Судебная защита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Перед наукой конституционного права стоят задачи по выработке правовых и организационных механизмов реализации принципов, составляющих основы конституционного строя России, демократической организации и функционирования государства, поиска эффективных механизмов защиты и восстановления прав и свобод человека и гражданина, усилению значения их юридических форм. Это во многом актуализирует исследование конституционной природы судебной защиты, конституционно-правовых основ ее осуществления и места конституционно-установленном механизме гарантирования прав и свобод.
Целью контрольной работы является изучение особенностей судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД 4
2. СУД КАК ГАРАНТ ЗАЩИТЫ ПРАВ, СВОБОД И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН 11
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ, СВОБОД И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Файлы: 1 файл

судебная защита.docx

— 40.64 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД 4

2. СУД КАК ГАРАНТ ЗАЩИТЫ ПРАВ, СВОБОД И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН 11

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ, СВОБОД И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конституция Российской Федерации  провозгласила права и свободы  человека и гражданина высшей ценностью, установив государственно-правовой механизм их гарантирования и защиты. Судебная защита является одной из наиболее эффективных конституционно закрепленных юридических гарантий, важной мерой защиты и восстановления нарушенных прав и свобод в конституционном механизме их гарантирования.

Конституция Российской Федерации  предусматривает обязанность государства  обеспечить соблюдение прав и свобод граждан посредством правосудия. Наличие сильной, самостоятельной  и доступной для населения  судебной власти необходимо для формирования гражданского общества и правового  демократического государства.

Между тем комплексный  анализ социологических исследований, обобщения судебной практики, экспертного  опроса судей свидетельствует о  том, что состояние судебной защиты прав и свобод граждан, ее доступность  и эффективность в настоящее  время не может удовлетворять  потребности граждан и государства.

Действующая в стране система  судов, судебные процедуры далеко не всегда позволяют человеку в полной мере использовать предоставленную  ему Конституцией Российской Федерации  возможность обращения в суд  для отстаивания своих прав и  свобод.

Это влечет многочисленные обращения граждан России за их защитой  в международные судебные органы. Международно-правовая регламентация прав и свобод человека относит право на доступ к правосудию к числу элементов, составляющих конституционно-правовой и международно-правовой статус личности, играющих доминирующую роль в обеспечении и гарантированности прав, свобод, законных интересов, а также обязанностей со стороны иных субъектов права.

Современное состояние в  сфере прав и свобод личности в  Российской Федерации характеризуется  усложнением видов и структуры  экономических отношений, многоукладностью экономики, увеличением числа граждан, располагающих различными формами и видами собственности и нуждающихся в ее правовой защите.

Социальные, идеологические и политические процессы в обществе обусловили необходимость обеспечения  принципов равенства, соблюдения демократических  начал в формировании и функционировании органов власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества.

Перед наукой конституционного права стоят задачи по выработке  правовых и организационных механизмов реализации принципов, составляющих основы конституционного строя России, демократической  организации и функционирования государства, поиска эффективных механизмов защиты и восстановления прав и свобод человека и гражданина, усилению значения их юридических форм. Это во многом актуализирует исследование конституционной природы судебной защиты, конституционно-правовых основ ее осуществления и места конституционно-установленном механизме гарантирования прав и свобод.

 Целью контрольной работы является изучение особенностей судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

 

 

  1. СУДЕБНАЯ  ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД

 

Статья 46 Конституции[1] гарантирует  право каждого человека на судебную защиту. Судебная защита – наиболее эффективное, и порой единственное, средство восстановления нарушенных прав. Всеобщая декларация прав человека[2] прямо  закрепляет в ст.8, что каждый человек  имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными  судами в случаях нарушения его  основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Нельзя сказать, что право  на судебную защиту – это право  данное, октоированное конституцией или государством. В человеческом обществе с самых ранних ступеней его развития, еще до появления как таковых писаных или устных законов, люди «за правдой» обращались к третьим лицам – «Рассуди!». Право на судебную защиту – естественное право человека, «неотъемлемое свойство человеческой личности»[3].

Судебная власть, самостоятельная  и независимая, основываясь на демократических принципах правосудия призвана сделать возможность обращения за юридической помощью гражданам доступной и естественной. Для реализации гарантии судебной защиты, государство создает систему судов, таким образом судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. Суды призваны творить правосудие, в этом их назначение и полномочия. Само слово «правосудие» состоит из корней «право» и «суд», т.е. по своему прямому этимологическому смыслу означает осуществление права судом.

Правосудие - это особый вид  государственной деятельности, осуществляемой исключительно органами судебной власти путем рассмотрения уголовных, гражданских  и иных дел. Никакие другие органы и должностные лица не вправе осуществлять правосудие, пересматривать решения органов судебной власти. Посредством правосудия разрешаются конкретные споры о праве, обеспечивается соблюдение предписаний норм права всеми субъектами права, всеми органами публичной власти, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Основная задача правосудия - защита прав и охраняемых законом интересов личности, юридических лиц и иных объединений, а также Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти, местного самоуправления[4].

