Уполномоченный по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОБЩЕПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………...5
1.1 Становление института Уполномоченного по правам человека в России; основные направления деятельности………………………………………........5
1.2 Правовая основа деятельности Уполномоченного по правам человека в России……………………………………………………………………………...8
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ………………………………………………………………………………11
2.1. Функции Уполномоченного по правам человека…………………………11
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека………………………………………………………………….14
2.3. Полномочия, порядок и правовые последствия деятельности Уполномоченного по правам человека………………………………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Уполномоченый по правам человека.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ОБЩЕПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………...5

1.1 Становление института  Уполномоченного по правам человека в России; основные направления деятельности………………………………………........5

1.2 Правовая основа  деятельности Уполномоченного по  правам человека в России……………………………………………………………………………...8

2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ………………………………………………………………………………11

2.1. Функции Уполномоченного по правам человека…………………………11

2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека………………………………………………………………….14

2.3. Полномочия, порядок и правовые последствия деятельности Уполномоченного по правам человека………………………………………...16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..26

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учреждение института  Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно.

Темой данной курсовой работы является «Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации ». Эта тема имеет актуальное значение, так как в настоящее время институт Уполномоченного по правам человека необходим в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Сегодня более чем  в ста странах мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в  странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что создание таких структур в большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц.

Целью этого научного исследования является: рассмотреть институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих  задач:

1. Изучить историю становления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

2. Рассмотреть функции Уполномоченного по правам человека.

3. Рассмотреть полномочия, порядок и правовые последствия деятельности Уполномоченного по правам человека.

Раскрытие темы предполагает изучение ряда нормативных актов, в частности, Конституции Российской Федерации, Федерального Конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», а также научной литературы, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий. Также, в качестве источника информации, использовался официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации http://ombudsman.gov.ru.

 

 

1. ОБЩЕПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; основные направления деятельности

 

В Российской Федерации  идея учреждения института Уполномоченного  по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который "назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР".

Постановление о введении Декларации в действие возлагало на соответствующие  комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона, который должен был  определить компетенцию Парламентского уполномоченного. Однако в то время закон принят не был.

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт "д" части 1 статьи 103 Конституции относит к  ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом. [11, 91]

До принятия такого закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила  Уполномоченным по правам человека С.А. Ковалева. 10 марта 1995 года он был освобожден от занимаемой должности.

Работа над Федеральным конституционным  законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" продолжалась. 20 марта 1996 года законопроект был принят Государственной Думой  во втором чтении с поправкой, предусматривающей включение кандидатур в список для тайного голосования на должность Уполномоченного двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. 17 апреля 1996 года закон был принят в целом и направлен в Совет Федерации, который его отклонил.

Основное требование Совета Федерации  состояло в том, чтобы право Уполномоченного  создавать представительства в  субъектах Российской Федерации  было заменено на право субъектов  самим учреждать аналогичную  должность, финансируемую из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

После процедур согласования Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" 25 декабря 1996 года был принят Государственной  Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом Российской Федерации, 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу. Он определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования пункта "д" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

В срок не позднее 30 дней со дня вступления закона в силу Государственная Дума должна была назначить  Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Первый раз этот вопрос рассматривался 4 апреля 1997 года. Государственная  Дума провела тайное голосование раздельно по каждой из пяти предложенных кандидатур. Набрать необходимое большинство голосов не удалось ни одному кандидату. 17 сентября 1997 года при повторном рассмотрении вопроса ситуация повторилась. В мае 1998 года депутаты Государственной Думы в третий раз заслушали соискателей на должность Уполномоченного. Большинство в две трети голосов получил только один кандидат - депутат Государственной Думы О.О. Миронов, который 22 мая 1998 года тайным голосованием (299 депутатов - "за", 29 - "против" и 3 -"воздержались") был назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и принес присягу.

      На весенней  сессии Государственной Думы 2003 года была   предпринята попытка  назначить нового уполномоченного  по правам человека вместо О.О.Миронова, срок полномочий которого истек. Однако ни один кандидат не получил требуемого числа голосов. 13 февраля 2004 года в связи с истечением срока деятельности на должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова Государственная Дума Федерального Собрания Российской федерации назначила на эту должность Владимира Петровича Лукина. Кандидатура В.П. Лукина была предложена Президентом России В.В. Путиным и поддержана 335 депутатами. После назначения В.П. Лукин принес присягу на Конституции России и поклялся защищать права человека и гражданина, исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией России, российским законодательством.

17 февраля 2004 года Председатель  Государственной Думы ФС РФ  Борис Грызлов официально представил Владимира Лукина сотрудникам аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

18 февраля 2009 года Постановлением  Государственной Думы ФС РФ  за № 1729-5 ГД Лукин Владимир  Петрович назначен на должность  Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на второй пятилетний срок.

Предложение о назначении В.П. Лукина было внесено в Государственную  Думу Президентом РФ Д.А. Медведевым.

Основное направление работы Уполномоченного по правам человека – это рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, принятие мер по их восстановлению. (История создания : [сайт]. URL: http://ombudsman.gov.ru. (дата обращения: 15.01.2011)

 

1.2 Правовая основа  деятельности Уполномоченного по  правам человека в России

 

В России впервые  должность Уполномоченного по правам человека была Упомянута в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 года, принятой Верховным Советом. Причем в ней говорилось именно о Парламентском уполномоченном, который назначается парламентом, подотчетен ему и обладает такой же неприкосновенностью, что и депутат. Согласно Декларации, Парламентский уполномоченный осуществляет парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в РФ. Был разработан проект закона "О парламентском уполномоченном по правам человека и гражданина Российской Федерации", в который были заложены черты, близкие к классической модели парламентского омбудсмана. 

До принятия федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" институт Уполномоченного действовал на основании президентского указа "О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека" от 04.08.94 N 1587. Этим документом было установлено, что до принятия соответствующего федерального конституционного закона реализация конституционных функций Уполномоченного по правам человека обеспечивается путем осуществления им полномочий, предоставленных председателю Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В качестве гарантий деятельности Уполномоченного были установлены определенные обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц. Они должны были в 2-недельный срок: представлять по запросам Уполномоченного информацию, необходимую для осуществления его полномочий; давать ответы на его обращения в связи с нарушениями прав конкретных физических лиц; направлять ему все принимаемые ими акты, содержащие нормы, относящиеся к сфере прав и свобод человека и гражданина.

Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" был принят 26 декабря 1997 года. Он определил порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Как сказано  в п. 1 статьи 1 Закона, должность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Средствами, указанными в данном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Что касается права Уполномоченного  знакомиться с материалами судебных дел, то механизм реализации этого правомочия был закреплен путем внесения изменений в соответствующее процессуальное законодательство сразу после принятия ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ". [7, 12]

Так, Федеральным законом "О внесении дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РФ" от 17 марта 1997 года №50-ФЗ была введена норма, согласно которой соответствующие должностные лица обязаны по ходатайству Уполномоченного истребовать в пределах своей компетенции из судов гражданские дела для разрешения вопросов о наличии оснований для принесения протестов в порядке надзора (ч. 4 ст. 322). ГПК РФ дополнен также положением о праве Уполномоченного знакомиться с гражданским делом, по которому решение или определение о его прекращении вступило в законную силу.

Хотя Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2).

Таким образом, российский вариант ближе к модели независимого омбудсмана, хотя в отличие от стран, где действует такая модель, он не поставлен по своему правовому статусу в ряд высших органов государственной власти и не наделен мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации характеризуется юридической неопределенностью и неконкретностью.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека