Факторинг в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:06, реферат

Описание работы

Практически с самого своего возникновения после дефолта 1998-го рынок факторинга ежегодно удваивался. Доля рынка факторинга в ВВП европейских стран, по данным International Factors Group, в среднем составляет около 6%.Однако, если в начале своего развития никто просто не знал, что такое факторинг, то сейчас серьезной угрозой для дальнейшего развития становится то, что разные компании и банки под одним и тем же термином предлагают, по сути, разные услуги.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………2
1.Основные термины и определения……………………………………………………..3
2.История развития факторинга…………………………………………………………..6
3.Факторинг в Казахстане………………………………………………………………..10
4.Факоринг. Общие положения……………………………………………………13-34
4.1. Понятие и сущность факторинга…………………………………………13
4.2. Элементы договора факторинга…………………………………………..20
4.3. Функции факторинга……………………………………………………....26
4.4. Виды факторинга………………………………………………………......27
4.5. Факторинговые услуги.
Механизм факторингового обслуживания…………………………………34
5.Отличие факторинга от кредита………………………………………………………35
6.Преимущества факторинга…………………………………………………………....38
7.Факторинг в вопросах и ответах……………………………………………………...40
8.Пример договора факторинга…………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………………..55
Литература…………………………………

Файлы: 1 файл

факторинг.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

Денежное требование, являющееся предметом уступки, должно быть определенно в договоре клиента с финансовым агентом таким образом, чтобы идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование – не позднее, чем в момент его возникновения.

При уступке  будущего денежного требования оно  считается перешедшим к финансовому агенту после того, как возникло само право на получение от дебитора денежных средств, которые стали предметом уступки требования, предусмотренной договором

По характеру  выплачиваемого финансирования:

− по графику;

− по требованию.

 

По выплатам финансирования:

− в процентах  от суммы поставок;

− в твердой  сумме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторинговые услуги

 

 

Факторинговые услуги включают в себя целый комплекс мероприятий:

  • первоначальный анализ и последующий мониторинг рисков, связанных с покупателями товаров и услуг;
  • предоставление денежных средств на пополнение оборотных средств;
  • учет и контроль расчетов с покупателями и заказчиками;
  • мероприятия, направленные на своевременную оплату дебиторской задолженности;
  • прием и обработка платежей покупателей и заказчиков.

Механизм факторингового обслуживания

1.  - Поставка товара с отсрочкой платежа

2.  - Передача Фактору документов, подтверждающие отгрузку (накладные, счета-фактуры, доверенности)

3.  - Финансирование Поставщика в размере до 90% от суммы предоставленных накладных

4.  - Покупатель платит Фактору 100% от суммы отгрузки, согласно контракта.

5.  - Перечисление Фактором от 10% оставшихся средств (за вычетом факторинговой комиссии)

 

 

 

 

 

Отличие факторинга от кредита 

 

 

         Финансирование поставок товаров  при факторинге предусматривает,  что после поставки продавцу  Фактор выплачивает в качестве финансирования значительную часть суммы поставки. Размер досрочного платежа может составлять от 50% до 90% от суммы поставки. Остаток (сумма поставки минус сумма финансирования минус комиссия Фактора) выплачивается Клиенту в день поступления денег от дебитора.

        Как правило, ограничений по минимальным суммам нет. В ходе факторингового обслуживания может быть профинансирована поставка на любую, даже самую незначительную сумму.

       Поскольку факторинговая комиссия представляет собой фиксированный процент от оборота клиента, то потеря клиентом любого из дебиторов приведет к убыткам Фактора. Понимая это, Фактор всегда избегает действий, которые могут спровоцировать конфликт между клиентом и его дебитором, и может прибегнуть к ним только при согласовании этих действий с клиентом.

     Факторинг нужен компании, которая хочет обеспечить рост продаж своих товаров, используя оборотные средства, предоставляемые Фактором. Если объем продаж клиента вырастает, то это обеспечит и рост объема финансирования со стороны Фактора.

 

 

 

Кредит 

 

Факторинг 

 

Кредит возвращается Банку заемщиком 

 

Факторинговое финансирование погашается из денег, выплачиваемых  дебиторами клиента 

 

Кредит выдается на фиксированный срок 

 

Факторинговое финансирование выплачивается на срок фактической отсрочки платежа  

 

Кредит выплачивается  в обусловленный кредитным договором  день 

 

Факторинговое финансирование выплачивается в  день поставки товара 

 

Кредит, как  правило, выдается под залог 

 

Для факторингового финансирования никакого обеспечения не требуется. 

