Гражданство детей в Российской Федерации_

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время все чаще заключаются браки между российскими гражданами с гражданами иностранных государств, что приводит к необходимости решения вопроса о гражданстве детей, которые появляются от такого брака, либо уже имеются при вступлении в брак. Также наблюдается тенденция к увеличению числа усыновлений (удочерений) российских детей иностранными гражданами, что тоже приводит к необходимости определения гражданства ребенка.
Объектом исследования данной работы является совокупность общественных отношений, возникающая между государством и гражданами, в процессе реализации законодательства по вопросам гражданства РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Этапы развития гражданства детей в разные исторические периоды……………………………………………………………………………5
1.1 Правовая регламентация гражданства детей в дореволюционный период в России…………………………………………………………………...5
1.2 Гражданство детей в советской России………………………………..6
1.3 Регулирование вопроса о гражданстве детей в Законе о гражданстве 1991г………………………………………………………………………………..9
Глава 2. Юридическая сущность гражданства………………………...............13
2.1 Понятие гражданства…………………………………………………..13
2.2 Принципы гражданства………………………………………………..16
2.3 Приобретение и прекращение гражданства…………………………19
Глава 3. Конституционно-правовое регулирование гражданства детей в Российской Федерации………………………………………………………….23
3.1 Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации..............................................................................................................23
3.2 Приобретение гражданства детей……………………………………..26
3.3 Гражданство детей при усыновлении (удочерении)…………………29
3.4 Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство……………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………………...37

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 27 Закона о гражданстве, если один из родителей, не имеющих гражданства России, приобретает его, то ребенку предоставлялось гражданство России по ходатайству родителя, приобретающего гражданство России, и при наличии письменного согласия другого родителя.

Если же гражданство России у одного из родителей прекращалось, а другой оставался гражданином России, то ребенок сохранял гражданство России (ст. 28). Однако по ходатайству родителя, гражданство которого прекращалось, и с письменного согласия родителя, остававшегося гражданином России, гражданство России у ребенка прекращалось при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство. Таким образом, закон защищал в первую очередь интересы того родителя, который оставался в российском гражданстве.

В отличие от действовавших ранее советских законов о гражданстве в Законе 1991 г. ничего не говорилось о ситуациях, когда родителем ребенка выступает лицо без гражданства. Однако, допуская возможность выхода ребенка из гражданства России, он устанавливал условие: такой выход возможен только в том случае, если ребенку будет предоставлено иное гражданство, т.е. если этот ребенок не станет лицом без гражданства.

Вторую группу регулируемых законом вопросов, связанных с изменением гражданства детей, составляли вопросы, касающиеся гражданства детей при усыновлении.

Как известно, усыновление представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми.

Усыновление имеет одновременно и правоустанавливающее, и правопрекращающее значение. С вступлением в законную силу решения суда об усыновлении между усыновителем и усыновленным возникают правоотношения, аналогичные родительским. Одновременно усыновление влечет и прекращение всех правоотношений между усыновляемым и его родителями и родственниками. Усыновленные дети и их родители и родственники взаимно освобождаются от всех имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей.

Однако если ребенок усыновляется только одним лицом, возможно сохранение правовой связи между ним и родителем противоположного усыновителю пола. Так, могут сохраняться правовые отношения с матерью, если усыновитель мужчина, или с отцом, если усыновитель женщина. Для сохранения правовой связи необходимо согласие того из родителей ребенка, который желает ее сохранения.

Регулируя гражданство детей при усыновлении, российский закон не внес никаких существенных изменений в решение этих вопросов советским законодательством.

Закон (ч. 1 ст. 29) сохранял российское гражданство ребенка, усыновленного иностранными гражданами. Однако если усыновители ходатайствовали о предоставлении усыновленному ребенку иностранного гражданства, то российское гражданство ребенка прекращалось. Эта норма оберегала ребенка от безгражданства.

Ребенок, усыновленный гражданином России или супругами –  гражданами России, становился гражданином России (ч. 2 ст. 29). Ребенку предоставлялось гражданство Российской Федерации и в том случае, если один из родителей ребенка – гражданин России, а другой - лицо без гражданства. Если родители имели разное гражданство, но между ними достигнуто соглашение о предоставлении ребенку гражданства России, он становился гражданином Российской Федерации (ч. 3 ст. 29).

Если один из родителей усыновленного ребенка был гражданином России, а другой – иностранным гражданином, то по соглашению усыновителей ребенку предоставлялось гражданство Российской Федерации. Если же соглашения между усыновителями достигнуто не было, но ребенок проживал на территории России, он становился гражданином Российской Федерации. Такое же решение принималось и в том случае, если ребенок при ином решении оставался или становился лицом без гражданства (ч. 4 ст. 29).

Третью группу регулируемых законом вопросов, которые были связаны с изменением гражданства детей, составляли вопросы, касающиеся гражданства детей, над которыми установлены опека или попечительство.

Как известно, опека и попечительство являются способом восполнения дееспособности, защиты прав и интересов, а также воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека и попечительство назначаются над несовершеннолетними детьми, оказавшимися без попечения родителей. Опекун или попечитель назначается только с его согласия. При таком назначении обязательно учитывается мнение ребенка. Родители ребенка могут просить органы опеки и попечительства назначить ребенку опекуна, если они по каким-либо обстоятельствам (болезнь, возраст, необходимость длительного отъезда) не могут сами воспитывать ребенка. В этом случае органы опеки и попечительства, как правило, назначают опекуном или попечителем лицо, указанное родителями ребенка. Опека по просьбе родителей может быть назначена на определенный срок, например, до возвращения из отъезда. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане.

