ФЗ о туристической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы- глубже изучить характеристику туристической деятельности и понять саму организацию данной деятельности, сущность лицензирования и сертификации. Для изучения данной проблемы, мне необходимо разобрать детально мнения учёных по данной теме, но самое важное, понять и разобрать положения Федерального закона РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Данный Федеральный закон РФ от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", закрепляет принципы государственного регулирования в туристической деятельности, не только обязанности туристов, но и их права и безопасность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I : Общая характеристика правового регулирования в сфере туристической деятельности…………………………………………………5

1.1 основные положения о туристической деятельности…………………….5
1.2 туристическая деятельность, как объект государственного правового регулирования……………………………………………………………….7
1.3 права и обязанности туриста и турагента, в контексте Федерального Закона «об основах туристической деятельности»………………………..12
1.4 материально-правовое регулирование гражданско-правовых договоров в сфере туристической деятельности . Агентский договор…………………14
1.5 вывод…………………………………………………………………………22


Глава II : организация туристической деятельности……………………24
2.1 международное сотрудничество в сфере туризма………………………24
2.2 лицензирование туроператорской и турагентской деятельности………26
2.3 сертификация как гарантия качества туристических услуг
органы по организации туристической деятельности………………………30
2.4 вывод…………………………………………………………………………33

Заключение………………………………………………………………………35

Библиография…………………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

вся работа.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Изменено содержание основных понятий «туристский продукт» и «туристская путевка», определены понятия «формирование туристского продукта» и «реализация туристского продукта», а также выведены из правового поля понятия «тур» и «туристский ваучер». 

Исходя из совокупности определений «туристский продукт» и «формирование туристского продукта»,Шендрикова А.И., кандидат юридических наук, в своей диссертации ,чётко отметила, что  в настоящее время под туристским продуктом понимается комплексная услуга, оказываемая за одну (общую) цену, что также соответствует положениям п. 2 ст. 779 ГК РФ, определившей соответствующий предмет гражданских сделок как «услугу по туристическому обслуживанию». Сложный состав туристского продукта, формируемого туроператором, сам по себе для туриста не должен иметь значение с точки зрения механизма защиты его прав как потребителя, поскольку ответственность туроператора устанавливается за нарушение качества и безопасности соответствующей услуги в целом. Однако такой подход не исключает возможности наступления гражданской, административной и уголовной ответственности иных лиц, задействованных в туристской индустрии, в установленном законом порядке.[4]

               При этом изменилось само содержание понятия «туристская индустрия». Однако в силу того, что любые отношения регулируются многими взаимосвязанными нормами, такое изменение не только не устранило пробелы правового регулирования рассматриваемого сектора потребительского рынка, но и повлекло возникновение новых коллизий, особенно в части состава субъектов законодательства о туристских услугах, объема их прав и обязанностей.

               Так, императивные нормы ст. 1 Закона об основах туристской деятельности устанавливают через определения понятий закрытый список субъектов указанного закона, при этом туроператором, формирующим туристский продукт, может быть только юридическое лицо. Однако из положений ст. 4.1 Закона об основах туристской деятельности следует, что формировать туристский продукт может также индивидуальный предприниматель. Из положений ст. 9 указанного законодательного акта усматривается возможность осуществления посреднической деятельности по реализации туристских продуктов через субагентов, при этом права, обязанности и пределы ответственности субагентов определяются только договором с турагентом с ведома туроператора.

В оценке совокупности приведенных норм, прежде всего, следует иметь в виду, что положения ст. 9 Закона об основах туристской деятельности не исключают ответственности турагентов. При этом туроператоры несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Из смысла положений абз. 11 указанной статьи следует, что претензии туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта могут предъявляться туроператору и турагенту. Кроме того, согласно положениям абз. 13 указанной статьи в договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, устанавливается ответственность каждого из них перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта. Причем, исходя из смысла нормы, установленной п. 1 ст. 422 ГК РФ, эти требования обязательны к исполнению и туроператорами, и турагентами.[5]

Управление туристической деятельностью в широком плане представляет собой процесс выработки и осуществления управленческих воздействий. Управление туризмом на региональном уровне означает воздействие субъекта управления на объект управления.