 

Кредит выдается на заранее обусловленную сумму 

 

Размер фактического финансирования не ограничен и может  возрастать по мере роста объема продаж клиента 

 

Кредит погашается в заранее обусловленный день  

 

Факторинговое финансирование погашается в день фактической оплаты дебитором поставленного товара 

 

Для получения  кредита необходимо оформлять огромное количество документов 

 

Факторинговое финансирование выплачивается автоматически  при предоставлении накладной и счета-фактуры 

 

Погашение кредита  не гарантирует получение нового  

 

Факторинговое финансирование может продолжаться бессрочно 

 

Затраты на уплату процентов по банковскому кредиту  относятся на себестоимость не в  полном объеме 

 

Факторинговая комиссия полностью относится на себестоимость 

 

При кредитовании помимо перечисления денег Банк не оказывает заемщику никаких других услуг 

 

Факторинговое финансирование может сопровождатться  управлением дебиторской задолженностью


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преимущества факторинга

 

1.  Для факторингового обслуживания не требуется залогов и оформления большого количества документов.

2.  При помощи факторинга увеличивается скорость оборота денежных средств

3.  При помощи факторинга Поставщик избегает кассовых разрывов

4.  Размер фактического финансирования может увеличиваться по мере роста объема продаж, что позволяет предприятиям увеличивать свои обороты.

5.  Факторинговое финансирование предоставляется  не зависимо от полученных банковских кредитов.

6.  В ходе факторингового обслуживания может быть профинансирована поставка на любую, даже самую незначительную сумму.

Факторинговые услуги, предоставляемые тем или  иным банком, могут сыграть ключевую роль в деле достижения успеха компании потому, что стабильность денежных потоков является одним из основных факторов стабильности бизнеса и предпосылкой для его дальнейшего развития. Используя факторинговые продукты, предлагаемые различными банками, возможно сразу же получение денежных средств за товары (услуги), отгруженные покупателям с отсрочкой платежа.

Так, многие конкурентоспособные  российские банки в настоящее  время предлагают следующие условия  факторингового обслуживания, безусловно, относящиеся к преимуществам: 

- до 90% от стоимости  поставки может быть выплачено в течение 24 часов с момента предоставления отгрузочных документов в банк

- применение  банком согласованной с Клиентом  политики в области управления  дебиторской задолженностью 

- В рамках  предоставления факторинговых услуг  помощь Клиенту отстраивать систему кредитного менеджмента 

- Для целей  выработки оптимальных условий  факторингового обслуживания, принятие  во внимание специфику работы  компании: количество покупателей,  наличие иностранных контрагентов, наличие или отсутствие в компании  кредитного менеджмента,  географию работы Компании, конкурентную среду, ситуацию в отрасли и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторинг в вопросах и ответах (интерьвью  с генеральным директором фактолинговой компании «First Factoring Company»Толегеном Мулдашевым)

 

Факторинг, форма коммерческого финансирования производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа, получил свое развитие в Казахстане в посткризисном 2009-м году, однако до сих пор остается на рынке кредитования "темной лошадкой". О том, чем такое финансирование отличается от банковского кредита, и что препятствует развитию факторинговых услуг в Казахстане, рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" генеральный директор специализированной факторинговой компании First Factoring Company Толеген Мулдашев.

- Толеген Закарьевич, расскажите, где впервые появились  факторинговые компании и что  стало катализатором для зарождения  рынка факторинговых услуг в  Казахстане?

- Факторинг,  как индустрия коммерческого  финансирования, в развитых странах мира существует достаточно давно. Она получила свое развитие еще в недрах таких компаний, как General Electric, Hewlett Packard, где создавались специальные подразделения для оказания финансовых услуг своим клиентам. В Европе размер индустрии коммерческого финансирования составляет порядка 10% ВВП. Он хорошо развит в Англии, Франции, Италии, Германии и представлен большими независимыми компаниями и дочерними банковскими структурами. В США факторинг тоже довольно распространен, но имеет отличный от европейского формат - очень много небольших компаний, представляющих зачастую семейный бизнес.

