Уполномоченный по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОБЩЕПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………...5
1.1 Становление института Уполномоченного по правам человека в России; основные направления деятельности………………………………………........5
1.2 Правовая основа деятельности Уполномоченного по правам человека в России……………………………………………………………………………...8
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ………………………………………………………………………………11
2.1. Функции Уполномоченного по правам человека…………………………11
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека………………………………………………………………….14
2.3. Полномочия, порядок и правовые последствия деятельности Уполномоченного по правам человека………………………………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Уполномоченый по правам человека.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

- поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

- знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел. [7, 12]

Кроме того, по вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории РФ органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

Всем перечисленным выше правам соответствуют определенные обязанности органов, должностных лиц и государственных служащих, которые вытекают из смысла приведенных выше положений:

- обеспечивать доступ в соответствующие органы и на заседания;

- бесплатно и беспрепятственно предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий (они должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок) – эта обязанность должностных лиц отрегулирована в статье 34 ФКЗ;

- давать объяснения по подлежащим выяснению вопросам;

- содействовать в проведении проверок;

- проводить по поручению омбудсмана экспертные исследования и готовить заключения;

-обеспечивать доступ к материалам указанных в Законе уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях;

- обеспечивать реализацию права безотлагательного приема Уполномоченного руководителями и другими должностными лицами указанных в Законе структур.

Что касается права Уполномоченного  знакомиться с материалами судебных дел, то механизм реализации этого правомочия был закреплен путем внесения изменений в соответствующее  процессуальное законодательство сразу  после принятия ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ".

Так, Федеральным законом "О внесении дополнений в Гражданский  процессуальный кодекс РСФСР" от 17 марта 1997 года №50-ФЗ была введена норма, согласно которой соответствующие должностные  лица обязаны по ходатайству Уполномоченного истребовать в пределах своей компетенции из судов гражданские дела для разрешения вопросов о наличии оснований для принесения протестов в порядке надзора (ч. 4 ст. 322). ГПК дополнен также положением о праве Уполномоченного знакомиться с гражданским делом, по которому решение или определение о его прекращении вступило в законную силу.

По итогам рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан направить  соответствующему органу или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод (статья 27). Такое заключение должно быть рассмотрено в месячный срок, и о принятых мерах в письменной форме должно быть сообщено Уполномоченному (статья 35).

При этом в случае необходимости  принятое заключение публикуется в  печати.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе (п. 1 ст. 29):

- обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

- обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

- обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

- изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

- обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. [7, 25]

Уполномоченный, помимо рассмотрения конкретных жалоб, выполняет  и важную аналитическую функцию. Так, согласно положениям ст. 31, по результатам  изучения и анализа информации о  нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

- направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

- обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

На взгляд большинства  российских правозащитников, ряд положений рассматриваемого закона требуют пересмотра. Во-первых, Уполномоченный по правам человека должен обладать правом законодательной инициативы, что существенно повысит его возможности и авторитет. Но такая коррекция Закона невозможна без внесения соответствующих изменений в Конституцию, а именно в часть 1 статьи 104, устанавливающую круг субъектов законодательной инициативы.

Это не единственный недостаток Закона. Однако это и другие возможные  предложения по его совершенствованию  предполагают изменение самой концепции  института омбудсмана в направлении  существенного повышения его  статуса и роли в государственно-правовой системе страны. Например, стоило бы наделить Уполномоченного правом обращения в Конституционный Суд не только в порядке части 4 статьи 125, но также и в порядке части 2 и 5 той же статьи Конституции, то есть обращаться с запросами о соответствии Конституции указанных нормативных правовых актов и договоров, а также с запросами о толковании Конституции. [12, 45]

Кроме того, важный момент, состоит в том, чтобы более  четко прописать в Законе задачи Уполномоченного. В Закон необходимо внести дополнения, которые бы подчеркивали контрольную функцию омбудсмана. Удачная формулировка содержится в Законе Санкт-Петербурга "Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге". В варианте Федерального закона это могло бы звучать так: "организация и осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными служащими". Это – его первая задача. Цели также стоит переформулировать. Сейчас они звучат слишком абстрактно и неконкретно: "обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами МСУ и должностными лицами". Это соразмерно тому, что говорится в Конституции о должности президента: гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В отношении главы государства допустимо столь широкое толкование, а в отношении омбудсмана – нет. Гарантировать соблюдение всеми органами и должностными лицами прав человека он, естественно, не может. Он может это контролировать, применяя определенные меры воздействия, предоставленные ему законом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими (ст. 1 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека"). Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам, что полностью согласуется с положениями, определяющими статус омбудсмена в ЕС (п. 1 ст. 2 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека"). 
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается парламентом - Государственной Думой (ст. 8 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека"). Смещение с должности в РФ происходит по решению Государственной Думы. Поскольку Уполномоченный по правам человека и гражданина РФ назначается и отстраняется парламентом (, он в определенной мере зависит от ее воли. Более того, Уполномоченный по правам человека назначается из числа депутатов Государственной Думы, что еще больше привязывает его к этому государственному органу. 
Ограниченный статус Российского омбудсмена накладывает отпечаток и на сферу распространения его деятельности. Статья 15 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека" предусматривает, что Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на действия или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, но при этом российский омбудсмен не принимает жалобы на решения Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 16 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека"). Данное положение полностью противоречит самой идее института - обеспечения гражданских прав, нарушенных государственными органами и служащими. Вступая в должность, Уполномоченный приносит присягу на заседании Государственной Думы, в соответствии с которой он клянется защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести (ст. 9 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека"). 
Существенной характеристикой правового статуса омбудсмена является его независимость, определяющая компетенцию его деятельности. Очевидно, что деятельность Уполномоченного по правам человека в России распространяется лишь на органы исполнительной власти. 
Учреждение в России института Уполномоченного по правам человека означает признание государством необходимости создания дополнительных механизмов защиты прав человека. Главной характеристикой института Уполномоченного является его субсидиарность по отношению к другим правозащитным институтам (ст. 3 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека").

