Юридические лица как участники гражданских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 07:30, лекция

Описание работы

1. Понятие и признаки юридических лиц. Правосубъектность юридического лица.
2. Виды юридических лиц, их классификация. Организационно-правовые формы юридических лиц.
3. Порядок образования, учредительные документы, органы юридического лица. Место нахождения юридического лица, его филиалы и представительства.
4. Реорганизация юридического лица и их виды.
5. Прекращение и виды прекращения юридического лица.
6. Коммерческие организации и их виды. Сельскохозяйственные коммерческие организации. Крестьянское (фермерское) хозяйство. Холдинговые и финансово-промышленные компании
7. Некоммерческие организации и их виды.

Файлы: 1 файл

Тема 5. Юридические лица.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Мировое соглашение – процедура, применяемая в процессе банкротства, предусматривающая соглашение между должником и кредиторами об исполнении обязательств должника, которое является обязательным для исполнения другими кредиторами после одобрения судом.

В соответствии с п. 2 ст. 96 ГК КР, и ст. 16 Закона КР о банкротстве  осуществляется ликвидация платежеспособного юридического лица.

Последствия признания (объявления) должника банкротом. С момента вынесения решения о признании (объявлении) должника банкротом в судебном или внесудебном порядке:

1) сроки погашения  всех долговых обязательств должника  считаются наступившими, если они  не наступили ранее;

2) прекращается начисление  неустойки (штрафа, пени) и процентов по всем долговым обязательствам должника;

3) неустойка (штраф,  пеня) и проценты, начисленные на  момент начала процесса банкротства,  подлежат выплате;

4) сведения о финансовом  состоянии должника прекращают  относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной, за исключением сведений по банковским счетам и банковским вкладам юридических и/или физических лиц в банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

5) совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам, допускается исключительно в порядке, установленном Законом КР о банкротстве;

6) действия, направленные  на исполнение судебных и иных  решений по погашению долгов должника и арест его активов, а также на принудительное исполнение обязательств должника, прекращаются;

7) все требования имущественного  характера могут быть предъявлены  к должнику только в рамках  процесса банкротства;

8) обеспеченный залогом кредитор вправе предъявить свое требование администратору и получить удовлетворение своих требований.

 

 

  1. Коммерческие организации и их виды. Сельскохозяйственный кооператив как юридическое лицо. Крестьянское (фермерское) хозяйство. Холдинговые и финансово-промышленные компании

В п. 1 ст. 85 Гражданского кодекса Кыргызской Республики определено, что коммерческие организации (Гип. 15) – это юридические лица, созданные для занятия предпринимательской деятельностью. Главная цель этих организаций – извлечение прибыли. Организация, профессионально и постоянно совершающая коммерческие сделки, осуществляющая предпринимательскую деятельность, направленную на получение и распределение прибыли, является коммерческой. Перечень коммерческих организаций является закрытым: они могут быть созданы лишь в форме:

1) хозяйственных обществ (Гип. 16):

    • общества с ограниченной ответственностью (Гип. 17),
    • общества с дополнительной ответственностью (Гип. 18),
    • акционерных обществ (Гип. 19);

2) хозяйственных товариществ (Гип. 20)

    • полных (Гип. 21);
    • коммандитных товариществ (Гип. 22);

3) государственных и муниципальных предприятий (Гип. 23);

4) коммерческих кооперативов (Гип. 24).

В логическом и методологическом плане прибыль как основа легального различения и классификации юридических лиц на коммерческие и некоммерческие представляется удачным критерием.

Во-первых, прибыль есть один из возможных результатов деятельности организации. Значение прибыли состоит преимущественно в формировании материальных предпосылок, в создании возможностей для продолжения и расширения производства, торговли, другого промысла и т.п. Законодатель должен обеспечить такой правовой режим их деятельности, при котором неизбежное и необходимое ведение коммерции не превратиться в самоцель. Обосновываем наш вывод:

Во-вторых, совершенно ясно, что извлечение прибыли является одним из желаемых результатов непосредственно для учредителей (участников). Целью создания организации служит деятельность, которой хотят заниматься ее учредители (участники).

В-третьих, предпринимательские структуры (коммерческие организации) создаются в качестве отдельных, обособленных от их учредителей субъектов права, с собственной имущественной и личной ответственностью, а их предназначение состоит в осуществлении уставной деятельности, в функционировании.

