Функции государства: понятие, классификация и формы осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности понятия функции государства.
Для достижения указанной цели необходимо решить конкретные задачи:
1.Рассмотреть понятие и сущность функций государства;
2.Дать классификацию функций государства;
3.Рассмотреть экономическую функцию государства: природу, содержание и
формы реализации;

Файлы: 1 файл

готовая курсовая5.docx

— 88.60 Кб (Скачать файл)

Системные (институциональные) преобразования - это единственная возможность создать опорные точки будущего экономического роста. Вся политика государственной власти в этой сфере должна быть ориентирована на создание условий для выхода из кризиса с сохранением потенциала будущего роста. Это особенно важно, если учесть, что системные изменения носят, как правило, необратимый характер.

Трансформация экономической политики должна осуществляться только при условии проведения реальных преобразований в институциональной сфере, ориентированных на сокращение государственного вмешательства в экономику.1

Поэтому экономическая политика государства должна быть подчинена решению главной задачи - созданию конкурентной рыночной экономики, базирующейся на ресурсном и научно-техническом потенциале России.

В эффективной системе государственного финансового контроля заинтересованы все субъекты бюджетной политики и бюджетного процесса Российской Федерации, поскольку соблюдение бюджетной дисциплины позволит обеспечить интересы российского государства, общества, отдельного гражданина, будет способствовать экономической безопасности государства и, в конечном счете, усилению власти, т.к. соблюдение принципов законности в финансовой сфере не самоцель, а основание для создания мощного процветающего государства во благо его граждан. 2

Для этого необходимо дальнейшее развитие демократии, строительство гражданского общества и правового государство. Только в развитом гражданском обществе и правовом государстве возможен эффективный социальный контроль и действенный государственный финансовый контроль.

Современный этап развития российского государства характеризуется как переходный, государство  решает  следующие важные задачи в  сфере  экономики: создание  системы  регулирования  рыночной  экономики, демонополизация различных сфер и формирование здоровой конкурентной среды, эффективное преобразование наиболее важных  государственных систем - налоговой, кредитной, бюджетной, денежно-кредитной  и  так далее.1

Направления, формы и методы, механизм  деятельности государства  не  остаются  неизменными, вместе  с  развитием общества, изменениями  в  структуре  общественного производства, сдвигами  в  его  технической  базе, актуализацией тех или  иных сфер  общественной  жизни  происходят  развитие, обогащение и уточнение функций  государства.2

В заключение следует отметить, что без выполнения государством своих функций нормальное функционирование экономики невозможно. Именно государство устраняет возникающие противоречия и способствует стабилизации, что особенно ярко проявляется в экономической среде. Однако государство как сознательный субъект должно осуществлять свои функции осторожно, чтобы не допустить сбои в рыночном механизме. Необходимо проводить постоянный мониторинг государственного регулирования и своевременно принимать меры для погашения негативных последствий. Государственная деятельность не должна переходить границы, угрожающие рыночному механизму.

 

 

            2.2. Социальная функция современного Российского государства

 

В последние годы на смену терминам «социалистическое государство», «советское государство» пришел термин «социальное государство», а понятия «благосостояние советского народа», «рост жизненного уровня советских людей», «все во имя человека — все для блага человека» заменены понятием «социальная защита населения». И это не формальная замена терминов: за ней стоит смена общественного и государственного строя и как следствие — коренное изменение социального положения людей.1

Общепризнанно, что советский человек был социально защищен сильнее всех в мире, поэтому социальная защита в тот период сводилась к узким вопросам социального обеспечения граждан (пенсионное обеспечение, государственное страхование трудящихся, отдельные виды обеспечения по государственному социальному страхованию).

Коренным образом изменилось положение большинства населения в постсоветской России. Сегодня термины «социальная защита», «право социальной защиты» прочно вошли в законодательство, лексикон политических и государственных деятелей, ими пестрят страницы периодических изданий.

В русском языке для перевода широко распространенного во многих странах термина «social security», обозначающего систему социальной защиты, в советский период применялся термин «социальное обеспечение», хотя на русский язык его можно перевести как «социальная безопасность», «социальная защищенность», «социальные гарантии», «социальная защита».  Понятие «социальное обеспечение» не является адекватным понятию «social security», поскольку социальное обеспечение отражает в себе одну из форм развития института социальной защиты, где преобладали принципы непосредственно государственной организации социальной защиты с очень ограниченным использованием.

Положение в современной России, где подавляющее большинство населения нуждается в социальной защите: к пенсионерам и нетрудоспособным добавились миллионы безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, демобилизованных военнослужащих, безнадзорных и других лиц. Это следствия, прежде всего, развала СССР, разрушения экономики, межнациональных конфликтов, катастрофического падения нравственности в обществе и тому подобное.

Сегодня для российской действительности чрезвычайно важной представляется выработка конструктивной социально-экономической политики, вытекающей их нее концепции реформ и как следствие и одновременно основа успешности этих реформ — концепции взаимоотношений государства и человека.1

Проблема состоит в том, что народам России власти внятно не объяснили, какие общество и государство строятся в постсоветской России, т.е. ради чего народовластие было насильственно заменено «демократией».

