Формы и способы защиты авторского права в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является подробное изучение авторского права по законодательству Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и сущность авторских прав;
- изучить правовое регулирование авторского права на современном этапе;
- проанализировать способы и формы защиты авторского права.
Объектом исследования являются общественные отношения в области авторского права.

Содержание работы

Введение 4
1 Понятие и сущность авторских прав в Российской Федерации 8
1.1 История развития авторского права в России 8
1.2 Понятие, субъекты и объекты авторского права в РФ 12
2 Правовое регулирование авторского права на современном этапе 25
2.1 Источники авторского права 25
2.2 Срок действия авторского права 29
3 Формы и способы защиты авторского права в Российской Федерации 35
Заключение 42
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

Авторское право.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

С.

 

Введение

 

Актуальность  темы. Основной задачей авторского права является, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны, интересы общества в целом путем предоставления ему доступа к сокровищам мировой культуры.

Как совокупность правовых норм авторское право является составной  частью гражданского права. Соответственно, на авторско-правовые отношения распространяют свое действие общие положения гражданского права, и в первую очередь положения обязательственного права, регулирующие права и обязанности сторон при заключении договоров на использование охраняемых авторским правом произведений. В частности, нормы обязательственного права регулируют такие вопросы, как права и обязанности сторон, участвующих в договоре, ответственность, наступающую в случае неисполнения договора, и т.п. Обычными являются также условия об объеме правомочий на использование произведений, территории и сроке использования.

В соответствии с положениями  международных соглашений об авторском  праве, участником которых является Россия, к охраняемым на основе этих положений произведениям применяются нормы авторского права страны использования произведения. Авторское право определяет, какие произведения и как долго охраняются, а также подробно регламентирует права авторов и других правообладателей произведения. Поэтому нормы авторского права являются определяющими в правовом смысле в отношении того, надо или не надо заключать договор на приобретение прав. При этом использование произведений российских авторов за пределами России осуществляется на основании соответствующего зарубежного законодательства. Поскольку авторское право подавляющего числа стран, участвующих в международной системе охраны авторских прав, отличается от авторско-правовых норм, установленных в нашей стране, различен и характер использования произведений в России и за ее пределами.

Однако, кроме норм авторского права, при заключении конкретных договоров на использование произведений большое значение имеют, как уже отмечалось, общие нормы обязательственного (гражданского) права. Так, все отношения сторон, которые прямо не предусмотрены договором, регулируются нормами того обязательственного права, которое будет применяться к договору (т.е. либо право России, либо страны проживания контрагента). Этот вопрос стороны могут решить путем определенной записи в договоре. Если такой записи нет, то могут применяться так называемые коллизионные нормы, т.е. нормы, позволяющие определить, право какой страны должно применяться в подобных случаях.

Термин "авторское право" не следует понимать буквально. По законодательству большинства стран автор может уступить все или отдельные права на созданное им произведение. Поэтому на практике применяется такое понятие, как "правообладатель на произведение", которым может быть как юридическое, так и физическое лицо. Если произведение издано, правообладатель указывается на титульном листе издания или на обороте титульного листа под знаком C.

Активное использование  сети Интернет в России восходит к  началу 90-х годов. В настоящее  время в нашей стране она насчитывает  несколько миллионов пользователей.

В Российской Федерации завершилась  кодификация гражданского законодательства - с 1 января 2008 г. вступила в силу часть четвертая Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) (Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Объединение положений  об использовании результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД) в единый нормативный акт встречается в законодательстве не всех стран мира. Кодифицированные акты в отношении интеллектуальной собственности приняты, например, во Франции (Кодекс интеллектуальной собственности от 1 июля 1992 г.), Португалии и некоторых других странах. Чаще гражданские и торговые кодексы зарубежных стран содержат нормы-принципы (нормы-декларации), касающиеся интеллектуальной собственности, однако детальное правовое регулирование осуществляется при помощи специальных законов.

Часть четвертая ГК РФ регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием РИД и приравненных к ним средств индивидуализации.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется прежде всего тем, что в настоящее время правоотношения связанные с авторскими права получили широкое распространение в России, проблемы правовой защиты авторских прав вызывают повышенный интерес и требуют дальнейшего изучения.

Степень изученности  темы. Тема авторского права достаточно хорошо изучена в литературе и периодических изданиях. Многие авторы обращались к изучению данного института, среди них можно отметить следующих:                   Е.А. Елизаров, С. Слободян, О. Богданова, Е.А. Свиридова, Р.И. Ситдикова,            А.П. Сергеев, И.В. Свечникова и многие другие.

Целью курсовой работы является подробное изучение авторского права по законодательству Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить понятие и сущность авторских прав;

- изучить правовое  регулирование авторского права  на современном этапе;

- проанализировать способы  и формы защиты авторского  права.

Объектом исследования являются общественные отношения в области авторского права.

Предметом исследования является понятие, содержание и способы защиты авторских прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составили положения действующего законодательства по указанным вопросам: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные акты. По исследуемой проблематике так же использовалась монографическая, учебная и другая специальная литература, статьи в периодических изданиях.

Методика и  методология исследования. При написаний курсовой работы использовались следующие методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, логический, формально-юридический, системного анализа, статистический и другие.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

1 Понятие и сущность авторских прав в Российской Федерации

1.1 История  развития авторского права в России

 

Авторское право в  России появилось лишь в начале XIX веке (1828 г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать.

Первый закон об авторском  праве был принят в Англии в 1710 году. В России же первые  законы, регулирующие авторские отношения  были приняты в 1828 году. Дело в том, что книгоиздательское дело в России вплоть до конца XVIII века считалось государственной монополией. Лишь потом появляются первые частные типографии, но доминирующее положение государства сохраняется еще несколько десятилетий. Отсутствие конкуренции в России между книгоиздателями послужило причиной тому, что не было объективных предпосылок для появления авторского права.

