Усыновление Российских детей иностранными гражданами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – на основе имеющихся научных подходов и результатов исследования эмпирической базы проанализировать и определить особенности усыновления как правовой формы устройства детей в семью и юридической природы правоотношений, возникших в этой связи.
Цель исследования достигается посредством решения следующих задач:
анализ и обобщение деятельности Правительства в сфере иностранного усыновления.
рассмотрение понятия и условий усыновления;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Актуальность международного усыновления. 5
Глава 2. Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей 8
Глава 3. Усыновление (удочерение) детей иностранными гражданами. 14
3.1. Особенности усыновления иностранцами детей - российских граждан 14
3.2. Правовые последствия усыновления и проблемы законодательства о международном усыновлении 16
3.3. Основания к отмене усыновления 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Список использованных источников и литературы 24

Файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_I_NAUKI_ROSSIJSKOJ_FE.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, необходимо помнить, что согласно статьям 20 и 21 Конвенции о правах ребенка государства, признающие и допускающие систему усыновления, устанавливают порядок рассмотрения возникающих в связи с этим дел своими национальными законами.14 Это означает, что нормы усыновления будут распространяться, как на граждан РФ, так и на иностранцев.

Следующим условием является согласие лиц, заменяющих родителей.15 В данном случае согласие также должно быть оформлено в письменной форме. Необходимо помнить и о том, что все же суд может по внутреннему убеждению не принять во внимание, например не согласие лиц, заменяющих родителей, но это касается лишь, тех лиц, которые перечислены в статье 131Семейного Кодекса, оно не относится к кровным родителям.

Также условием для усыновления  будет являться согласие ребенка, достигшего десяти лет.16 Данное волеизъявление будет являться одним из юридических фактов усыновления. Форма выражения данного согласия может быть как письменной, так и устной. Но в каждом правиле имеются исключения, в данном случае возможно установление усыновления без согласия ребенка, в том случае, если ребенок ввиду каких-либо стечений обстоятельств уже жил с будущем усыновителем и считает его родным.17

Как уже говорилось выше, в настоящее время установление усыновления производится в судебном порядке, но до заседания, кандидату  на роль усыновителя необходимо пройти несколько инстанций и собрать определенные документы.

Гражданам РФ необходимо подать заявление в органы опеки и  попечительства по месту своего жительства, а иностранным гражданам необходимо обратиться в России к региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей или в Министерство образования и науки РФ. К заявлению необходимо прикрепить автобиографию, справку с места работы, копию финансового лицевого счета, справку органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан, медицинское заключение и копию свидетельства о браке.18

Что касается иностранных  граждан, то им необходимо заполнить анкету гражданина, обязательство поставить на учет в консульском учреждении РФ усыновленного ребенка, обязательство предоставить возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновленного ребенка. Также необходимо предоставить копию документа, удостоверяющего личность и признаваемого РФ усыновляемого в этом качестве, заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители  об условиях их жизни и возможности быть усыновителями. Помимо обязательств самого кандидата также необходимо обязательство компетентного органа государства проживания кандидатов в усыновители, а именно: проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении РФ усыновленного ребенка, а также копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов для усыновления, указанных в п. 6-8., а также иные документы, которые перечислены в Гражданском процессуальном законодательстве. Все документы собранные иностранными гражданами в обязательном порядке должны быть переведены на русский язык и нотариально удостоверены.

Также иностранным гражданам  до выезда за пределы РФ необходимо соблюсти все условия для усыновления, перечисленные выше: согласие родителей, ребенка, при достижении им десятилетнего  возраста и другие.

Согласно законодательству, вопросы, касающиеся установления усыновления  в РФ, решаются в закрытом судебном заседании.19 Но перед этим основываясь на положениях Гражданского процессуального кодекса при наличии иностранного элемента, а также при усыновлении гражданами РФ, Министерство образования и науки Российской Федерации должно дать предварительное разрешение и только потом дело будет рассматриваться в судах субъекта РФ. Также необходимо помнить, что вся информация, ставшая известной в ходе судебного заседания, является тайной и за ее разглашение наступает уголовная ответственность. На судебном заседании обязательно присутствие прокурора, органов опеки и усыновителей.20

Закон охраняет тайну усыновления. Все лица, так или иначе участвующие  в процедуре усыновления, предупреждаются об уголовной ответственности за ее разглашение. Уголовный кодекс РФ (ст. 155) устанавливает такую ответственность не только лиц, обязанных хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну, но и любых других лиц , если это сделано из корыстных или иных низменных побуждений.

Проанализировав все вышесказанное, можно прийти к выводу, что усыновление является сложным юридическим актом. Для реализации своего желания стать усыновителем необходимо соблюдение условий и порядка установления усыновления. Также можно констатировать тот факт, что перечень необходимых документов для усыновления иностранными гражданами, гораздо шире, чем для граждан Российской Федерации. На наш взгляд  данные условия созданы для того, чтобы обезопасить ребенка от недобросовестных родителей и предоставить ребенку возможность реализовать свое конституционное право на достойную жизнь, не смотря на то, что он попал в сложную жизненную ситуацию и не может воспитываться российской семье.

