Экспертная оценка предлагаемых изменения Конституции ПМР как основного источника конституционного права республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

С самого возникновения науки права, проблема источников его образования - является традиционно актуальной темой. И это не просто дань традиции. Государство и право находятся в постоянном развитии, изменяются источники и формы права. Новые же формы требуют пристального юридического исследования, поиска места новых форм и соотношения с действующими формами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
1.1 Характеристика основ конституционного права
1.2 Особенности конституционного права ПМР
1.3 Особенности конституционного права РФ
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ПМР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Общая характеристика источников конституционного права
2.2 Конституция ПМР и конституция РФ как основной источник конституционного права
2.3 Конституционные законы как источники конституционного права
2.4 Постановления конституционного суда как источники конституционного права
2.5 Указы и распоряжения президента как источники конституционного права. Сравнительный анализ ПМР и РФ
2.6 Договоры, соглашения и декларации
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ КАК ОСНОВНОГО ИСТОЧНИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
3.1 Экспертная оценка предлагаемых изменения Конституции ПМР как основного источника конституционного права республики
3.2 Анализ путей внесения изменений в Конституции РФ как основного источника Конституционного права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 75.90 Кб (Скачать файл)

2. Разрешает споры  о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти и органами государственной власти местного самоуправления;

в) между высшими государственными органами субъектов.

3. По жалобам  на нарушения конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, применяемого  или подлежащего применению в  конкретном деле.

4. Дает толкование  Конституции.

5. Дает заключение  о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента в государственной  измене или совершении иного  тяжкого преступления.

6. Выступает с  законодательной инициативой по  вопросам своего ведения.

7. Осуществляет  иные полномочия, предоставляемые  ему Конституцией, Федеративным  договором и конституционными  законами; может также пользоваться  правами, предоставляемыми ему заключенными  договорами о разграничении предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти, если эти права не противоречат  его юридической природе и  предназначению в качестве судебного  органа конституционного контроля  Колюшин Е.И. Конституционное (государственное  право). - М.: 1999. - С.210..

Конституционный Суд решает исключительно вопросы конституционного права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.

Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда. Он состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд:

- разрешает дела  о соответствии Конституции конституций  республик и уставов субъектов;

- дает толкование  Конституции;

- дает заключение  о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента в государственной  измене или совершении иного  тяжкого преступления;

- принимает послания  Конституционного Суда;

- решает вопрос  о выступлении с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения.

Конституционный Суд не возглавляет систему конституционного правосудия. Это значит, что конституционные и уставные суды, образуемые в субъектах, действуют самостоятельно, на основе конституций и уставов соответствующих субъектов.

Постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции также являются источниками конституционного права. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера.

Следует оговориться, что Конституционный Суд толкует Конституцию не только при разрешении дел, рассмотренных по специальным запросам уполномоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая другие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционности нормативных актов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Суд подчас также должен формулировать свою правовую позицию, представляющую собой толкование Конституции. Но она в этих случаях содержится только в мотивировочной части постановлений, а следовательно, вряд ли может безусловно считаться нормой.

Постановления Конституционного Суда, выносимые в связи с разрешением споров о компетенции (ч. 3 ст. 125 Конституции), тоже, как представляется, должны содержать нормы конституционного характера, но таких дел в практике Конституционного Суда еще не было.

Конституционный суд -- орган конституционного контроля непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Образован 12 июня 2002 года на основании изменений, внесённых в Конституцию Приднестровья в 2000 году. До этого времени функцию органа конституционного контроля исполнял Верховный Суд.

Конституционный суд состоит из шести судей, назначаемых по два судьи Президентом, Верховным Советом и съездом судей ПМР на 7 лет. Судьи при назначении должны быть в возрасте от 40 до 58 лет, иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности либо деятельности в области права не менее 10 лет. Председателя Конституционного суда из числа его судей назначает Верховный Совет.

Конституционный суд гарантирует верховенство Конституции Приднестровской Молдавской Республики, обеспечивает соблюдение принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством.

Конституционный суд в части осуществления конституционного контроля разрешает дела о конституционности:

· законов Приднестровской Молдавской Республики (в том числе конституционных), а также правовых актов, принимаемых Верховным Советом;

· правовых актов Президента Приднестровской Молдавской Республики, министерств, ведомств и иных органов государственной власти, местного самоуправления в Приднестровской Молдавской Республике, в том числе в части необходимости разрешения споров о компетенции между органами различных ветвей государственной власти;

· международных договоров Приднестровской Молдавской Республики;

· правоприменительной практики;

· деятельности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления в части принимаемых ими решений и правовых актов.

Порядок организации и деятельности Конституционного суда ПМР, соблюдаемые им процедуры и иные вопросы регулируются конституционным законом ПМР.