В Казахстане, к  сожалению, факторинг практически  не существовал вплоть до 2009 года. Скорее всего, это объясняется агрессивным  формированием банковской индустрии в начале 2000-х годов, когда компании успешно пользовались благоприятной обстановкой и наблюдался ненормальный рост банковских активов. Банковская индустрия в Казахстане тогда очень быстро выросла, и возможности, да и необходимости для развития альтернативных финансовых услуг просто не было. Банки давали деньги всем. Дешево и без залогов. Но пришел кризис, который показал, что банковское кредитование достаточно сильно подвержено влияниям мировых экономических тенденций. Особенно это было заметно в Европе: если сравнивать, как проявил себя банковский сектор и коммерческое финансирование, можно констатировать, что банковский сектор упал, а факторинг лишь приостановил свой рост. В Казахстане кризис тоже сделал свое дело: банки просто остановили кредитование, оставив без финансирования казахстанский бизнес. Особенно пострадали компании малого и среднего предпринимательства, и, если бы не своевременная поддержка государства, кризис в нашей стране мог бы затянуться надолго.

В 2009-м, в первый же посткризисный год, мы создали свой факторинговый бизнес. До того момента в Казахстане факторинг присутствовал в отдельных банках в виде продукта, но не имел большого применения. По сей день банки трактуют факторинг как кредит без залога. Некоторые лизинговые компании также предлагали подобные услуги, но мы, по сути, были первой специализированной компанией, которая начала развивать факторинг на казахстанском рынке. Сейчас в Казахстане работает шесть небольших факторинговых компаний.

- Но некоторые банки по-прежнему имеют факторинг в своей линейке продуктов?

- Да, в ряде  банках остались эти продукты, - АТФ, Центркредит, Альфа-банк. Альфа-банк, кстати, наиболее активен в этой  отрасли по сравнению с остальными. У него российские корни, а  в России факторинг начал активно  развиваться еще в начале 2000-х годов. Сейчас в России эта индустрия уже довольно развита, ее объем составляет примерно 1,5% ВВП.

- А казахстанские предприниматели по-прежнему предпочитают банковский кредит?

- Факторинговый  продукт для местного рынка  нов и непонятен, зато банковское кредитование нашим бизнесменам отлично знакомо. Соответственно, факторинг они сравнивают с услугами банков, представляя его обычным беззалоговым кредитом. Они сопоставляют банковские процентные ставки по кредиту и факторинговые комиссии, делая выбор в пользу более дешевого, но менее доступного банковского продукта. Факторинг – дорогое финансирование, но очень эффективное.

- Насколько факторинг дороже, чем банковский кредит?

- Примерно вдвое.  Но в абсолютном выражении  комиссии факторинговых компаний составляют небольшую сумму. Существует два вида комиссии – за использование предоставленных денег и за управление дебиторской задолженностью, то есть непосредственно за факторинговые услуги. В общей сумме эти комиссии не превышают в месяц около 2,5-3% от суммы поставки.

- Какие, помимо это, есть отличия в работе с факторинговым инструментом у банков и специализированных компаний?

- Основное отличие  работы факторинговых компаний  от банковского подхода к данному  инструменту – это принцип  риск-менеджмента. Банки оценивают риски заемщика, тогда как в факторинге оценивается риск покупателя продукции, то есть заемщиком, по факту, является покупатель продукции.

В целом, банки  не очень активны в этой сфере  финансирования, и, полагаю, еще не скоро станут активными. Одной из причин их инертности в отношении факторинга является то, что в классификации Национального банка банковских активов факторинг как отдельный вид активов отсутствует, поэтому банки вынуждены классифицировать его как кредит без залога и создавать резервы при выдаче факторингового финансирования.

- Каков средний объем финансирования, предоставляемого факторинговой компанией, сколько составляет среднегодовой оборот такого бизнеса в Казахстане?

- Размер фондирования  нашей компании сейчас не превышает 300 млн тенге, средства на клиентов мы стараемся диверсифицировать – порядка 10-30 млн тенге. Есть клиенты, которые получают и 50 млн тенге, но, повторюсь, портфель должен быть диверсифицирован. Направлять большие средства на одного клиента – это всегда риск.

На данный момент мы обслуживаем порядка 15 клиентов. За девять месяцев 2012 года мы обслужили 22 компании, а наш факторинговый  оборот составил за этот период 2,3 млрд тенге. По сравнению с прошлым  годом этот показатель вырос более  чем в два раза.

- Ваши клиенты – в основном представители малого и среднего бизнеса. Опишите типичный профайл компаний, пользующихся факторинговыми услугами?

Информация о работе Факторинг в Казахстане