В-четвертых, интерес государства о получении прибыли – основа налога.

По мнению Долинской В.В., проблемы, связанные  с размытостью отдельных критериев  классификации юридических лиц  и с неясными, очевидно, самому законодателю тенденциями развития видов юридических лиц, и представляются не обоснованными и противоречащими действительности неравенство между коммерческими и некоммерческими юридическими лицами (закрытый перечень для первых, открытый для вторых).

Далее, В.В. Долинская  рассуждает: – в ГК РФ ничего не сказано об объединениях юридических лиц, носящих коммерческий характер, в то время как они известны практике и ряду правовых актов (например, торгово-промышленные группы, являющиеся субъектами различных отраслей права, но не имеющие такого статуса в гражданском праве). Представляется допустимость направленного правотворчества относительно и коммерческих, и некоммерческих юридических лиц. Нельзя признать удовлетворительным положение, сложившееся с критериями классификации юридических лиц. Самая распространенная на сегодняшний день классификация – по цели осуществляемой деятельности – носит двучленный характер и включает в себя коммерческие юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, и некоммерческие юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Но этот критерий не является достаточно четким и всеобъемлющим. Некоммерческие организации тоже могут заниматься предпринимательской деятельностью, если эта деятельность служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. А такие коммерческие юридические лица, как государственные предприятия, также не распределяют полученную прибыль между участниками.

Как нам представляется, важна постановка более общей  проблемы – об обоснованности деления  юридических лиц на коммерческие и некоммерческие вообще. К сожалению, другие отечественные ученые в своих  работах, посвященных юридическим  лицам, как правило, ограничиваются лишь указанием на важность такого деления, не приводя хотя бы краткого анализа оснований деления и доводов в пользу него. А этот вопрос, действительно, крайне интересен, нуждается в анализе, решении.

В этой связи, необходимо отметить, что классификация юридических лиц, в Гражданском кодексе проведено достаточно обоснованно, и практически оправдано, и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Главное состоит в том, что она позволяет выявить все разновидности юридических лиц, определить (выделить) правовой статус конкретных их групп и провести разграничение организаций с неодинаковыми типами правосубъектности, предусмотреть их организационно-правовые формы и тем самым исключить возможность создания не закрепленных законом организаций.

Общая идея, заложенная в ГК КР, выглядит следующим образом: юридические лица могут создаваться  и действовать лишь в тех организационно-правовых формах, которые прямо установлены  законодательными актами причем, перечень коммерческих организаций устанавливается лишь ГК. Это необходимо с точки зрения «чистоты» форм юридических лиц, а также определения их единообразного правового статуса. К концу 1994 г. организационно-правовые формы юридических лиц имели довольно сложную, порой запутанную регламентацию. Назрела необходимость в кодификации и упрощении этих вопросов. Данную проблему призваны решить ГК КР и целый ряд разработанных в соответствии с ним нормативных правовых документов.

Структурные подразделения  коммерческих организаций, могут существовать в двух видах: как территориально обособленные – филиалы и представительства (Гип. 40) и как необособленные от организации территориально, т.е. расположенные по месту ее нахождения, структурные подразделения-производства, цеха, службы и пр.

Сельскохозяйственные  коммерческие организации (Гип. 41). Будучи субъектами земельно-правовых отношений сельскохозяйственные коммерческие организации наделены особым правовым статусом, как землепользователи земель сельскохозяйственного назначения, других природных ресурсов, имеют одинаковые права и несут обязанности при использовании их как средства производства и как пространственно-территориальный базис своей хозяйственной деятельности и социальной жизни трудового коллектива и всего сельского населения, проживающего на данной территории. Граждане, занятые производством сельскохозяйственной продукции в составе отдельных видов сельскохозяйственных товаропроизводителей (кооперативы, акционерные общества и другие), наделены специальными правами.

Общие требования, установленные гражданским законодательством по содержанию уставов всех организационно-правовых форм, для сельскохозяйственных коммерческих организаций недостаточны. Последние разрабатывают свои уставы более широкого содержания. Помимо обязательных положений, определенных Гражданским Кодексом Кыргызской Республики, в их уставах подробно регулируются следующие вопросы: цели и задачи; земля и ее использование: имущество и его использование; производственно-хозяйственная деятельности; организация, оплата и охрана труда; социально-бытовое положение работников и другие. Это позволяет отразить в уставе наиболее важные положения, закрепленные действующим законодательством, а также зафиксировать те правовые решения трудового коллектива, которые продиктованы производственно-хозяйственными, экономическими и иными обстоятельствами конкретного хозяйства и не выходят за рамки предоставленных ему прав.

