Шпаргалка по "Гражданское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 15:22, шпаргалка

Описание работы

Предмет отрасли права — это круг общественных отношений, которые она регулирует.
Предметом гражданского права являются имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения.
В предмет гражданского права входят:
имущественные отношения;
личные неимущественные отношения, связанные с имущественными;
личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными.

Файлы: 1 файл

1 вопрос.docx

— 255.97 Кб (Скачать файл)

25 вопрос) Слияние и присоединение как  способы реорганизации юридических  лиц.

Слияние - объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо. При этом самостоятельное существование сливающихся организаций прекращается. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Присоединение – «вливание» одной и более присоединяемых организаций в организацию, к которой происходит присоединение. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединившихся юридических лиц.

26 вопрос) Преобразование как способ реорганизации  юридических лиц. 

Преобразование - прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица. Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица.

Порядок реорганизации в  форме преобразования – это очень сложный процесс, который включает в себя несколько этапов. Сначала для того, чтобы начать процесс реорганизации, нужно получить признание уже существующего юридического лица новой организационно-правовой формы. Затем на общем собрании общества принимается решение о преобразовании, путем утверждения протокола о преобразовании учреждения или организации, в котором должна утверждаться порядок и условия преобразования, форма реорганизации, устав юридического лица, которая создалась в результате преобразования и передаточный акт.

Следующим шагом такой  реорганизации будет составление  акта интервенции, после чего будет  выбираться место регистрации юридического лица, которому создаваемого путем  преобразования. Эта регистрация  осуществляется по месту нахождения учреждения, которое прекращает свою деятельность.

27 вопрос) Ликвидация юридического лица, ее  виды.

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

1)  добровольную;

2)  принудительную;

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами. Решение  о ликвидации государственного или  муниципального унитарного предприятия  может принять собственник имущества - соответствующий государственный  орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержит примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана, и  др.

Принудительная ликвидация производится на основании решения  суда в следующих случаях:

-  осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

-  осуществление деятельности, запрещенной законом;

-  неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены  и другими статьями ГК РФ (например, ст. ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о  ликвидации может обратиться в суд  государственный орган или орган  местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено  ему законом. В частности, таким  правом обладают ФАС России, ФНС  России, Министерство финансов РФ, Центральный  банк РФ (далее - Минфин России).

Ликвидационный процесс  проходит несколько этапов, приведенных  ниже.

1.  Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2.  Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. 
Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3.  Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4.  Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

5.  Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

6.  Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

7.  Выход из состава участников других юридических лиц.

8.  Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

9.  Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном § 1 гл. 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

10.  Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начинаются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

11.  Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

12.  Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а)    заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б)    ликвидационного баланса;

в)     документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация  ликвидации осуществляется по месту  нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

28 вопрос) Признание юридического лица  несостоятельным (банкротом).

Статья 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица

[Гражданский кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 65]

1. Юридическое лицо, за  исключением казенного предприятия,  учреждения, политической партии  и религиозной организации, по  решению суда может быть признано  несостоятельным (банкротом). Государственная  корпорация или государственная  компания может быть признана  несостоятельной (банкротом), если  это допускается федеральным  законом, предусматривающим ее  создание. Фонд не может быть  признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом,  предусматривающим создание и  деятельность такого фонда.

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

2. Утратил силу.

3. Основания признания  судом юридического лица несостоятельным  (банкротом), порядок ликвидации  такого юридического лица, а также  очередность удовлетворения требований  кредиторов устанавливается законом  о несостоятельности (банкротстве).

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

При этом гражданин считается  неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие  обязательства и (или) обязанности  не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления  даты их исполнения и если сумма  его обязательств превышает стоимость  принадлежащего ему имущества, а  юридическое лицо - если соответствующие  обязательства и (или) обязанности  не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления  даты их исполнения (ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Признаки несостоятельности (банкротства):

-  наличие денежного обязательства должника долгового характера;

-  неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

-  наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица - не менее 100 тыс. руб.;

-  официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Для граждан законодательством  устанавливается дополнительный признак  несостоятельности (банкротства) - превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

29 вопрос) Хозяйственные товарищества и  общества. 

Статья 66. Основные положения  о хозяйственных товариществах  и обществах

[Гражданский кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 66]

1. Хозяйственными товариществами  и обществами признаются коммерческие  организации с разделенным на  доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество,  созданное за счет вкладов  учредителей (участников), а также  произведенное и приобретенное  хозяйственным товариществом или  обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

В случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом, хозяйственное  общество может быть создано одним  лицом, которое становится его единственным участником.

2. Хозяйственные товарищества  могут создаваться в форме  полного товарищества и товарищества  на вере (коммандитного товарищества).

3. Хозяйственные общества  могут создаваться в форме  акционерного общества, общества  с ограниченной или с дополнительной  ответственностью.

4. Участниками полных товариществ  и полными товарищами в товариществах  на вере могут быть индивидуальные  предприниматели и (или) коммерческие  организации.

Участниками хозяйственных  обществ и вкладчиками в товариществах  на вере могут быть граждане и юридические  лица.

Государственные органы и  органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных  обществ и вкладчиками в товариществах  на вере, если иное не установлено законом.

Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ  и вкладчиками в товариществах  с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

Законом может быть запрещено  или ограничено участие отдельных  категорий граждан в хозяйственных  товариществах и обществах, за исключением  открытых акционерных обществ.

5. Хозяйственные товарищества  и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных  товариществ и обществ, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим  Кодексом и другими законами.

6. Вкладом в имущество  хозяйственного товарищества или  общества могут быть деньги, ценные  бумаги, другие вещи или имущественные  права либо иные права, имеющие  денежную оценку.

Денежная оценка вклада участника  хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных  законом, подлежит независимой экспертной проверке.

7. Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной  и дополнительной ответственностью  не вправе выпускать акции.

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданское право"