Юридические лица как участники гражданских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 07:30, лекция

Описание работы

1. Понятие и признаки юридических лиц. Правосубъектность юридического лица.
2. Виды юридических лиц, их классификация. Организационно-правовые формы юридических лиц.
3. Порядок образования, учредительные документы, органы юридического лица. Место нахождения юридического лица, его филиалы и представительства.
4. Реорганизация юридического лица и их виды.
5. Прекращение и виды прекращения юридического лица.
6. Коммерческие организации и их виды. Сельскохозяйственные коммерческие организации. Крестьянское (фермерское) хозяйство. Холдинговые и финансово-промышленные компании
7. Некоммерческие организации и их виды.

Файлы: 1 файл

Тема 5. Юридические лица.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Просмотрите примеры реорганизации отдельных коммерческих организаций (Гип. 35) и особенности реорганизации некоммерческих организаций (Гип. 36).

 

 

     6. Прекращение и виды прекращения юридического лица.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер.

Ликвидация юридического лица (Гип. 37) – это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Основания и порядок ликвидации, особенности ликвидационной процедуры в случае несостоятельности юридических лиц предусмотрены в ГК КР и других нормативных правовых актах.

Юридическое лицо может  быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке. ГК КР перечисляет перечень оснований  как добровольной, так и принудительной ликвидации, который не является исчерпывающим.

Весь  процесс  ликвидации может быть разделен на несколько стадий.

1. Собственное решение о ликвидации юридического лица.

Действующее законодательство относит решение  вопроса о ликвидации юридических лиц к компетенции высшего органа управления юридического лица.

2. Сообщение регистрирующему органу о нахождении юридического лица в процессе ликвидации.

В соответствии с п. 1 ст. 97 ГК КР учредители юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить органу, зарегистрировавшему юридическое лицо, о нахождении юридического лица в процессе ликвидации для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе ликвидации, о чем заинтересованные лица могут бесплатно получить информацию (ст. 14 Закона КР «О государственной регистрации юридических лиц»).

3. Назначение ликвидационной комиссии.

Ликвидационная  комиссия назначается учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с органом, зарегистрировавшим юридическое лицо. С момента согласования ее состава с регистрирующим органом к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Однако высший орган управления юридического лица продолжает функционировать.

4. Объявление о ликвидации юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 96 ГК КР ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица, в порядке и сроки заявления требований ее кредиторами. При этом срок для заявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня публикации о ликвидации юридического лица.

5. Составление промежуточного ликвидационного баланса.

Ликвидационная  комиссия принимает меры по выявлению кредиторов по получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме всех кредиторов о ликвидации юридического лица. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.

Пункт 2 ст. 98 ГК КР предусматривает, что промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Он утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

6. Удовлетворение требований кредиторов.

Главная задача ликвидационной комиссии юридического лица – это удовлетворение всех заявленных требований кредиторов за счет имеющегося у юридического лица имущества. Если у нее недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов. Исключение составляет лишь учреждение. При недостаточности у него денежных средств кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения. Очередность удовлетворения требований кредиторов определяется ст. 99 ГК КР.

7. Составление ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (п. 2 ст. 98 ГК КР).

8. Использование имущества ликвидируемого юридического лица.

По общему правилу, предусмотренному ГК КР, при ликвидации юридического лица оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется, в соответствии с учредительными документами юридического лица, на цели, в интересах которых она была создана, например, в благотворительных фондах на благотворительные цели, а при невозможности этого – оно обращается в доход государства. Исключения из этого общего правила предусмотрены отдельными законами.

9. Завершение ликвидации юридического лица.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный  ликвидационный баланс, который утверждается лицом (органом), принявшим решение  о ликвидации предприятия, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию. Усиление контрольных функций органов, осуществляющих государственную регистрацию, за проведением ликвидации предприятий является характерной чертой нового порядка ликвидации. Это направлено на обеспечение законности и защиты прав кредиторов при ликвидации предприятия.

Таким образом, в соответствии с п. 8 ст. 98 ГК КР ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

ГК КР и  другие законодательства, исходят из того, что держателем единого государственного реестра юридических лиц является регистрирующий орган.

Банкротство (Гип. 38) – одно из оснований ликвидации предприятий. Однако с ним связаны не только ликвидационные, но и реорганизационные и внесудебные процедуры. К тому же сама процедура банкротства во многом отличается от процедуры обычной ликвидации предприятия.

Согласно ст. 3 Закона КР о банкротстве и ст. 100 ГК КР под банкротством (несостоятельностью) понимается признанная судом или объявленная с согласия должника собранием кредиторов неплатежеспособность должника, т.е. неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования своих кредиторов по денежным обязательствам, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Признание юридического лица банкротом (несостоятельным) (Гип. 39) производится судом. Юридическое лицо может быть также объявлено банкротом (несостоятельным) во внесудебном порядке в соответствии с законодательством о банкротстве.

Основанием для обращения  в суд является согласно закону о  банкротстве, неспособность юридического лица уплатить свои долги, включая налоговые  и иные платежи государству и  местным органам, вследствие превышения обязательств должника над его активом  или неудовлетворительной структуры его баланса. Внешним признаком такой неспособности является приостановление должником текущих платежей – неоплата требований в течение трех месяцев с наступления срока. При наличии указанных признаков в суд вправе обратиться любой из кредиторов или прокурор. Это может сделать и сам должник, причем и при отсутствии указанных признаков – предвидении грозящей ему опасности.