В Законе о гражданстве 1991 г. устанавливалось (ч. 2 ст. 26), что если оба родителя или единственный родитель проживающего на территории России ребенка, над которым установлена опека или попечительство граждан Российской Федерации, вышли из гражданства России и при этом не участвуют в воспитании этого ребенка, то ребенок по заявлению родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство Российской Федерации6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Юридическая сущность гражданства

2.1 Понятие гражданства

Провозглашая приоритет и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших основ конституционного строя (ст. 2), Конституция в той же главе 1 устанавливает и основополагающие нормы о гражданстве Российской Федерации (ст. 6). Это обусловлено тем, что гражданство – первичный элемент конституционно-правового статуса личности, определяющего ее взаимоотношения с государством7.

Ст. 2 Конституции Российской Федерации гласит, что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Данные основы отражают взаимоотношения государства и человека, также включая в себя принадлежность к гражданству. Роль гражданства отражена в таких статьях, Конституции РФ, как: 6, 61, 62, 63. Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральный Закон Российской Федерации от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации».

Понятие гражданства нормативно определено в ст. 3 Федерального закона: «Гражданство российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»8.

Вопросы гражданства, закреплены не только в законодательных актах Российской Федерации, но и в международных актах. Например, ст. 15 всеобщей декларации прав человека закрепляет за каждым человеком право на гражданство9.

Гражданство по своей сущности явление политическое, так как только обладающая на основе гражданства всеми основными (конституционными) правами, свободами и обязанностями личность может активно участвовать в политической, в том числе государственно-правовой жизни общества. Свидетельствует о политической сущности гражданства тот факт, что все государства мира, в том числе и Российская Федерация, закрепляют в своих конституциях политические права и обязанности, принадлежащие гражданам этих государств. Конституция РФ в ч. 2 ст. 32 только за гражданами Российской Федерации признает право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах10.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить характерные черты, определяющие гражданство:

– существование гражданства неразрывно связано с государством;

– устойчивость гражданства во времени проявляется в его непрерывности и бессрочности;

– гражданство не зависит напрямую от факта проживания человека в конкретной стране, оно зависит от существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства;

– отношения гражданства заключаются в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке;

– гражданство носит правовой характер, это выражается в юридическом оформлении связи между человеком и государством. Под юридическим оформлением предполагаются документы, подтверждающие это гражданство. Такими документами являются паспорт гражданина России, свидетельство о рождении, а также иной документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует акты гражданского состояния как рождение и смерть своего гражданина.

Изучая понятие гражданства необходимо учитывать следующие его аспекты:

– гражданство есть субъективное право гражданина принадлежать к определенному государству;

– гражданство – правоотношение, содержание которого составляют взаимные права и обязанности государства и гражданина;

– гражданство – правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства.

Исходя из вышеизложенного, следует, что   Российской гражданство – гражданство открытое и не зависит от расы, языка, национальности и других обстоятельств, а только от воли человека принять или выйти из российского гражданства. Оно не зависит от политической обстановки в стране или желания должностных лиц различных государственных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Принципы гражданства

Принципы гражданства характеризуются в юридической литературе как основополагающие и руководящие начала, которые определяют основные черты отношений гражданства.

Можно классифицировать правовые принципы гражданства на принципы:

– общие (конституционные);

– специальные.

К общим принципам института гражданства могут быть отнесены принципы, на которых основывается отечественная правовая система: равноправие, признание и уважение достоинства, основных прав и свобод человека, единство прав, свобод и обязанностей, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Эти принципы являются базовыми в регулировании отношений, связанных с гражданством.

Специальными принципами института гражданства являются принципы, имеющие отношение только к данному институту и обусловленные его предметом и методом регулирования.

К ним можно отнести следующие принципы: единое гражданство, равное гражданство, свобода и добровольность выбора гражданства, гарантированность защиты государством своих граждан за границей, недопустимость выдачи гражданина иностранному государству, недопустимость лишения гражданства, непризнание автоматической утраты российского гражданства.

В соответствии с законом о гражданстве, принципы, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать пункты, ограничивающие права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

 

 

Закон закрепляет следующие принципы гражданства:

1) В Российской Федерации  каждый человек имеет право  на гражданство и на его  изменение. Суть этого принципа  сводится к тому, что иностранные  граждане, лица без гражданства  в установленном законом порядке могут приобрести гражданство Российской Федерации и соответственно гражданин РФ имеет право изменить свое гражданство.

2) Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства этот принцип важнейший и закрепляется в Конституции. Суть принципа единства в том, что гражданин, в каком бы субъекте государства не проживал или не находился, является гражданином единого государства – Российской Федерации.

3) Гражданство в РФ  является равным независимо от оснований приобретения, т.е. лица ставшие гражданами РФ по различным основаниям имеют равные права и равные обязанности гражданина РФ.

4) Гражданство РФ неотъемлемо. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства.

5) Возможность двойного  гражданства, означает, что РФ допускает  наличия у своего гражданина гражданства другого государства, если у России с данным государством имеется соответствующий договор.

6) Сохранение гражданства при заключении или расторжении брака. Данный принцип подчеркивает сущность гражданства как индивидуальной связи лица с государством, недопустимость прекращения отношений гражданства без волеизъявления лица и соблюдения установленной законом процедуры.

7) Гражданство Российской  Федерации сохраняется за лицами, проживающими за пределами Российской  Федерации. Суть принципа в том, что проживание гражданина РФ за рубежом не приводит к потере российского гражданства.

8) Защита и покровительство  граждан Российской Федерации, находящихся  за ее пределами. Суть принципа  заключается в обязательстве  государства оказывать всемерную защиту своим гражданам, находящимся за пределами его территории. В своей сущности данный принцип связан с суверенитетом государства и наличием взаимных обязанностей между последним и гражданином, что отражает природу гражданства.

Информация о работе Гражданство детей в Российской Федерации_