На региональном уровне к субъектам управления туризмом (управляющей подсистеме) относится Правительство РФ, Минестерство РФ по физической культуре, спорту и туризму, местные органы власти, комитеты (или департаменты) по туризму и др. (в Москве - Комитет по туризму правительства г. Москвы; в Санкт-Петербурге - Комитет по туризму и развитию курортов администрации г. Санкт-Петербурга; в Московской области - Комитет по физической культуре, спорту и туризму при администрации Московской области).

Объектом управления (управляемой подсистемой) является туристские фирмы, процесс туристского обслуживания граждан в данном регионе и др.

Управление осуществляется посредствам циркулирования определенной информации между субъектом и объектом управления.

Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму при Президенте РФ должен обеспечивать:

· разработку основ государственной политики в сфере туризма;

· участие в разработке законодательства РФ по туризму;

· координацию работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральных программ в сфере туризма;

· анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию[6].

Но, чтобы понять для чего собственно существует данное государственное регулирование, необходимо чётко знать цели данного регулирования, прописанные в статье 4 Федерального Закона о туристической деятельности.

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются[7]:

      обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

      охрана окружающей природной среды;

      создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

      развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

      Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

1.3            Права и обязанности туриста и турагента, в контексте Федерального Закона «об основах туристической деятельности»

Наряду с правами туриста, существуют и обязанности, которым посвящена глава III «Права и обязанности туриста» Федерального Закона об основах туристической деятельности. Права туриста содержатся в статье 6, а обязанности в статье 7 данного Федерального закона. Исходя же из статьи 6, можно выявить обязанности туристических фирм.

Необходимо отметить, что в силу социальной направленности туристической политики нашего государства в рамках защиты прав потребителей (турист – это потребитель) туристическая фирма отвечает за надлежащее исполнение своих обязательств Поставщиками услуг перед туристом.

Турагенты обязаны:

     Предоставить необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;

Обычно все эти правила указываются в Памятке для выезжающих за рубеж (или ее аналога), выдаваемой вместе с туристскими документами.

В свою очередь, турист должен внимательно ознакомиться с содержанием данной памятки и неукоснительно ее соблюдать. Несоблюдение этих требований за границей может повлечь для туриста серьезные последствия, вплоть до крупного штрафа или лишения свободы.

 

     свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;

     обеспечение безопасности туристов, их потребительских прав и сохранности имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;

     возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора розничной купли-продажи туристского продукта (далее — договор) туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» вводит  норму, согласно которой турист вправе потребовать от туристической фирмы оказания услуг, входящих в тур, вне зависимости от того кем эти услуги оказываются. Из этого видно, что указанный законодательный акт либо воспринимает туристическую фирму в качестве исполнителя всех услуг, входящих в тур, но которая возложила исполнение на третьих лиц, либо таким образом выражает социальную составляющую государственной политики в области защиты прав потребителей, возлагая ответственность за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг, входящих в тур, на туристическую фирму.

Но  второй вариант все-таки больше соотносится с практикой, когда туристическая фирма не является исполнителем ни одной услуги, входящей в тур, но как бы ручается за надлежащее исполнение обязательств по оказанию таких услуг. Действительно, на практике туристическая фирма может только нести солидарную ответственность за ненадлежащее исполнение должниками обязательств по оказанию услуг, входящих в тур, но никак не оказывать эти услуги, хотя бы потому, что тогда исчезает различие между туристской деятельностью, как деятельностью по организации путешествий, и туристическими услугами, на оказание которых зачастую требуется специальное разрешение (лицензия).