Факт неплатежеспособности должника устанавливается решением суда (когда процесс банкротства  проводится в судебном порядке), уполномоченного органа надзора (в отношении банков Национального банка Кыргызской Республики) или собрания кредиторов (когда процесс банкротства проводится во внесудебном порядке). Установление факта неплатежеспособности должника является основанием для признания (объявления) его банкротом (несостоятельным) и применения к нему процедур, предусмотренных Законом КР о банкротстве.

Дело о банкротстве  должно быть рассмотрено судом в  течение одного месяца со дня вынесения  определения о принятии заявления к производству. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен по мотивированному определению суда, но не более чем на один месяц. Суд по делу о банкротстве может вынести одно из следующих постановлений: а) решение о признании должника банкротом и назначения процедуры процесса банкротства, б) решение об отказе в признании должника банкротом; в) определение о применении реабилитационной процедуры при наличии ходатайства; г) определение о прекращении производства по делу. Решение суда по делам о банкротстве вступает в законную силу по истечении десяти дней с момента его принятия. Решение суда может быть обжаловано в установленном порядке.

Под процессом банкротства понимается регламентируемая законодательством деятельность государства в лице уполномоченных органов, судов, специально назначенных в установленном законом порядке администраторов (временных администраторов, специальных администраторов, консерваторов, внешних управляющих), кредиторов, Национального банка Кыргызской Республики, имеющих целью удовлетворение требований кредиторов должника, а также восстановление платежеспособности должника либо прекращение его деятельности.

Специальное администрирование – процедура процесса банкротства, применяемая в отношении должника. Специальное администрирование в отношении должника-юридического лица может проводиться в судебном или внесудебном порядке, а в отношении должника-индивидуального предпринимателя – только в судебном порядке. Методами специального администрирования являются ликвидация или реструктуризация юридического лица и банкротство индивидуального предпринимателя. Предусматривает назначение специального администратора, продажу (отчуждение) активов должника, включенных в ликвидационную массу, третьим лицам в интересах кредиторов и прекращение юридического лица или предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя.

Специальный администратор (ликвидатор) – администратор, назначаемый в порядке, установленном Законом о банкротстве, и ответственный за проведение специального администрирования должника.

Участник – физическое или юридическое лицо (включая Кыргызскую Республику в лице государственного органа по управлению государственным имуществом и привлечению прямых инвестиций в отношении государственных предприятий и юридических лиц, имеющих государственную долю; учредителей, акционеров, членов и т.д.), имеющее обязательственное право в отношении должника, либо право собственности, или иное вещное право на его имущество.

Согласно ст. 5 Закона КР о банкротстве основными положениями процедуры специального администрирования являются:

Ликвидация:

1) применяется в отношении  юридического лица;

2) предусматривает изъятие,  отчуждение, а также последующее  распределение активов должника, входящих в ликвидационную массу,  в пользу его кредиторов;

3) после завершения  процедуры ликвидации аннулируется  запись в государственном реестре  юридических лиц и прекращается  деятельность должника.

Банкротство индивидуального предпринимателя:

1) применяется в отношении  физического лица, зарегистрированного  в качестве индивидуального предпринимателя;

2) проводится только  в судебном порядке;

3) предусматривает изъятие  и отчуждение, а также последующее  распределение активов, входящих  в ликвидационную массу, в пользу  его кредиторов;

4) суд может дисквалифицировать индивидуального предпринимателя, т.е. запретить ему занятие предпринимательской деятельностью в течение срока, определенного Законом КР о банкротстве.

Реструктуризация:

1) применяется в отношении  юридического лица;

2) предусматривает смену  участника (участников) и учреждение одного нового или нескольких новых юридических лиц;

3) новое или несколько  новых юридических лиц, а также  оставшиеся активы должника продаются  (отчуждаются) в целях удовлетворения  требований кредиторов;

4) после завершения  процедуры реструктуризации производится прекращение деятельности должника.

Затратами процесса банкротства  признаются необходимые затраты, связанные  с проведением процесса банкротства  и включающие в себя расходы на опубликование извещений о процедуре  банкротства, судебные расходы, расходы администратора, вознаграждение администратора, а также возможные расходы юридического лица-должника за тот период, в течение которого администратор счел нужным продолжать его хозяйственную деятельность, и иные расходы. Администратором в свою очередь является квалифицированный специалист, назначаемый в порядке, предусмотренном Законом КР о банкротстве, и ответственный за проведение процесса банкротства юридического лица-должника.

Реабилитационные  процедуры. Не менее важной задачей процедуры банкротства является предоставление возможности должнику восстановить платежеспособность и предотвратить его ликвидацию. В этом заинтересован бывает не только должник, но нередко и кредиторы, да и общество в целом.

После возбуждения процесса банкротства или в процессе банкротства должника (до вынесения судом соответствующего решения к неплатежеспособному должнику) могут применяться следующие реабилитационные процедуры: 1) санация; 2) реабилитация; 3) мировое соглашение; 4) консервация (в отношении банков).

Санация – процедура, применяемая по решению суда уполномоченным органом в процессе банкротства, предусматривающая хозяйственное оздоровление должника с применением мер финансового, экономического или организационного характера, с целью его расчета с кредиторами в установленные судом сроки.

Реабилитация – процедура, применяемая в процессе банкротства в целях восстановления платежеспособности должника. Реабилитация проводится в судебном или внесудебном порядке в отношении должника – юридического лица и только в судебном порядке – в отношении должника – индивидуального предпринимателя.

Информация о работе Юридические лица как участники гражданских правоотношений