Гражданский процесс Голландии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Знакомство с правовой культурой другой страны позволяет существенно расширить наши представления о праве, его роли в жизни общества, что в свою очередь способствует «открытию новых горизонтов» в познании государства и права своей страны, поиску новых, более эффективных путей совершенствования российской правовой системы, в конечном итоге — ее обогащению. В этой связи нельзя не приветствовать как саму идею проекта глубокого и всестороннего исследования правовой культуры Нидерландов, так и результат ее воплощения — книгу о голландской правовой культуре.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

По дисциплине: Гражданский процесс зарубежных стран

На тему: Гражданский процесс Голландии

 

 

 

Выполнил: студент

Трегубова Марина Валерьевна

5 курса (спец-группа, очно-заочная ф.о.)

Юридического факультета

Проверил преподаватель:

Миронова         .

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013г.

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Знакомство с правовой культурой другой страны позволяет существенно расширить наши представления о праве, его роли в жизни общества, что в свою очередь способствует «открытию новых горизонтов» в познании государства и права своей страны, поиску новых, более эффективных путей совершенствования российской правовой системы, в конечном итоге — ее обогащению. В этой связи нельзя не приветствовать как саму идею проекта глубокого и всестороннего исследования правовой культуры Нидерландов, так и результат ее воплощения — книгу о голландской правовой культуре.

Взгляд на голландскую правовую культуру с двух сторон — «изнутри» и «извне» — через призму знаний российской правовой системы особенно ценен. Характеризуя отдельные стороны правовой культуры Голландии, а также факторы, предопределившие ее состояние и тенденции развития, проводится их сравнительный анализ с правовыми институтами и другими элементами правовой культуры.

Интересен выбор страны: Голландия — государство с  богатейшим историческим и культурным прошлым, имеющим давние демократические традиции, оказавшим в свое время значительное влияние и на развитие России. Интерес удваивается в связи с тем, что Голландия в силу исторических и географических факторов находится в центре общеевропейских процессов, испытывает на себе влияние многих правовых культур, развивается на основе общих для Европы философских и политических идей. Все это предопределило смешанный характер голландской правовой системы, ее уникальность. Как убедительно показывают авторы на примере анализа различных отраслей голландского права, последнее несет в себе черты и римского, и французского, и немецкого, и английского права. Но есть в нем, как и в правовой культуре, много и собственно голландского, в том числе основанного на специфике небольших государств («мягкое право» (гибкость и неформальность правовой культуры) при высоком уровне регламентации, консенсуальное разрешение конфликтов, использование принципа «beleid» (т. е. строгого регулирования и планирования в сочетании с необходимостью согласования различных интересов и учета разнообразных обстоятельств) при принятии решений и др.). И хотя, как отмечают авторы, «Нидерланды обычно относят к романской группе континентальной правовой семьи», голландская правовая система — достаточно сложное для классификации явление. В этой связи нельзя не согласиться с суждением Э. Р. Бланкенбурга: пример голландского права свидетельствует — вряд ли существует какой-либо раз и навсегда данный и абсолютно точный «тест на группу крови» при отнесении правовой системы государства к той или иной группе, ведь многое зависит от того, нормы какой отрасли права используются в качестве единицы измерения.

На примере Голландии можно наблюдать, как влияет на состояние права и культуры маленького европейского государства процесс общеевропейской интеграции, а также все возрастающая роль международного права в целом. Вовлечение Нидерландов в европейский объединительный процесс (начиная с Парижского договора шести государств об учреждении Европейского объединения угля и стали от 18 апреля 1951 г.) предопределило достаточно активное развитие тенденций интернационализации голландской правовой системы. Какие проблемы встают в связи с имплементацией международного права в Нидерландах, как решить проблему гармонизации международного (европейского) и голландского права — эти вопросы, освещаемые в книге (причем с позиций анализа самых разных аспектов правовой культуры Голландии), имеют чрезвычайно важное значение для России, которая постепенно втягивается в мировой и общеевропейский интеграционный процесс.

 

 

1. Политическая структура Голландии

 

С 2013 года король Виллем-Александр официально является главой государства.

Первая конституция Нидерландов 1815 года наделяла основной властью короля, но давала законодательные полномочия двухпалатному парламенту (Генеральным штатам). Современная конституция страны была принята в 1848 году по инициативе короля Виллема II и известного либерала Йохана Рудольфа Торбеке. Эту конституцию можно считать «мирной революцией», потому что она резко ограничила власть короля и передала исполнительную власть кабинету министров. Парламент отныне избирался на прямых выборах, и он получил большое влияние на решения правительства. Таким образом, Нидерланды стали одной из первых стран в Европе, совершивших переход от абсолютной монархии к конституционной монархии и парламентской демократии.