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : (публикуется с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – 21 янв. – С. 3-5.

2. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации : федеральный конституционный закон Российской Федерации от 26 февр. 1997 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 9. - Ст. 1011.

3. Авдонкин В. С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями : учебное пособие / В. С. Авдонкин . - 3-е изд., перераб. и доп . - М. : Эксмо , 2007. – С. 130-137.

4. Александров М. Р. Институт омбудсмена: мировой опыт и российский вариант / М. Р. Александров ; Е. М. Михайлова / / Молодежь и кооперация - 2010 : тезисы докладов XXXIV итоговой Межрегиональной студенческой научной конференции, посвященной Году учителя в Российской Федерации . - Чебоксары, 2010 . - С. 16.

5.  Байкин И. М. Сравнительный анализ государственно-властных полномочий прокурора и уполномоченного по правам человека в контексте ст. 24 ФЗ "О прокуратуре РФ" и ст. 35 ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в РФ" / И. М. Байкин / / Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - N 12. - С. 18-22.

6. Вагизов Р. Г. Понятие омбудсмана (уполномоченного по правам человека) в современной правовой доктрине / Р. Г. Вагизов / / Российская юстиция. - 2008. - N 11. - С. 40-44.

7. Дикарев И. С. Участие омбудсмена в пересмотре судебных решений в порядке надзора / И. С. Дикарев / / Российская юстиция. - 2010. - N 8. - С. 11-14.

8. Какабадзе Ш. Ш. Институты согласования интересов федерального государства и структур гражданского общества / Ш. Ш. Какабадзе / / Право и политика. - 2008. - N 10. - С. 2430-2437.

9. Каскулов К.  А. Место уполномоченного по  правам человека в системе  органов государственной власти  Российской Федерации в свете  концепции разделения властей / К. А. Каскулов / / Право и государство: теория и практика. - 2009. - N 11. - С. 19-21.

10. Муравьев И. Взаимодействие прокуратуры с общественными приемными / И. Муравьев, В. Зуев / / Законность. - 2009. - N 3. - С. 24-27

11. Бегаева А. А. Развитие специализированного института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации / А. А. Бегаева / / Право и политика. - 2004. - N5. - С. 91-101.

12. Сергеев В.  В. Институт уполномоченного по  правам человека как орган  административного обращения граждан: проблемы и перспективы совершенствования деятельности / В. В. Сергеев ; И. А. Елисеева / / Молодежь и кооперация - 2008 : тезисы докладов XXXII итоговой межрегиональной студенческой научной конференции, посвященной 95-летию Российского университета кооперации . - Чебоксары, 2008 . - С. 416-417.

13. Старостина И. А. Российское избирательное право: доктрина и законодательство / И. А. Старостина / / Конституционное и муниципальное право. - 2009. - N 24. - С. 18-23.

14. Ухтияров А. И. Уполномоченный по правам человека - публично-правовой институт защиты прав граждан / А. И. Ухтияров / / Право и государство. - 2008. - N 3. - С. 17-20.

15. Эмих В. В. Уполномоченные по правам человека в механизме разделения властей / В. В. Эмих / / Конституционное и муниципальное право. - 2008. - N 5. - С. 16-18.

16.  Цалиев А. М. Конституционные суды и уполномоченные по правам человека: общие задачи, проблемы образования и взаимодействия / А. М. Цалиев / / Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - N 4. - С. 9-12.

17. Уполномоченный  по правам человека в Российской Федерации [Электронный ресурс ]  // ombudsman.gov.ru [ сайт].- Москва, 2011. - URL: http://ombudsman.gov.ru.( дата обращения 15.01.2011).

 

 

 

 

 




Информация о работе Уполномоченный по правам человека