Согласно Гражданского Кодекса Кыргызской Республики статьи 811 «Крестьянское (фермерское) хозяйство (Гип. 42) – самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица либо осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица деятельность которого основано преимущественно на личном труде членов одной семьи, родственников и других лиц, совместно ведущих производство сельскохозяйственной продукции, которое базируется на земельном участке и другом имуществе, принадлежащий членам крестьянского хозяйства на праве совместной собственности или полученном в пользование (аренду)».

Гражданский Кодекс Кыргызской Республики определил правовой статус крестьянского хозяйства, что оно может образоваться как индивидуальным предпринимателем, так и юридическим лицом.

Согласно Гражданского Кодекса Кыргызской Республики абзаца 2 статьи 82: «В случае создания крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица оно является коммерческой организацией».

Современное развитие крестьянских хозяйств берет начало с момента  принятия Закона Кыргызской Республики «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». С этого времени появилась  возможность создавать небольшие семейные и реже «не семейные»- коллективные образования, основанные на имущественных и организационных отношениях, отличных от тех, что приняты в крупных сельскохозяйственных организациях.

Крестьянские (фермерские) хозяйства занимают особое место в аграрной структуре, действуют практически во всех государствах и хорошо известны.

Крестьянское (фермерское) хозяйство особый исторически сложившийся  уклад, при котором семья обеспечивает свой доход и благосостояние, выращивая, обрабатывая и продавая сельскохозяйственную продукцию. Особенностью этого уклада является то, что жизнь крестьянской семьи и каждодневное ведение хозяйства неразрывно связаны.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что крестьянское (фермерское) хозяйство является одним из видов сельскохозяйственной коммерческой организацией.

Для уточнения положения  крестьянского (фермерского) хозяйства  следует заметить, что в аграрной системе существует еще одна структура, очень похожая на крестьянские хозяйства. Это личное подсобное хозяйство – ЛПХ. Крестьянские хозяйства отличаются от них тем, что по замыслу аграрной реформы и по смыслу законодательства создаются и существуют в основном для производства сельскохозяйственной продукции на продажу.

Разумеется, на практике натуральный или товарный характер хозяйства определяется не его наименованиям, а соотношением количества продаваемого сельскохозяйственного продукта и количество продукции, потребляемый участниками хозяйства. Поэтому ЛПХ может оказаться вполне товарной структурой, а крестьянское хозяйство, переживая тяжелые времена, какой-то период оставаться натуральным. Собственно, в этом и заключается проблема их сходства и различия.

«Крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное в качестве юридического лица, действует на основании устава, утвержденного общим собранием дееспособных членов крестьянского хозяйства, и договора определяющего порядок формирования и раздела общего, совместного имущества крестьянского хозяйства».

Согласно Закона Кыргызской Республики  «О кооперации» пункта 2 статьи 1 Приобретение статуса члена крестьянского хозяйства связано с его организацией. По сути, граждане, образующие крестьянское хозяйство, заранее договариваются о том, кто будет его членом и кто – главой. Законом устанавливается, что: «Членами крестьянского хозяйства считаются супруги, дети, родители, родственники и другие лица, совместно ведущие хозяйство. В состав крестьянского хозяйства не входят граждане, работающие в крестьянском хозяйстве по найму, трудовые отношения которых с крестьянскими хозяйствами регулируются законодательством Кыргызской Республики о труде. Крестьянское хозяйство может состоять из одного лица».

Если крестьянское хозяйство  образовалось в качестве юридического лица, то исполнительным органом является глава крестьянского хозяйства. Законом к главе крестьянского хозяйства не предъявляются особые требования. Главой крестьянского хозяйства может стать любой дееспособный гражданин Кыргызской Республики, достигший 16 – летнего возраста.  Глава крестьянского хозяйства выполняет такие функции: представляет интересы крестьянского хозяйства во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами, государственными органами и организует хозяйственную деятельность; заключает от имени хозяйства сделки, осуществляет найм и увольнение работников, выдает доверенности, пользуется правом распоряжаться имуществом и средствами, а также осуществлять другие юридические действия, связанные с деятельностью хозяйства.

Информация о работе Юридические лица как участники гражданских правоотношений