Функции государства: понятие, классификация и формы осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности понятия функции государства.
Для достижения указанной цели необходимо решить конкретные задачи:
1.Рассмотреть понятие и сущность функций государства;
2.Дать классификацию функций государства;
3.Рассмотреть экономическую функцию государства: природу, содержание и
формы реализации;

Файлы: 1 файл

готовая курсовая5.docx

— 88.60 Кб (Скачать файл)

В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.

Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан — вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов.

Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом.1

С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.2

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и другое.

Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью — социальным правом. В таких развитых в этом отношении странах, как, например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и так далее). Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства — обеспечить человеку достойное   существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

 

Рисунок 1 – Функции государства

 

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их.

В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.

Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.

По моему мнению функции государства – не что иное, как цельная взаимосвязанная деятельность всей совокупности государственных органов, направленная на сбалансированное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном сотрудничестве с другими государствами. Современное, организованное государством, общество может эффективно развиваться лишь при координации функциональных действий данного государства.

 

 

1.3. Формы и методы  осуществления функций государства

 

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства.

В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства — правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права.

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и другое.

Правоохранительная деятельность, то есть властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и так далее, включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности.

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и тому подобное.

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов — прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и другое.1

Таким образом, можно сделать следующие выводы, функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами. Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Характеристика отдельных функций Российского государства

     2.1. Экономическая функция государства: содержание и формы    

     реализации

 

Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью, содержанием и стоящими перед ним целями и задачами.

Следует заметить, что в настоящее время в юридической литературе предлагается трактовка функций государства не только как направлений его деятельности, но и как механизма государственного воздействия на общественные процессы. Вопрос о том: имеет ли данная точка зрения под собой веские основания -  является дискуссионным.

Реализация дел, которые обеспечивают объективные предпосылки человеческого существования, входит в генеральную функцию государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. За этими аспектами всегда стоит осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов и всего государственного аппарата. При том, что основные задачи (цели), а следовательно, и функции государства остаются неизменными на всем протяжении его развития, в любой конкретный момент каждая функция может осуществляться различными методами и средствами.1

Необходимо обратить внимание, что функции государства историчны. Они меняются в зависимости от развития общества, этапа, на котором они находятся, подчиняясь изменениям социально-политического строя. В различные исторические периоды наиболее важное, приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, что соответственно предопределяет и функции государства. Невыполнение той или иной функции порождает негативные последствия как для общества, так и для государства.

Итак, функции государства – это основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизмы общественного воздействия на развитие общественных процессов.

В данном контексте экономическую функцию государства, нам представляется, необходимо определить как деятельность компетентных органов государственной власти по обеспечению надлежащих условий для возможности реализации всеми субъектами экономической деятельности своих прав и законных интересов.1

Реформируемой России вместо социально ориентированной модели рыночной экономики со значительным влиянием государства на хозяйственные процессы была предложена либеральная модель с максимально широкой свободой поведения участников рыночных отношений и минимальным вмешательством государства в экономику и социальную сферу. Эта модель рыночной экономики для России оказалась неприемлемой и нанесла значительный ущерб стране.

Результатом устранения государства от влияния на экономические процессы явились: преступная приватизация основных наиболее прибыльных отраслей и объектов народного хозяйства, которые передавались в частные руки по неоправданно заниженной стоимости; криминализация экономики; неконтролируемый вывоз сырья за рубеж; «отток» российского капитала в зарубежные банки и так далее.

Таким образом, суть экономической функции современного российского государства состоит в законодательном регулировании экономических процессов, хозяйственной жизни общества; обеспечении условий для развития всех форм собственности (частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности); управлении государственным сектором экономики, к которому относятся предприятия, базирующиеся на государственной собственности, последняя может быть полностью государственной или составлять ту или  иную часть собственности хозяйствующего субъекта; осуществлении проектов и программ, требующих больших капиталовложений и исключительно важных для общества; во внешнеэкономической деятельности государства.

Современное государство играет значительную роль в регулировании рынка, но его регулирующая роль, пределы вмешательства в частноправовую сферу в правовых системах различных государств неодинаковы. Эта роль во многом зависит от экономического потенциала государства, экономической политики и защиты собственных интересов, конечно, при условии соблюдения конституционных основ.1

Масштабы государственного регулирования предпринимательства, его конкретные формы и методы в разных странах, безусловно, неодинаковы. Они отражают историю, традиции, тип национальной культуры, масштабы страны, ее геополитическое положение и многие другие факторы.2

Но, учитывая, что экономические законы, по которым развивается рынок, носят во многом универсальный характер, следует признать, что сферы имущественного оборота, в которые обычно вмешивается государство, достаточно традиционны, хотя оправданность, пределы и эффективность подобного вмешательства элементов в частноправовую сферу различны.

Содержательно роль права в регулировании экономики в современных обществах с рыночной экономикой можно определить следующим образом: право, учитывая объективные законы экономики, стремится с помощью нормативных установок восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе.

Экономическая функция государства представляет собой деятельность органов государственной власти по обеспечению надлежащих условий для возможности реализации всеми субъектами экономической деятельности своих прав и законных интересов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через систему структурных элементов экономической функции:1

а) создание правовой основы для принятия экономических решений - государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие экономическую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики - органы государственной власти направляют бюджетно-налоговую и кредитно-денежную деятельность для преодоления спада производства, снижения темпов инфляции, уменьшения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов - государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор, создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону,  науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и так далее;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии - государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и так далее.

Основой экономической реформы в современной России должны стать постепенные преобразования действующих институтов: государственного управления, финансовой системы, прав собственности, социальной инфраструктуры.

Информация о работе Функции государства: понятие, классификация и формы осуществления