Хотя, по мнению автора Волошина Н.И.  в книге «финансы и статистика», возможно оспорить тот факт, что туристическая фирма обязана отвечать за надлежащее исполнение обязательств всеми должниками по оказанию услуг, входящих в тур, ибо закон предоставляет туристу право требовать от туристической фирмы оказания услуг, входящих в тур, но не обязывает туристическую фирму отвечать за надлежащее исполнение всех обязательств оказать услуги, входящие в тур[8].

Размер убытков, причиненных нарушением обязательства, ФЗ «Об основах туристской деятельности» ограничивает двукратным размером стоимости туристского продукта.

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» ответственность продавца также наступает в любом случае, кроме случаев, когда нарушение обязательств произошло вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Продавец также отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Туристам следует учесть, что туристическая услуга формируется из многих составляющих – перевозки, размещения, питания, трансфера, страхования, экскурсионного обслуживания. Причем основная составляющая тура –размещение в отеле – бронируется заранее, особенно на праздничные даты, а штрафы за отказ от бронирования очень велики, поскольку продать место в отеле уже не представляется возможным. Кроме того, стоимость билета на чартерный рейс также не возвращается авиаперевозчиком, вследствие этого сдать или поменять такой авиабилет без ущерба практически невозможно. Чтобы не столкнуться с неприятными неожиданностями, вступая в договорные отношения с турфирмой, туристам необходимо знать свои права и исполнять определенные обязанности. Остановимся на этом подробнее.

Взаимоотношения туристов и туристических фирм регулируют федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» и Закон «О защите прав потребителей», а также смежные с ними нормативные акты.  Поскольку указанные нормы права определяют лишь общие правила поведения участников туристической деятельности, основные права и обязанности сторон регулирует договор[9].

В последнее время участились несчастные случаи с туристами на отдыхе, обусловленные различными причинами. Если турфирма исполнила обязанность по информированию туриста о правилах безопасности, но вопреки полученной информации турист попал в неприятности и пострадал, то предъявить какие-либо требования турфирме о возмещении ущерба он не может.

Как потребитель, турист обладает широким перечнем прав. Но не стоит злоупотреблять данными законом правами, всегда следует соизмерять свои требования, во-первых, с требованием законов, во-вторых, со сложившимися обстоятельствами. Практика показывает, что мирное, внесудебное решение любой проблемы между туристом и турфирмой отвечает интересам обеих сторон и позволяет сократить их возможные издержки, а также сэкономить время.

1.4  Материально-правовое регулирование гражданско-правовых договоров в сфере туристической деятельности. Агентский договор.

Регулирование гражданско-правовых договоров прописаны в Части второй Гражданского кодекса РФ, относящей договоры на туристическое обслуживание к обязательствам возмездного оказания услуг и  в Федеральном законе от 24 ноября 1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Специфика материально-правового регулирования гражданско-правовых договоров в области туризма, связана со сложной структурой договорных связей.
Для предоставления туристу комплекса различных услуг турфирма вступает в договорные отношения с лицами, осуществляющими различные виды деятельности - перевозку, гостиничное обслуживание и др. Смысл деятельности туристической фирмы состоит в предоставлении туристу возможности заключить договор с одним лицом - самой туфирмой, а не с несколькими различными.

Согласно положениям ст. 10 Закона об основах туристской деятельности договор о реализации туристского продукта (далее – договор) заключается в письменной форме, что предполагает и влечет соблюдение сторонами требований, установленных ст. 160 ГК РФ, прежде всего, в части обязательного подписания договора лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Отсутствие на договоре подписи указанных лиц лишает права туроператора и турагента ссылаться на факт ознакомления потребителя с условиями договора. Основания полномочий лиц, совершающих сделку в интересах гражданина, должны быть указаны в договоре.

 

Положениями ст. 10 Закона об основах туристской деятельности и п.п. 13, 14 Правил определены существенные условия договора, наличие которых обязательно в силу требований, установленных п. 1 ст. 422 и п. 1 ст. 432 ГК РФ. При этом заключаемый туроператором (турагентом) договор должен среди прочего соответствовать законодательству о защите прав потребителей.

Информация о работе ФЗ о туристической деятельности