Юридические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 01:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: исследовать юридические конфликты, причины их возникновения, развития, виды, а также способы устранения. Задачи:
провести анализ юридических конфликтов, изучить роль юридических конфликтов в жизни общества и государства
рассмотреть соотношение категорий "конфликт в жизни" и "конфликт в праве";
дать понятие юридической конфликт, а также рассмотреть причины его возникновения;
исследовать виды "юридических конфликтов";
сформировать средства преодоления конфликтов

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и особенности юридического конфликта………………….4
1.1.Структура юридического конфликта………………………………………8
1.2.Типология юридического конфликта……………………………………..10
Глава 2. Динамика развития юридического конфликта……………………..14
2.1. Специфика юридического конфликта……………………………………15
2.2. Пути устранения юридических конфликтов…………………………….18
Заключение……………………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

психология конфл,курсовик.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

В "большой политике" для урегулирования и разрешения конфликтов мировой практикой разработаны  согласительные и парламентские  процедуры. В случае конфликта между  ветвями власти предусмотрено создание согласительных комиссий, куда входят представители заинтересованных сторон и независимые эксперты. Практикуется также обращение в конституционный суд для определения соответствия или несоответствия спорного правового акта конституции. Парламентские процедуры включают порядок проведения дебатов, мягкое рейтинговое голосование и т.д.

2.1. Специфика юридического конфликта.

Юридическая конфликтология обобщает и изучает те особенности, которые характеризуют конфликт с позиций права. Теоретическое  значение такого подхода состоит в возможности сопряжения конфликтов с государственными институтами (а право – один из них) и, следовательно, рассмотрения конфликтов не в абстрактном социальном пространстве, а в реальной связи с действующими правовыми инструментами и структурами Отсюда и практический смысл такого подхода: установить, могут ли нормы права воздействовать на зарождение, развитие и разрешение конфликта, и если могут, то как повысить эффективность этого действия.

Сначала определим, какие  элементы конфликта могут иметь  правовую природу и, соответственно, какой конфликт может быть назван юридическим.

Ознакомление с конфликтами  разного рода приводит к выводу, что с правовой точки зрения они  весьма неоднородны. Наиболее полно  правовой аспект выражен в тех  конфликтах, которые возникают и развиваются в связи с объективно существующими противоречиями между двумя или несколькими правовыми нормами, относящимися к одному и тому же предмету. Это юридические конфликты в строгом (или) узком смысле слова. Интересы противостоящих сторон и мотивы их поведения в таком конфликте определяются смыслом и значением правовых норм, от которых прямо зависят действия участников. Подобный конфликт и начинается, и заканчивается с использованием юридических средств и процедур. В значительной мере он носит когнитивный характер, поскольку спор идет о понимании права, но за этим спором часто просматриваются и другие, вполне практические интересы сторон.

Однако большинство  конфликтов возникает вне юридической  сферы и лишь впоследствии, в процессе развития, обрастает юридическими признаками, приобретая тем самым переходный или смешанный характер. Мотивация  таких конфликтов изначально далека от юридической сферы и связана с экономическими, национальными, социальными – личными или общественными интересами. Это в полном смысле слова «конфликт интересов», постепенно приобретающий юридическую форму.

Правовой элемент в  конфликте7 интересов может быть выражен с различной степенью интенсивности. Бывают случаи, когда такой элемент выражен очень слабо и преобладают другие побудительные мотивы. Например, в мотивации межличностного конфликта, возникшего на почве ревности, юридическую роль могут играть, пожалуй, лишь смутные опасения кого-либо из участников конфликта, что дело может закончиться криминальными последствиями и потому следует избегать чрезмерно бурного развития событий. В основном же здесь преобладают эмоции, действуют нравственные, а нередко и религиозные нормы.

Совсем другое значение юридический элемент имеет в  наследственных спорах и вообще в  любом споре о праве собственности, когда два индивида или учреждения, ссылаясь на закон, отстаивают свои действительные или мнимые права. Возможны и переходные случаи, в которых правовой элемент в конфликтных взаимоотношениях сторон выражен с разной степенью интенсивности.

Итак, многие элементы самых  разных конфликтов имеют прямое отношение  к правовым нормам и институтам. Какой же конфликт следует назвать  юридическим?