Следующее, на чем бы мне хотелось остановиться более подробно, это об усыновлении, в котором присутствует иностранный элемент.

 

Глава 3. Усыновление (удочерение) детей иностранными гражданами.

3.1. Особенности усыновления иностранцами детей - российских граждан

В настоящее время в России распространенно  усыновление детей  иностранными гражданами, по данным Министерства образования и науки практически одна треть детей, которые усыновляются иностранными гражданами.21 Назревает закономерный вопрос: «с чем это связано?». На наш взгляд это может быть обосновано тем, что другие государства поощряют усыновление иностранных граждан и тем самым их демографическая ситуация улучшается, в то время как власти Российской Федерации говорят о низком демографическом уровне и отдают детей в иностранные семьи. Также причиной  иностранного усыновления может быть то, что в России по сравнению с другими странами процедура усыновления проще. В некоторых странах усыновление детей разрешается только при достижении супругами определенного возраста или при определенном количестве лет, прожитых в браке. Очевидно, что нормы международных правовых актов, касающихся вопросов межгосударственного усыновления, имеют большое значение в правоприменительной практике. Они содержат основополагающие принципы регулирования этого вопроса, позволяют государством разрешать возникающие коллизии. Реалии доказывают тот факт, что происходят систематические и грубые нарушения действующего законодательства, регламентирующего порядок передачи детей на усыновление иностранным гражданам. Не соблюдаются правила о приоритете российских граждан при усыновлении детей.

 Усыновление с иностранным элементом на территории Российской Федерации осуществляется при помощи специальных агентств. На территории нашей страны огромное количество таких организаций и, по словам министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко, 20 % агентств функционируют без аккредитации - это так называемые независимые усыновители.22 На наш взгляд это может являться причиной столь частых инцидентов, происходящих с нашими детьми за границей, когда родители отказываются от ребенка, так как целью не аккредитованных агентств является получение прибыли, а не благополучное устрой детей. В связи с этим, Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654, было принято решение о возложение обязанностей на Министерство образование и науки РФ по выдаче разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации.23 Из этого документа следует, что одним из оснований для отказа в продлении срока аккредитации – нарушение иностранной организацией своих обязательств по контролю за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и предъявление в установленном порядке соответствующих отчетов и информации, а также по контролю за постановкой на учет в консульском учреждении РФ в установленном порядке усыновленного ребенка. В результате принятия данного документа есть надежды на то, что коррупция в данной области исчезнет.

Согласно п. 3 ст. 165 Семейного кодекса защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права консульским учреждением РФ, в котором дети состоят на учете. Постановка детей на учет в консульском учреждении РФ, находящемся в пределах консульского округа на территории государства проживания усыновителей, осуществляется в трехмесячный срок со дня въезда их в государство места проживания усыновителей. Данное требование часто нарушается, в связи, с чем образуются задолжности по отчетам о детях, процент фактически усыновленных больше чем поставленных на учет в консульских учреждениях. Хотя очевидно, что отчеты не могут быть формой полноценного контроля за детьми, усыновленными иностранцами, так как их достоверность проверить невозможно. На наш взгляд в данном случае необходимо каким-либо образом осуществить более жесткий контроль и  предусмотреть наказание за несоблюдение данного требования. Так как в противном случае мы не сможем осуществлять контроль за условиями жизни и соблюдением прав нашего гражданина на территории другого государства, что является прямым противоречием положениям Конституции, в частности статьи 61, которая гласит, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.24

Также, если говорить об особенностях усыновления, то необходимо обратить внимание, что специальные соглашения, которые уже приняты между Россией и США, а также по которым ведутся переговоры с другими странами, присутствует условие предоставления российским консульским работникам возможности беспрепятственного посещения несовершеннолетних граждан РФ в приемных семьях. На наш взгляд данное положение также является особенностью при международном усыновлении.

 Также еще одной особенностью  для усыновления является то, что будущие усыновители должны  проходить предварительную подготовку, по результатам которой определяется, может ли кандидат выступать  в качестве усыновителя или  нет.25

Говоря об усыновлении нельзя упустить из виду, и какие последствия порождаются данным актом.

3.2. Правовые последствия усыновления и проблемы законодательства о международном усыновлении

Проблема соблюдения прав человека, которыми обладает ребенок, признанный международным правом самостоятельным субъектом права, наиболее остро ощущается в усыновлении.26 Исходя из того, что усыновление является одним из направлений защиты прав ребенка на жизнь и воспитание в семье, следует подчеркнуть важнейшее значение правовых последствий этого акта, оказывающих, в сущности, окончательное влияние на жизнь ребенка.

