Формы и способы защиты авторского права в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является подробное изучение авторского права по законодательству Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и сущность авторских прав;
- изучить правовое регулирование авторского права на современном этапе;
- проанализировать способы и формы защиты авторского права.
Объектом исследования являются общественные отношения в области авторского права.

Содержание работы

Введение 4
1 Понятие и сущность авторских прав в Российской Федерации 8
1.1 История развития авторского права в России 8
1.2 Понятие, субъекты и объекты авторского права в РФ 12
2 Правовое регулирование авторского права на современном этапе 25
2.1 Источники авторского права 25
2.2 Срок действия авторского права 29
3 Формы и способы защиты авторского права в Российской Федерации 35
Заключение 42
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

Авторское право.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

- другие произведения.

К объектам авторских  прав также относятся программы  для ЭВМ, которые охраняются как  литературные произведения.

К объектам авторских  прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие  собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие  собой по подбору или расположению  материалов результат творческого  труда.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Для возникновения, осуществления  и защиты авторских прав не требуется  регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию  правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 ГК РФ7.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы  государственных органов и органов  местного самоуправления муниципальных  образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные  решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы  и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки  муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях  и фактах, имеющие исключительно  информационный характер (сообщения  о новостях дня, программы телепередач,  расписания движения транспортных  средств и тому подобное).

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным законодательством.

Важнейшее значение имеет деление произведений на обнародованные и необнародованные, а также близкое к нему, но не совпадающее с ним деление произведений на опубликованные и неопубликованные.

Сразу оговоримся, что  авторским правом охраняются и те, и другие произведения. Однако если необнародованные произведения неприкосновенны и ни при каких условиях не могут быть использованы без согласия их авторов, то обнародованные произведения в исключительных, прямо предусмотренных законом случаях могут быть использованы заинтересованными лицами без согласия авторов и даже вопреки их возражениям.

Аналогичные различия существуют между опубликованными и неопубликованными произведениями. В силу этого понятия «обнародование» и «опубликование» играют в российском авторском праве весьма значительную роль.

Согласно ст. 1268 ГК РФ обнародованием признается осуществление  действия или  согласие на осуществление  действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего  сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в  обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в  количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Как видим, несмотря на известную  близость, рассматриваемые понятия  имеют несовпадающее содержание. При определенных условиях опубликование может явиться одним из способов обнародования произведения; при других условиях оно должно иметь самостоятельное значение. Для того чтобы провести более четкое различие между этими понятиями, рассмотрим их основные юридические признаки.

Понятие «обнародование»  характеризуется следующими основными моментами. Во-первых, в какой бы форме ни осуществлялось обнародование, оно охватывает собой действия, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения. В этой связи обнародовать произведение, по общему правилу, можно только один раз, если только автор не воспользовался своим правом на отзыв уже обнародованного произведения, а затем вновь сделал свое произведение доступным для публики.

Во-вторых, доведение  произведения до сведения третьих лиц  лишь тогда приобретает юридическое значение обнародования, когда это сделано с согласия автора или его правопреемников. Поэтому, если произведение обнародовано помимо воли автора, оно с юридической точки зрения сохраняет режим необнародованного произведения, а его автор может воспрепятствовать его свободному использованию, требовать изъятия экземпляров произведения из обращения и т. п.

В-третьих, произведение может быть обнародовано любым способом, который делает его доступным для публики. По смыслу, для обнародования произведения вполне достаточно одного экземпляра произведения, например, когда картина помещена на выставке, показана по телевидению и т. п.

В-четвертых, законодательство не требует, чтобы произведение было непременно фактически доведено до сведения третьих лиц; важно лишь, чтобы для знакомства с произведением была создана реальная возможность. Например, диссертация на соискание ученой степени, которая в соответствии с установленными требованиями помещается в библиотеке, по крайней мере, за месяц до защиты, будет считаться обнародованной, даже если никто, кроме официальных оппонентов, с ней фактически не ознакомился.

В-пятых, обнародованием признается создание возможности ознакомиться с произведением для неопределенного  круга лиц. В данном случае имеется  в виду, что в принципе каждый желающий может ознакомиться с произведением. Тогда же, когда с произведением знакомится лишь определенный, строго ограниченный круг лиц, например, члены определенной организации, решение вопроса о том, считается ли такое произведение обнародованным, зависит от ряда дополнительных обстоятельств, в частности от числа читателей, зрителей или слушателей, доступности произведения для иных лиц, и т. д.8

В отличие от обнародования опубликование связывается законом лишь с такими действиями, которые означают выпуск в обращение экземпляров произведения. Иными словами, речь идет об изготовлении и выпуске в обращение копий произведения, изготовленных в любой материальной форме. При этом указанное действие должно быть так же, как и при обнародовании, совершено с согласия автора произведения, а количество выпущенных экземпляров должно быть достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Для возникновения, осуществления  и охраны авторского права достаточно одного только факта создания произведения, определенным образом выраженного вовне. Никакой регистрации или иного документирования этого факта не требуется.