На всем протяжении истории  в России господствовала цензура. Причем на первых порах становления авторского права привилегии на издание произведений выдавались не авторам, а издателям, а цензуру совершенно не интересовало, обладают ли издатели соответствующими правами на произведения. Только грубые нарушения со стороны некоторых издательств - сознательное введение публики относительно авторов распространяемых книг вынудило правительство принять соответствующие меры.

В Цензурном уставе 22 апреля 1828 г. впервые помещены 5 статей о сочинителях и издателях  книг в виде приложения к Цензурному уставу. Издано того же числа Высочайшее утвержденное Положение о правах сочинителей. По этому закону, составляющему основу дальнейшего законодательства, срок авторского права определен в 25 лет со смерти автора. Затем последовало Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета 8 января 1830г. "О правах сочинителей, переводчиков и издателей", дополнившие правила 1828 г., решив вопрос об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д. В этом законе право сочинителей признается уже правом собственности, и постановлено, "что если сочинитель или его правопреемник сделает новое издание книги за пять лет до истечения срока исключительного права, то право сие остается в его пользу еще на десять лет сверх двадцатипятилетнего срока". Наконец, в 1857 году Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от 15-го апреля 25-летний срок продлен до 50 лет.

Постановления о музыкальных  и художественных произведениях  были изданы еще позже, именно: Высочайше  утвержденным мнением Государственного Совета 9 января 1845 года правила о  сочинителях дополнены были постановлениями, относящимися к музыкальной собственности, а 1 января 1846 года было издано Высочайше утвержденное Положение о собственности художественной.

К концу XIX века стало  совершенно очевидно, что частичное  усовершенствование правил об авторском праве не в состоянии обеспечить эффективную защиту интересов авторов и пользователей произведений. В 1897 г. Государственный Совет принял решение безотлагательно приступить к подготовке нового закона. Понадобилось более 13 лет, чтобы закон был принят 20 марта 1911 года. Он назывался "Положением об авторском праве" и был составлен на основании лучших западноевропейских законодательств того времени, с отражением, однако, традиционного для российского авторского права более низкого уровня охраны авторских прав. В законе раскрывались основные понятия - круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты, также закон содержал отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. В особой главе регламентировались основные правила и условия издательского договора. Закон впервые закрепил право авторов на перевод их произведений1.

Являясь значительным шагом в развитии авторского права, закон вывел Россию на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих правоотношений.

Октябрьская революция  не могла не оказать существенного  влияния на авторское право. Внедряя  в жизнь нормы, согласующиеся с большевистскими взглядами, ЦИК отменил все прежнее гражданское законодательство России. И уже 29 декабря 1917 г. увидел свет новый советский закон об авторском праве "О государственном издательстве". Декрет, "учитывая книжный голод в стране", предложил народной комиссии по просвещению приступить немедленно к широкой издательской деятельности и выпустить в первую очередь дешевые издания русских классиков. Сочинения тех из писателей, по которым срок авторского права истек, должны были быть переизданы без особых формальностей. Однако и в отношении других писателей декрет предоставил комиссии по просвещению право объявлять государственной монополией сроком не более чем на пять лет сочинения, которые подлежат изданию. Декрет объяснял, что эти произведения переходят таким образом "из области частной собственности в область общественности". Продолжил эту линию декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 г. "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений". Он предоставлял возможность признавать достоянием РСФСР любые произведения, а авторам произведений, объявленных государственным достоянием, обеспечивался гонорар по установленным ставкам, а в соответствии с декретом "Об отмене наследования" от 27 апреля 1918 г. декрет от 26 ноября отрицательно решил вопрос о переходе авторского права по наследству, однако наследникам гарантировалось содержание в размере прожиточного минимума. Декрет от 10 октября 1918 г. "О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства" объявил недействительными все договоры издательств с авторами, по которым литературные, художественные или музыкальные произведения перешли в полную собственность издательств.

Следующий этап развития авторского права связан с принятым 8 октября 1928 г. Законом "Об авторском праве". Право авторов на созданное ими произведение в большинстве случаев стало пожизненным, использование использование произведений допускалось только на основе договоров с авторами. И тем не менее, не считался нарушением авторского права перевод произведения, публичное исполнение опубликованных произведений с выплатой автору гонорара. Однако по сравнению с периодом военного коммунизма данный этап следует рассматривать как период постепенного восстановления и расширения авторских прав.

В начале 60-х  годов в ходе проводившейся в  тот период кодификации законодательства нормы авторского права были существенно  пересмотрены в направлении дальнейшего  расширения прав авторов и укрепления их позиций в отношениях с организациями, использующими их произведения. В 1973 г. СССР становится участником Женевской конвенции об авторском праве и в советском законодательстве впервые закрепляется право автора на перевод произведения, срок действия авторского права после смерти автора возрастает до 25 лет, расширен круг субъектов авторского права.

В связи с распадом Советского Союза многие нормы авторского права, которые значительно расширяли  права авторов, исключив свободное  использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также публичное исполнение без согласия автора, продлили срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора и вступили в силу лишь в июле 1992 г., как раздел V Основ гражданского законодательства.

И вот 3 августа 1993 г. вступил в действие Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", с принятием которого утратили силу многие нормативные акты, ранее регулирующие институт авторского права силу раздел V Основ гражданского законодательства. Указанный закон действует до 01.01.2008 года.

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ, вступившем в силу с 01.01.2008 г. интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами2.

Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное  право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора  на имя;

4) право на  неприкосновенность произведения;

5) право на  обнародование произведения.

В случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения наряду с правами, указанными в данной статье, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Информация о работе Формы и способы защиты авторского права в Российской Федерации