Для того, чтобы иметь представление о  правовых последствиях усыновления  для ребенка, необходимо ознакомиться с классификацией правовых последствий  вообще. О.Ю. Ильина и Ю.Ф. Беспалов предлагают классифицировать правовые последствия исходя из:

Гражданство усыновителей – национальное и иностранное усыновление;

Состава семьи - полное и неполное усыновление;

Связь с кровными родителями и по объему прав - усыновление с сохранением  отдельных прав с одним из кровных родителей либо без их сохранения;

Изменение имени и фамилии ребенка  – усыновление с изменением данных, индивидуализирующих личность и  без их изменения.27ъ

Также, ознакомившись с мнением других авторов можно сделать вывод, что правовые последствия подразделяются на личные, имущественные и иные. В свою очередь, к личным можно отнести те последствия, которые касаются личных прав и обязанностей биологических родителей ребенка и его усыновителей, в частность:  изменение имени и записей при усыновлении; к имущественным – наследственные и имущественные права усыновленного.  К иным относятся право усыновленного на материальные пособия по социальному обеспечению и страховые пособия, выплачиваемые в связи со смертью застрахованного лица, наступившей в результате противоправных действий.

В основе правовых последствий в законодательстве Российской Федерации лежит общий принцип,- после усыновления усыновленные дети и их потомство и усыновители и их родственники вступают в правовые отношения родителей и детей, как если бы усыновленные дети были бы биологическими детьми усыновителей, приобретают все права и несут все обязанности, возникающие из этих отношений. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, реализует одно из основных прав – право жить и воспитываться в семейном окружении.

Одним из общих правовых последствий усыновления личного характера является сохранение за усыновленным ребенком его имени, отчества и фамилии. В Российской Федерации согласно п.1 ст. 134 СК РФ за усыновленным ребенком сохраняется его имя, отчество и фамилия28, что соответствует положениям п.1 ст.8 Конвенции ООН о правах ребенка29, где говорится об обязанности государств-участников уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, одной из составляющих которой является имя ребенка, и требованиям п.1 ст. 58 СК РФ, где говорится о праве ребенка на имя, отчество и фамилию. Вместе с тем, положения п. 2 ст. 134 СК РФ допускают возможность присвоения усыновленному ребенку по просьбе усыновителя фамилии усыновителя и нового имени, избранного усыновителем. При этом отчество усыновителя, если последний мужчина и записывается по указанию усыновителя. При изменении индивидуализирующих признаков необходимо соблюдение ряда гарантий, которые являются защитой от произвола в сторону ребенка.  К ним можно отнести положение п.1 ст. 134 СК РФ, которое ограничивает усыновителя в праве изменения фамилии, имени и отчества ребенка, которому исполнилось десять лет, при достижении данного возраста от ребенка требуется согласие на внесение таких изменений. Если изменения все же вносятся, то они должны быть отражены в решении суда.30

К числу спорных правовых последствий усыновления следует отнести возможность изменения даты и места рождения усыновленного ребенка, которая содержится в статье 135 СК РФ. Нельзя не согласиться с мнением М.В. Антокольской, которая считает изменения такого рода, могут повлиять на  пенсионные права ребенка, призыв в армию, а также существенно отразиться на судьбе ребенка. Если обратиться к п.1 ст.6 Конвенции ООН о правах ребенка, то можно прийти к выводу, что ст.135 СК РФ противоречит нормам международного права, что является основанием для признания недействительными положений данной статьи.

Одной из важных правовых последствий  усыновления личного характера  является вопрос о гражданстве усыновленного ребенка. При международном усыновлении этот вопрос является актуальным, так как в связи с процедурой усыновления ребенок может остаться лицом без гражданства, то есть стать апатридом. В соответствие с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» ребенку РФ при усыновлении иностранными гражданами гарантируется сохранение гражданства РФ. Так же предусмотрена возможность в общем порядке прекратить гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного иностранными гражданами при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.31 В связи с тем, что в данном законе предусматривается возможность усыновления ребенка супругами, один из которых является лицом без гражданства, то все таки имеется риск того, что ребенок может остаться лицом без гражданства. Не смотря на то, что в таком случае ребенок приобретает гражданство РФ по заявлению другого усыновителя, который является гражданином РФ, при расторжении брака усыновителей или, на пример, смерти, в тех случаях, когда ребенок еще не приобрел гражданство, он может остаться с одним из усыновителей, который в свою очередь может являться лицом без гражданства. Необходимо обратить внимание на то, что положение п.4 ст. 26 данного закона предусматривают очень длительный срок, по истечению которого, ребенок, при отсутствии заявления от усыновителей, автоматически приобретает гражданство. На наш взгляд годичный срок следует уменьшить до полугода или даже до двух месяцев.

Информация о работе Усыновление Российских детей иностранными гражданами