. Систематизация также может быть разнообразной. Например, по показателю юридической силы и субъекта правотворческой деятельности нормативные акты делятся на шесть видов: конституция; законы; декларации; нормативные акты главы государства и исполнительной власти; нормативные акты органов конституционного контроля; парламентские регламенты; акты местного самоуправления.

По показателю территории их действия следует различать три  вида нормативных правовых актов: действующие  на всей территории Российской Федерации; действующие только на территории отдельного субъекта РФ (республики в составе  РФ, края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга); нормативные правовые акты, действующие  лишь в границах конкретного муниципального образования (города, края, республики др.).

Нельзя оставить без внимания то, что указанные два варианта классификаций не исключают одна другую. Так, конституции, законы, нормативные  акты главы государства и исполнительной власти, органов конституционного контроля и парламентские регламенты бывают двух территориальных уровней:

  1. общефедеральные (принимаемые органами и должностными лицами Федерации и действующие на всей территории РФ);
  2. нормативные акты субъекта РФ (принимаемые компетентных органом либо должностным лицом субъекта РФ и действующие только в границах соответствующего субъекта РФ).

 

 

2. Конституция как источник  КПРФ

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые  внесены в статью 65 двумя Указами  Президента Российской Федерации на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной  Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 ноября 1995 г. представляет собой основной источник конституционного права и вообще всего права России.

К числу особенностей Конституции  Российской Федерации можно отнести  следующие пункты:

  1. Нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать, в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;
  2. В Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество. Определяются механизмы управления государственными и общественными делами;
  3. Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;
  4. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);
  5. в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;
  6. значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;
  7. Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Таким образом, Конституция  Российской Федерации как основной источник конституционного права служит формой установления норм, составляющих ядро данной отрасли, всего государственно-правового  регулирования общественных отношений, входящих в её предмет.

2.1 Федеральные конституционные  законы как источники конституционного  права

 

Следующим источником конституционного права России являются федеральные  конституционные законы.

Идея таких законов  преследовала цель уменьшить объем  самой Конституции Российской Федерации. По своей юридической силе федеральные  конституционные законы занимают промежуточное  место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной  процедуре, чем последние, требуя более  высокой степени общественного  согласия. Такое представление о  соотношении юридической силы Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов и обычных  федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить  положения части 1 статьи 15 («Законы  и иные правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации») и части 3 статьи 76 Конституции («Федеральные законы не могут противоречить федеральным  конституционным законам»). Нельзя, однако, не признать определенных оснований  и для иной позиции, согласно которой  федеральные конституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция, как это, например, имеет место  в Италии или Франции.

Согласно части 1 статьи 108 Конституции, федеральные конституционные  законы принимаются по вопросам, предусмотренным  Конституцией. Вопросы, подлежащие, согласно Конституции, урегулированию федеральными конституционными законами, упоминаются  в 13 ее статьях. Это:

-чрезвычайное положение  (ст. 56, 88);

-военное положение (ч. 3 ст. 87);

-образование новых субъектов  Российской Федерации (ч. 1 ст. 137);

-порядок принятия в  Российскую Федерацию новых субъектов  (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137);

-порядок изменения статуса  субъектов Российской Федерации  (ч. 5 ст. 66);

-описание и порядок  официального использования государственных  символов - государственного флага,  герба, гимна (ч. 1 ст. 70);

-порядок назначения референдума  (п. "в" ст. 84);

-статус Уполномоченного  по правам человека (п. "Д." ч. 1 ст. 103);

-порядок деятельности  Правительства Российской Федерации  (ч. 2 ст. 114);

-судебная система (ч.  Зет. 118, ч. Зет. 128);

-порядок созыва Конституционного  Собрания (ч. 2 ст. 135).

Нетрудно заметить, что  перечисленные вопросы охватывают не всю материю конституционного характера, оставшуюся за пределами  действующей Конституции. Это относится, например, к самой процедуре принятия федеральных конституционных законов, а, следовательно, и поправок к главам 3-8 Конституции, к процедуре заключения договоров и соглашений между  органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Значительная часть правоведов склонна толковать часть 1 статьи 108 Конституции таким образом, что  исключается возможность принятия федеральных конституционных законов по вопросам, не входящим в приведенный выше перечень. Отсюда следует, что не включенная в этот перечень конституционная материя должна регулироваться обычными федеральными законами.

Поэтому представляется более  правильной позиция, согласно которой  по конституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень. Федеральное  Собрание обязано принимать федеральные конституционные законы, а по остальным вопросам может это делать, если считает, что они имеют конституционный характер. Однажды оно уже так и поступило, урегулировав федеральным конституционным законом институт федерального референдума целиком, а не только применительно к порядку его назначения, как буквально предусмотрено Конституцией.

Пока что действуют  всего три федеральных конституционных  закона: один, как упоминалось, регулирует федеральный референдум, а два - институты  судебной власти, причем не в полной мере. Указать Промедление с принятием  остальных таких законов отрицательно сказывается на демократическом  развитии нашего государства.

 

2.2 Федеративный договор  как источник конституционного  права

 

Тау же, источниками конституционного права являются три договора о  разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общим наименованием  Федеративный договор. Эти договоры оформили превращение России в действительную федерацию (до этого она была федерацией лишь по названию, а вопрос о том, кто является ее субъектами был совершенно неясен и практического значения не имел). Федеративный договор был включен 21 апреля 1992 г. в качестве приложения в действовавшую тогда Конституцию Российской Федерации, а его основные положения вошли в состав ее текста.

Информация о работе Источники конституционного права Российской Федерации