В 1917 году изменение в конституции дало избирательные права всем мужчинам, достигшим 23 лет; в 1919 году право голоса получили все женщины. С 1971 года право голоса имеют все граждане, достигшие 18 лет. Крупнейший пересмотр конституции произошёл в 1983 году. Отныне населению гарантировались не только политические, но и социальные права: защита от дискриминации (на основании религии, политических убеждений, расы, пола и другим причинам), запрет на смертную казнь и право на прожиточный минимум. Правительство получило обязанность защищать население от безработицы и охранять окружающую среду. Несколько изменений в конституции после 1983 года отменили службу в армии по призыву и разрешили использовать вооружённые силы для миротворческих операций за границей.

Монарх Нидерландов официально является главой государства, однако делегирует власть кабинету министров. К числу  многих функций Короля как главы  государства относится ежегодная Тронная речь, возглашаемая им в День принцев в начале парламентского года (День принцев приходится на третий вторник сентября). В Тронной речи представляются планы правительства на предстоящий год. Монарх играет также важную роль при формировании правительства. После выборов глава государства проводит консультации с лидерами фракций, председателями Первой и Второй палат парламента и с вице-председателем Государственного Совета. По их рекомендации Король может назначить «информатора», который выясняет, какие партии готовы к совместной работе в правительстве. До сих пор ещё не было ни одного случая, чтобы одна партия имела абсолютное большинство. В назначении информатора нет необходимости, если заранее известно, какие партии хотят совместно формировать кабинет. Результатом переговоров между этими партиями является соглашение об условиях формирования правительства. В этом соглашении излагаются планы коалиции на предстоящий четырёхлетний период правления. После достижения этого соглашения Король назначает «форматора», задача которого сформировать кабинет. Большей частью, форматор и становится премьер-министром нового правительства. Новые министры назначаются Королевским указом и приводятся к присяге Королём. С 1980 года королевой являлась Беатрикс из старинной Оранской династии, а с 2013 года наследником престола стал её сын Виллем-Александр. С 1890 года на престоле находились только женщины. Монарх нередко отрекается от престола в пользу наследника по достижении пожилого возраста (Беатрикс отреклась от престола в 2013 году в пользу своего сына Виллема-Александра). На практике монарх почти не вмешивается в политическую жизнь, ограничиваясь официальными церемониями, но в то же время имеет определённое влияние на формирование нового правительства после парламентских выборов и на назначение королевских комиссаров в провинциях.

Законодательной властью обладают монарх (номинально), Генеральные штаты (парламент) и в меньшей степени правительство. Парламент состоит из двух палат: первой (75 мест) и второй (150 мест). Вторая палата, обладающая основной властью, избирается всеобщим прямым голосованием на 4 года. Первая палата избирается непрямым образом провинциальными парламентами. (очередные провинциальные выборы прошли 7 марта 2011 г.; состав Первой палаты избран 23 мая 2011 г.); председатель (с 27 июня 2011 г.) — Фред де Граф (НПСД). Функции первой палаты сводятся к ратификации законопроектов, уже разработанных и принятых второй палатой. Последние, внеочередные выборы во Вторую палату состоялись 9 июня 2010 г.; председатель — г-жа Г. Вербеет (Партия труда), по итогам которых праворадикальная Партия свободы вошла в состав правящей коалиции с НПСД и ХДП без права на министерские посты. Партии правящей коалиции (НПСД, ХДП и ПС) имеют 76 депутатских мандата из 150 мест во Второй палате и 37 из 75 — в Первой.

Исполнительная власть сосредоточена  в руках кабинета министров (правительства). Правительство обязано согласовывать  основные решения с парламентом, и поэтому формируется на основе парламентского большинства. Ни одна партия в недавней истории Нидерландов не имела большинства в парламенте, поэтому правительства всегда носили коалиционный характер. Крупнейшие партии страны — Христианско-Демократический призыв (ХДП), выступающая с центристских позиций, «Партия труда» (ПТ) — социал-демократическая партия, «Народная партия за свободу и демократию» (НПСД) — праволиберальная, «Социалистическая партия» (СП) — левая, «Демократы-66» (Д-66) — леволиберальная политическая партия, «Зеленые левые» — политическая партия, выступавшая под лозунгами социализма, пацифизма и защиты окружающей среды, «Государственная реформистская партия» (ГРП) — консервативная партия, опирающаяся на доктрину голландской реформаторской церкви.

Премьер-министром с 22 июля 2002 года по 14 октября 2010 года являлся лидер Христианско-демократического призыва Ян-Петер Балкененде. 22 февраля 2007 года он сформировал свой четвёртый кабинет министров: коалицию Христианско-демократического призыва, Партии за труд и малой партии Христианский союз (6 мест в парламенте). Заместителями Балкененде в правительстве стали лидер Партии за труд Ваутер Бос и лидер Христианского союза Андре Раувут.

20 февраля 2010 года четвёртый кабинет министров Яна-Петера Балкененде распался из-за разногласий членов коалиции по поводу участия нидерландских войск в антитеррористической операции в Афганистане[3]. Лидер Партии за труд Ваутер Бос выступил за скорейший вывод всех нидерландских войск из Афганистана, тогда как лидер коалиции Ян-Петер Балкененде настаивает на продлении мандата в Афганистане ещё на один год (мандат истекает в августе 2010 года). В феврале 2010 года в Афганистане находились 1900 нидерландских солдат. Были назначены новые выборы[4].