Так как вопрос стоит  о названии, еще не устоявшемся  в литературе, мы вольны выбрать  и обсудить ту или иную терминологию. Практически дело сводится к следующей  альтернативе: либо все элементы конфликта (мотивация, участники, объекты и  др.) должны иметь юридическую характеристику для того, чтобы конфликт в целом был признан юридическим, либо для этого достаточно, чтобы правовыми признаками обладал хотя бы один его элемент.

Мы склоняемся к последнему решению и полагаем, что юридическим  конфликтом следует признать любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями) и, следовательно, субъекты, либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия.

Иными словами, надо признать юридическим, скажем, конфликт по поводу собственности, даже если противники и  те состояли между собой в правовых отношениях (например, две фирмы  претендуют на аренду одного и того же помещения). Хотя между фирмами пока что правовых отношений нет, они неизбежно возникнут, как только субъекты обратятся для решения конфликта в государственный орган (суд, арбитраж). Если же не обратятся, а решат дело «полюбовно», то регистрация арендных отношений одной из фирм все равно будет юридической процедурой

Юридическим следует  считать любой межгосударственный конфликт, в том числе и между  сторонами, не связанными договором. Дело в том, что отношения любых  государств подпадают под действие норм международного права.

Юридическими по своей  природе являются все трудовые, многие семейные, производственные, бытовые  и межнациональные конфликты, если они затрагивают конституцию  страны, соглашения между регионами  или ветвями власти, статус наций  и народностей. (Более подробна все-эти виды конфликтов будут рассмотрены в дальнейшем).

Очень многие конфликты  имеют смешанный характер и содержат как правовые, так и неправовые элементы (например, при политических конфронтациях или национальных неурядицах). Вопрос о перерастании неправового конфликта в правовой мы рассмотрим в следующем параграфе.

Весьма важный аспект всякого конфликта – пути и  способы его предупреждения, прекращения  и разрешения. Давая определение  юридического конфликта, мы не касались этого аспекта, а исходили из природы самих конфликтных взаимоотношений. Если же исходить из способов предупреждения, разрешения или прекращения конфликтов, то почти каждый из них можно назвать юридическим, ибо не бывает, по-видимому, такого случая, когда нельзя было бы с помощью юридических норм и институтов вмешаться в развитие тех или иных событий (возможно, редким исключением был бы когнитивный конфликт).

Иначе говоря, можно утверждать, что не каждый конфликт юридический, но практически каждый может завершиться  той или иной юридической процедурой. Юридические возможности предотвращения, разрешения или прекращения конфликта в принципе шире, чем правовая природа конфликта. Однако в большинстве случаев для юридического вмешательства в конфликт с самого начала существуют правовые основания.

 

2.2.Пути устранения юридических конфликтов

Разрешение  юридических конфликтов происходит  в  разных  формах:  путем

парламентских и  иных  конституционных  процедур,  посредством рассмотрения уголовных, гражданских и других дел в суде и арбитраже, принятия  решений  в административных комиссиях, налоговой инспекции,  милиции,  ГИБДД  и  многих других учреждениях, которые применяют право. При всех различиях между  этими учреждениями  и осуществляемыми  ими  процедурами   разрешение   конфликтов юридическим путем имеет по крайней мере четыре общих признака:

конфликт  рассматривается  и   разрешается  органом  уполномоченным  на  это государством; орган, разрешающий конфликт,  действует  на  основе  и  во  исполнение  норм права; конфликтующие стороны наделяются в период рассмотрения спора  определенными, предусмотренными законодательством правами и обязанностями; решение, принятое по конфликту, обязательно для сторон и,  как правило,  для других организаций и граждан.

    Таким  образом, конфликт приобретает четкие очертания, он формализуется, как формализована и сама процедура  его  рассмотрения  и  разрешения.  Таким образом,  субъективизм  при  принятии  решения  сведен  к  минимуму;  далее, возможные при этом  ошибки  могут  быть  в  большинстве  случаев  исправлены последующей  юридической   процедурой   (утверждение   решения   вышестоящим органом, обжалование,  пересмотр  решения  и  проч.).  Наконец,  юридические процедуры рассмотрения конфликтов обеспечиваю необходимую  гласность  и тем самым - общественный контроль над движением  дела,  следовательно,  повышают

авторитет принятых мер.

    Юридические   средства  разрешения  конфликта   можно  разделить  на  три

основные группы: конституционные процедуры, применяемые  главным образом  при возникновении  конфликтов  в  политической  сфере;  судебное  и  арбитражное рассмотрение  дел;  административные  процедуры,  практикуемые  в  различных правоприменительных органах.