Конституция устанавливает  судебную систему страны, но не определяет состава судебной системы. Судебная система РФ установлена ФКЗ РФ «О судебной системе РФ»[5]. Часть 2 ст.4 Закона четко определяет круг судебных органов - т.е. состав судебной системы  России: В Российской Федерации действуют  федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи  субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Ниже в этой же статье дается исчерпывающий перечень федеральных  судов и судов субъектов РФ.

Выводы по анализу данной статьи Закона следующие: судебная система  это сложно организованная система  судебных органов, состоящая из отдельных  подсистем (федеральные суды и суды субъектов федерации). Судебную систему  можно разложить на три элемента – федеральные суды, конституционные  и мировые. То есть, в законе мы видим  конституционное деление системы  судов на виды и звенья по признакам  предмета их ведения, занимаемого в  системе государственного устройства положения, характера юрисдикции, объема инстанционных полномочий.

Конституционный суд, находясь в судебной системе страны, занимает как бы отдельное место, поскольку  он не является высшей или низшей инстанцией какого-либо федерального или суда субъекта федерации. Конституционный  суд РФ – это судебный орган  конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст.1 ФКЗ «О конституционном суде»).

Полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются Конституцией РФ (ст.125), Федеральным конституционным  законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном  Суде Российской Федерации»[6] (с изменениями  от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.).

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность  Советом Федерации по представлению  Президента Российской Федерации. Для  осуществления своей деятельности необходимо наличие в его составе  не менее трех четвертей от общего числа судей (ст.4 ФКЗ «О Конституционном  суде РФ»).

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации определены в ст.3 ФКЗ «О Конституционном  суде РФ».

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  РФ на всей территории Российской Федерации  Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о  соответствии Конституции Российской  Федерации:

а) федеральных законов, нормативных  актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и  иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти Российской Федерации и совместному ведению  органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о  компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод  граждан и по запросам судов  проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции  Российской Федерации;

5) дает заключение о  соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией  Российской Федерации, Федеративным  договором и федеральными конституционными  законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

В перечне полномочий КС РФ нас применительно к рассматриваемой  теме интересует пункт о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в  конкретном деле по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод граждан. Права человека – главный критерий деятельности Конституционного Суда, который во многом имеет универсальное  значение и оказывает влияние  практически на каждое решение о  проверке конституционности тех  или иных актов.

Позволим себе согласиться  с Б.С.Эбзеевым[7], что институт конституционной жалобы – это своеобразный «способ участия личности в осуществлении государственной власти», поскольку положительное решение КС РФ по жалобе о нарушении прав и свобод человека в конечном итоге отражается на законодательстве, влияет на дальнейшее применение нормы закона. Приведем только один пример: Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина А.Я.Аванова»[8] указанные части закона были признаны не соответствующими Конституции РФ. Впредь до урегулирования федеральным законодателем предмета рассмотрения, а именно в данном случае - порядка оформления документов для выезда из Российской Федерации лицам, не имеющим подтвержденного регистрацией места жительства или пребывания - вместо нормативных положений, признанных Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации, правоприменителю следует руководствоваться статьей 27 (часть 2) Конституции Российской Федерации с учетом настоящего Постановления. Урегулирование случилось через полтора года - Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 118-ФЗ в статью 8 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» внесены изменения, в соответствии в которыми требование о получении паспорта по месту жительства исключено.

Граждане своими жалобами, равно как и их объединения  и государственные органы через  свои обращения в Конституционный  суд, «толкают» судебную власть России в лице Конституционного суда, фактически осуществлять правотворческие функции, и это признается подавляющим  большинством отечественных авторов  – теоретиков и практиков. Постановления  Конституционного суда (часть решения) отдельными исследователями признаются ratio desidendi[9] и на этом основании относится к прецедентам[10]. Эксперты констатируют прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации[11]. Прецедент же не был бы создан без частного обращения гражданина (объединения граждан или государственного органа) в суд. Согласно ст.6 ФКЗ «О Конституционном суде» решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Как совершенно верно отмечает Н.В.Витрук[12], дела по рассмотрению конституционных жалоб граждан в конституционных судах – особая категория дел, и определяется это следующими факторами: во-первых, в жалобе должно быть отчетливо выражено мнение заявителя о том, что нарушено его конкретное конституционное право или свобода – т.е. именно то, что, согласно ст. 2 Конституции РФ, является высшей ценностью. Именно конституционный аспект является главным в предмете рассмотрения данной категории дел. Во-вторых, как уже было упомянуто, конституционные суды – это не апелляционная, кассационная или надзорная судебная инстанция в рассмотрении дел, связанных с нарушением прав и свобод граждан в общих судах. Конституционный суд выносит решение лишь об оценке конституционности закона или подзаконного акта, действий должностных лиц, признавая их соответствующими или не соответствующими конституции. Процедура рассмотрения конституционной жалобы не означает замену юрисдикции иных судов в защите конституционных прав и свобод личности.

Информация о работе Судебная защита