На парламентских выборах 9 июня 2010 года правящая партия Христианско-демократический призыв лишилась 20 из 41 депутатских мандатов, а наилучших результатов на выборах добились либеральная Народная партия за свободу и демократию, левоцентристская Партия труда и известная своими антимусульманскими взглядами Партия свободы.

14 октября 2010 года новым  премьер-министром Нидерландов стал Марк Рютте, лидер Народной партии за свободу и демократию. 23 апреля 2012 года Рютте подал королеве Беатрикс прошение об отставке. Причиной таких действий со стороны Рютте называются неудачные переговоры с оппозицией на тему бюджета 2013 года и возможных мер при выхода из финансового кризиса. В частности, одной из таких мер является сокращение государственных расходов на 16 миллиардов евро. после заявления Рютте в стране появилась необходимость проведения досрочных парламентских выборов. По предварительным данным, голосование состоится не позднее октября 2012 года. До тех пор королева Беатрикс попросила премьера исполнять свои функции до тех пор, пока не будет сформирован новый кабинет министров.

 

 

2. О гражданско-правовой системе Голландии

 

Голландские кодексы  права получили импульс от французских после проведения судебной и административной реформ в период и немедленно вслед за наполеоновской оккупацией. Французское влияние вытеснило практику децентрализованных местных юридических культур, которые рассматривались голландскими юристами как местное право и были направлены против франко-романских кодификаций.

Заимствования из германского  права оказывали воздействие  на национальные кодификации на протяжении 19 в. (Гражданский кодекс Германии вступил  в силу в 1838 г.. Уголовный кодекс - в 1886 г.). Система обычных судов и процессуальное право также регламентировались в это время при помощи кодексов.

Нидерланды имеют трехъярусную судебную систему. Сторона в судебном процессе может обратиться в два  различных суда первой инстанции: 62 местных суда разрешают незначительные иски и гражданские дела в определенных областях права (подобных арендному и трудовому праву); 19 окружных судов рассматривают более крупные иски и все семейные споры. Перед местными судами стороны могут появляться без представителей интересов, для окружных и всех вышестоящих судов обязательно участие адвоката. По уголовным делам местный суд наделен компетенцией в отношении малых правонарушений (главным образом транспортных), мисди-миноры разрешаются единолично судьей окружного суда, а фелонии - палатой в полном составе. В обычных гражданских судах отсутствуют судьи-непрофессионалы. Прокуроры обладают прерогативой выдвигать обвинения, они контролируют исполнение приговоров по уголовным делам.

Для каждого суда первой инстанции существует апелляционная инстанция, которая рассматривает дело повторно. Имеется пять апелляционных судов. Единообразие решений с юридической точки зрения обеспечивается Верховным судом. В соответствии с порядком кассации его юрисдикция ограничена рассмотрением возможных нарушений права со стороны нижестоящих судов.

В 90-е годы система судебных органов  подверглась новому структурированию. С 1992 г. в окружные суды интегрированы  новые суды социальной безопасности. В конце концов во всех окружных судах появятся административные палаты, которые будут разрешать дела, ныне рассматриваемые Судебным отделом Государственного Совета. На следующей стадии местные суды станут частью окружных судов. Реформа будет завершена к концу 1995 г. Третья стадия противоречива и нет уверенности, что она будет реализована: предполагается предусмотреть право обжалования в суд решений но простым делам, которые были разрешены одним судьей, а могут быть пересмотрены судом в полном составе из трех судей, принадлежащих к окружному суду первой инстанции. Частью третьей стадии выступает также предложение ограничить доступ к Верховному суду при помощи использования англо-саксонских средств защиты в виде апелляции или "certiorary". На завершающей стадии некоторые специализированные суды, являющиеся вышестоящими судами в своей области, будут интегрированы в единый орган - Судебный Отдел Государственного Совета.

Нидерланды в сравнении  с Северным Рейном-Вестфалией

Они имеют примерно равные размеры  и численность населения. Оба  региона известны своей развитой индустрией, высокой плотностью населения и децентрализованными столичными районами. Столичные районы окружены менее населенными сельскохозяйственными областями. Для них в последние 20 лет характерен наплыв иностранных рабочих. Показатели благосостояния населения являются наиболее высокими (после скандинавских стран) среди богатых государств всего мира. В экономическом отношении они представляют известный симбиоз. Роттердам является морским портом тяжелой индустрии с развитыми обширными связями торгового и мульти-национального предпринимательства. Если мы сопоставим некоторые социально-экономические показатели (имеющие непосредственное отношение к юридическим проблемам), такие, как национальный продукт, показатели количества собственников домов (жилья) в общем объеме социального жилья, частоту дорожных происшествий, число разводов или статистику преступности, то обнаружим, что они весьма похожи. Таким образом, не только сходство голландской и германской юридических систем, но и основные секторы правовых проблем в Нидерландах и Северном Рейне-Вестфалии как бы не оставляют сомнений, что и их правовые культуры не будут значительно различаться.

Информация о работе Гражданский процесс Голландии