В целях обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Приднестровской Молдавской Республики, защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина на всей территории Приднестровской Молдавской Республики Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики:

а) в части осуществления конституционного контроля принимает решения по делам относительно конституционности:

1) конституционных  законов, законов Приднестровской  Молдавской Республики и постановлений, а также иных правовых актов, принимаемых Верховным Советом  Приднестровской Молдавской Республики, правовых актов Президента Приднестровской  Молдавской Республики, министерств, ведомств и иных органов государственной  власти, местного самоуправления  в Приднестровской Молдавской  Республике, в том числе и в  части разрешения споров относительно  компетенции органов различных  ветвей государственной власти;

2) международных  договоров Приднестровской Молдавской  Республики;

3) правоприменительной  практики;

4) деятельности  выборных органов и должностных  лиц местного самоуправления  в части принимаемых ими решений  и правовых актов;

б) в части осуществления конституционного контроля дает заключения:

1) о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинения против лиц, занимающих  высшие государственные должности  Приднестровской Молдавской Республики;

2) о конституционности  подписанных международных договоров  Приднестровской Молдавской Республики  до их ратификации или утверждения;

2) о конституционности  подписанных международных договоров  Приднестровской Молдавской Республики  до их ратификации или утверждения;

3) о противоречии  конституционного закона, закона  Приднестровской Молдавской Республики  общепризнанным принципам и нормам  международного права, правилам  ратифицированного международного  договора Приднестровской Молдавской  Республики;

4) в иных случаях, оговоренных Конституцией Приднестровской  Молдавской Республики;

в) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, по запросам судов проверяет соответствие закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, Конституции Приднестровской Молдавской Республики, рассматривает жалобы граждан на нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникших в результате применения закона, нормативного акта;

г)по запросам Президента Приднестровской Молдавской Республики, Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, Пленумов Верховного и Арбитражного судов Приднестровской Молдавской Республики, Прокурора Приднестровской Молдавской Республики, Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике разрешает дела о конституционности и осуществляет конституционный контроль в случаях и по вопросам, предусмотренным подпунктами а) и б) части первой настоящей статьи, дает общеобязательное толкование Конституции Приднестровской Молдавской Республики и конституционных законов Приднестровской Молдавской Республики;*

д) выступает с законодательной инициативой по вопросам, относящимся к его ведению.

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики решает исключительно вопросы права.

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

К полномочиям Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики не относятся вопросы о законности индивидуальных (ненормативных) актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также иные вопросы, отнесенные к компетенции судов общей юрисдикции.

Основаниями для принятия Конституционным судом Приднестровской Молдавской Республики решения о неконституционности правовых актов полностью либо в их отдельных частях являются:

а) несоответствие Конституции Приднестровской Молдавской Республики;

б) нарушение установленной Конституцией Приднестровской Молдавской Республики процедуры их рассмотрения, принятия или вступления их в силу;

в) превышение конституционных полномочий при их принятии.

Решения Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики обязательны на всей территории Приднестровской Молдавской Республики для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов. Финансирование Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики производится за счет республиканского бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В республиканском бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики средства, которыми Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики распоряжается самостоятельно.

Смета расходов Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Имущество, необходимое Конституционному суду Приднестровской Молдавской Республики для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является государственной собственностью.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики, установленных настоящим Конституционным законом, не допускается.

2.5 Указы и распоряжения  президента как источники конституционного  права. Сравнительный анализ ПМР  и РФ

Акты Президента можно отнести к источникам конституционного права в том случае, когда они являются, во-первых, нормативными, во-вторых, регулируют конституционно-правовые отношения. Так, например, можно выделить Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 2003 г.).

К источникам конституционного права относятся и правовые акты Правительства, содержащие конституционно-правовые нормы. Прежде всего, необходимо выделить правительственные постановления по конкретизации правового статуса граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, беженцев, вынужденных переселенцев. Значительную группу образуют постановления Правительства, связанные с регламентацией организационно-правотворческих и процедурных аспектов его деятельности, обеспечением взаимодействия Правительства РФ с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, другими государственными органами. Многие постановления издаются в целях конкретизации и детализации принятых законов и указов. Однако Правительство РФ, как справедливо подчеркивает О.Е. Кутафин, в рамках своих полномочий может регламентировать общественные отношения, неурегулированные в законодательных актах[18]. Отдельные исследователи не согласны с выделением постановлений Правительства РФ в качестве источников конституционного права. Авторы курса лекций «Основы теории конституционного права» М.П. Авдеенкова, Ю.А. Дмитриев считают, что данные источники «выступают формами административного права ... и не могут быть признаны формами конституционного права. Все акты Правительства РФ являются актами реализации исполнительной власти и должны быть отнесены к формам административного или иных отраслей права. Но среди них нет форм конституционного права».

Информация о работе Экспертная оценка предлагаемых изменения Конституции ПМР как основного источника конституционного права республики