Конституция РФ построена по принципу «государство для человека», но этот принцип для большинства населения пока не осуществляется. Коренные вопросы, определяющие формы и механизмы реализации идеи социального государства, место и роль структур гражданского общества в организации социальной защиты населения не нашли своего концептуального и законодательного решения, то есть в нашей теории образовался вакуум: нет концепций взаимоотношений государства и гражданина в посттоталитарном обществе.  Иными словами, провозглашение России социальным государством — пока декларация, в отличие от СССР, ставшего, по общему признанию, в реальности социальным государством.

Предпосылкой возникновения социального правового государства в Российской Федерации является трансформация российского общества из социалистического в демократическое, правовое общество. Идея социального государства в своей основе содержит концепцию становления прав человека и гражданина, которые носят универсальный, неотъемлемый, международный характер.2

Государственная социальная политика в Российской Федерации – это единственный эффективный инструмент сглаживания социальных разногласий и конфликтов, инструмент обеспечения равных возможностей граждан для реализации личных желаний граждан, их потребностей и интересов.

В основе социального правового государства лежит основной принцип – принцип социальной справедливости, декларируемый или недекларируемый в Основном законе государства. Отсюда социальное государство непосредственно в Российской Федерации должно строится на основе принципов справедливости, законодательного закрепления социальности государства, принципа социального уравнивания, принципа предоставления гражданину возможности самообеспечения путем оказания ему социальной помощи.

Построение социального государства в Российской Федерации невозможно без учета правовых, социальных, демократических, организационных достижений зарубежных стран, в которых воспроизводятся те или иные модели социального государства и соответственно те или иные модели социальной политики.1

Социальная функция социального правового государства в Российской Федерации реализуется посредством использования инструментов социальной политики и реформирования неэффективно действующих социальных систем: пенсионной системы, системы обеспечения занятости населения и системы обеспечения достойных условий труда, формирования рынка труда, системы обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации.

Я считаю, что в системе функций государства, социальная функция занимает одно из ведущих мест. Посредством реализации данной функции: создаются достойные условия жизни для всех членов сообщества; осуществляется социальная защита безработных, пожилых, инвалидов, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов - беженцев и вынужденных переселенцев; происходит укрепление социальной справедливости и солидарности в обществе, а также гуманного демократического строя, охраняющего индивида.

Переход нашей страны к социально ориентированной рыночной экономике потребовал выработки новой социальной политики, которая бы обеспечила реализацию основных прав и свобод человека. В советский период под социальной политикой понималась деятельность государства, направленная на преодоление различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом в целях построения бесклассового коммунистического общества. Такое понимание социальной политики не оставляло достойного места для прав, свобод и интересов отдельной человеческой личности.1

Для становления, развития и укрепления социального государства в Российской Федерации требуется как  практическое, так и теоретическое обоснование концептуальных основ формирования эффективной социальной рыночной экономики и политики, обеспечивающей занятость, достойную заработную плату, развитое социальное страхование, поддержку семьи, материнства и детства, престарелых, молодежи, и разработка комплексной программы мер и механизмов их реализации всеми ветвями и уровнями государственной власти и местного самоуправления.

Социальным государство становится при достижении баланса во взаимодействии основных социальных и политических сил в обществе. Оно выделяет приоритетные сферы и определяет меры, способствующие достижению поставленных целей:2

- поддержание  занятости (проведение эффективной  кадровой политики, обеспечение  гражданам свободы выбора места  жительства и возможности продуктивно  трудиться, стимулирование организации современных производств и рабочих мест, защита трудовых прав и интересов работников в рамках социального партнерства; содействие общественно полезному и эффективному предпринимательству);

- проведение  политики доходов (формирование  эффективной системы налогообложения; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы; контроль за инфляцией);

- улучшение жизнеобеспечения  населения (поддержание и развитие  коммунальной инфраструктуры, транспорта  и связи);

- совершенствование  системы социальной защиты граждан (разработка и реализация государственных программ борьбы с бедностью, комплексной защиты населения, в первую очередь слабозащищенных категорий, от социальных рисков; реформирование системы социального страхования, в том числе пенсионного и медицинского);

- охрана окружающей  среды (обеспечение экологической  безопасности страны и достойного  качества жизни и здоровья  населения при условии сохранения  природных систем, поддержания их  целостности и жизнеобеспечивающих функций);

- формирование  социокультурной среды (повышение роли и качества общего и профессионального образования; сохранение национальных языков и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию).

Можно сформулировать приоритеты формирования социального государства в Российской Федерации:1

В сфере демографического развития: разработка и реализация государственной демографической политики, направленной на ликвидацию тенденций депопуляции (сокращения) населения страны, снижения смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличения продолжительности жизни населения.

В сфере обеспечения достойного уровня жизни: создание социально-справедливой и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом, обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе – рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы. Обеспечить решение этих задач призвано трудовое законодательство, а также тарифная автономия, позволяющая работникам и их профсоюзам на основе социального партнерства добиваться справедливого решения вопросов оплаты труда.

В сфере систем жизнеобеспечения населения: сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах.

В сфере социальной защиты населения: разработка и осуществление государственной программы преодоления бедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения, социального вспомоществования и благотворительности; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан.

В сфере занятости: обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости; защита трудовых прав и интересов работников через систему социального партнерства.

В сфере охраны окружающей среды: обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддерживание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, обеспечение экологической безопасности страны.

В сфере формирования социокультурной среды: повышение роли и качества общего и профессионального образования; государственная поддержка системы образования и учреждений культуры; сохранение национальной самобытности языка и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию.

Информация о работе Функции государства: понятие, классификация и формы осуществления