 

Разрешение конфликтов юридическим путем имеет четыре общих признака:

1. Конфликт рассматривается  и разрешается органом, уполномоченным  на это государством;

2. Орган, разрешающий  конфликт, действует на основе  и во исполнение норм права, 

3. Конфликтующие стороны  наделяются в период рассмотрения  спора предусмотренными законодательством правами и обязанностями;

4. Решение, принятое  по конфликту, обязательно для  сторон.

Таким образом, конфликт приобретает четкие очертания, он «формализуется», как формализована и сама процедура  его рассмотрения и разрешения. Это  обстоятельство, в свою очередь, имеет важное значение с точки зрения принятия эффективного решения: так как решение принимается на основе и во исполнение права, оно не может быть субъективным, произвольным (во всяком случае, субъективизм сведен к минимуму); далее, возможные при этом ошибки могут быть в большинстве случаев исправлены последующей юридической процедурой (утверждение решения вышестоя-щим органом; обжалование решения; пересмотр его и т.д.). Наконец, юридические процедуры рассмотрения конфликтов обеспечивают необходимую гласность и тем самым -- общественный контроль за движением дела, а следовательно, повышают авторитет принятых мер.

Юридические средства разрешения конфликта можно разделить на три основные группы: конституционные  процедуры, применяемые главным  образом при возникновении конфликтов в политической сфере; судебное и арбитражное рассмотрение дел; административные процедуры, практикуемые в различных правоприменительных органах.

Конституционное правосудие. Конституционное судопроизводство, наряду с парламентскими процедурами -- одна из форм разрешения разногласий между ветвями власти и устранения конфликтов, возникающих в законодательной и исполнительной деятельности. Конституционный Суд разрешает конфликты, возникающие;

а) между законодательными и исполнительными органами;

б) между государственными органами Федерации и ее субъектов;

в) между государственными органами и гражданами.

Общее основание для  рассмотрения этих конфликтов заключается  в том, что во всех случаях они  связаны с действительным или  предполагаемым нарушением норм и принципов Конституции РФ.

В предмет ведения  Конституционного Суда РФ входит рассмотрение дел о соответствии федеральных  законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства РФ, Конституции РФ. Суд решает также дела о соответствии конституций республик, уставов, законов и иных нормативны актов субъектов Российской Федерации Конституции РФ, а также договоров, заключенных ими между собой и с Федерацией. Он рассматривает и споры между органами государственной власти. Наконец, Конституционный Суд рассматривает международные договоры РФ и нарушения конституционных прав и свобод граждан.

Процедура работы Конституционного Суда четко закреплена в юридических  нормах, что обеспечивает упорядоченное рассмотрение конфликта и вынесение законного и обоснованного решения. Важно отметить, что решение, вынесенное Конституционным Судом, не подлежит пересмотру и является для всех обязательным.

Согласование правовых актов. Нормативно-правовые акты не всегда соответствуют одна другой и решают все вопросы одинаково. Несогласованность актов, в свою очередь, порождает конфликты при применении права, когда стороны ссылаются на разные правовые акты, и притом каждая из них оказывается формально правой. Разрешение конфликтов такого рода требует в качестве необходимого условия согласования самих актов, приведения их к единому содержанию.

Согласование правовых актов возможно в различных формах, основными из которых являются отмена одного или обоих конкурирующих  актов, признание акта недействительным, внесение в него поправок или дополнений, издание нового акта. Все эти действия могут быть совершены лишь соответствующими законодательными, исполнительными или судебными органами, издавшими акты, либо вышестоящими для них инстанциями. Поэтому разрешению конфликта, в основе которого лежат противоречия в правовых нормах, должно предшествовать или сопутствовать согласование позиций учреждений и лиц, ответственных за эти нормы.

Для устранения противоречий между актами на федеральном уровне используются парламентские слушания, встречи и переписка между представителями законодательной и исполнительной властей, достижение компромиссов между точками зрения государственных учреждений. Не меньшее значение имеет согласование федерального законодательства и нормативных актов субъектов Федерации. Согласно ст. 85 Конституции РФ, Президент РФ вправе приостанавливать действие актов субъектов Российской Федерации, если они противоречат действующим законам, а ст. 115 дает право Президенту отменять постановления и распоряжения федерального Правительства в случае их несоответствия Конституции, законам и нормативным указам. Все эти юридические механизмы способны разрешить возникший конфликт законным путем и помочь в выработке правильного решения.

Информация о работе Юридические конфликты