В соответствии со ст. 1265 ГК РФ право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним  автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве9.

В соответствии со ст. 1271 ГК РФ правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

- латинской буквы "C" в окружности;

- имени или наименования  правообладателя;

- года первого опубликования  произведения.

 

2 Правовое регулирование  авторского права на современном  этапе

2.1 Источники авторского права

 

Законодательство  Российской Федерации об авторском  праве состоит с 01.01.2008 г. из четвертой части ГК РФ, действующей на всей территории Российской Федерации.

С 26 мая 2003 года Россия стала  участницей Международной конвенции  об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, октябрь 1961 года).

В соответствии с этой Конвенцией Россия взяла на себя обязательства охранять на своей территории права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций стран - членов Конвенции.

Многосторонние  международные договоры исключают из сферы своего действия те объекты, которые были опубликованы до даты присоединения соответствующей страны к этому договору, или, если употреблять термины из сферы интеллектуальной собственности, не имеют "обратной силы" (не предоставляют "ретроохрану").

Напротив, ряд двусторонних международных договоров России имеет "обратную силу" (например, договоры с Арменией, Венгрией, Польшей, Швецией): независимо от даты своего заключения эти международные договоры распространяют свое действие и на "старые" иностранные произведения10.

Особым образом  регулируется охрана прав российских авторов при использовании созданных ими произведений за рубежом. Как уже отмечалось, авторское право имеет территориальный принцип охраны. Это значит, что произведение российского автора, созданное и обнародованное на территории России, будет охраняться на территории другой страны только в том случае, если эта страна является участницей соответствующего международного соглашения. Охрана предоставляется в соответствии с нормами национального законодательства.

Международная система охраны авторского права  представляет собой сложный механизм, в основе которого лежит, прежде всего, Бернская конвенция "Об охране литературных и художественных произведений" в её многочисленных редакциях.

До середины прошлого столетия понятия "Авторское право" не существовало как такового, право собственности могло распространятся лишь на конкретные овеществлённые произведения искусства (картины, скульптуры и т.п.).Но начиная с середины 19 века авторское право становится самостоятельной формой собственности. Создание университетов, публичных библиотек, развитие книжной торговли, изучение иностранных языков, возможность свободного передвижения внутри Европы, расширение циркуляции книг - всё это создало новые условия для издательского дела, превратившегося в выгодное место помещения капитала, а произведения интеллектуального труда стали отвечать всем признакам товара.

Изменения в  области законодательства о результатах  интеллектуальной деятельности и средствах  индивидуализации в связи с принятием четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации масштабны и затрагивают различные стороны правового регулирования в этой сфере. Но самыми заметными среди них, пожалуй, стали изменения системы объектов интеллектуальных прав. Каждое из этих изменений имеет свои причины. Об этих изменениях поговорим подробнее.

Прежде всего  стоит подчеркнуть, что принципиально  новых объектов в перечне охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (ст. 1225) не появилось. В проекте четвертой части присутствовал один такой объект - доменные имена, но в последующем параграф, посвященный этому объекту, был исключен из проекта. Но и в остальном есть немало интересного.

Изменения в  системе объектов интеллектуальных прав можно разделить на три группы. Во-первых, изменения, касающиеся соотношения различных объектов. Во-вторых, введение в отношении ряда хорошо известных законодательству объектов принципиально новых комплексов прав. Наконец, в-третьих, включение в Кодекс развернутого регулирования ряда объектов, которые только упоминались в российском гражданском законодательстве, что позволяет, в частности, точно определить их место в общей системе объектов.

К первой группе изменений можно отнести выделение  программ для электронных вычислительных машин и баз данных из перечня произведений науки, литературы и искусства. Как известно, возможны четыре основные модели охраны программ для ЭВМ: создание специального института, охрана с помощью авторского права, охрана с помощью патентного права, охрана через положения, направленные против нарушения коммерческой тайны. Каждая из этих моделей имеет свои плюсы и минусы. Однако это говорит и о том, что выбор в пользу модели авторского права, обусловленный в основном соображениями удобства, простоты и экономичности охраны, не в полной мере соответствует специфике объекта охраны. Так, например, очевидно, что в силу ограниченности средств языков программирования большое значение приобретает сам алгоритм, воплощенный в программном продукте. Наоборот, выбор средств реализации алгоритма во многих случаях становится лишь технической задачей11.

Информация о работе Формы и способы защиты авторского права в Российской Федерации