Честь, достоинство и деловая репутация в системе нематериальных благ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение и исследование одного из видов личных неимущественных прав – права на честь, достоинство и деловую репутацию граждан и юридических лиц, а также непосредственная защита этого права и ее особенности.
В работе поставлены следующие задачи: определить сущность нематериальных благ; дать понятие чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций; исследовать способы и порядок защиты указанных нематериальных благ; обозначить проблемы возмещения морального вреда за распространение несоответствующей действительности информации

Содержание работы

Введение 2
Честь, достоинство и деловая репутация в системе нематериальных благ 3
Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации 10
Проблема возмещения морального вреда 20
Заключение 26
Список использованной литературы: 27

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 59.98 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 2

Честь, достоинство  и деловая репутация в системе  нематериальных благ 3

Порядок защиты чести, достоинства и деловой  репутации 10

Проблема  возмещения морального вреда 20

Заключение 26

Список использованной литературы: 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

          

В современных условиях защита прав человека все более очевидно становится основополагающей общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей.  Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.

Первым официальным документом, провозгласившим права и свободы человека, также гарантировавшим их, стала Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая в 1948. Статья 1 всеобщей декларации гласит «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Действующая Конституция  Российской Федерации (ч.1 ст.23) предусматривает  право каждого на защиту своей  чести и доброго имени. Часть 1 статьи 21 Конституции гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Каждый   имеет право на защиту своей чести и доброго имени.

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение и исследование одного из видов личных неимущественных прав – права на честь, достоинство и деловую репутацию граждан и юридических лиц, а также непосредственная защита этого права и ее особенности. 

В работе поставлены следующие  задачи: определить сущность нематериальных благ; дать понятие чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций; исследовать способы и порядок защиты указанных нематериальных благ; обозначить проблемы возмещения морального вреда за распространение несоответствующей действительности информации

 

Честь, достоинство  и деловая репутация в системе  нематериальных благ

 

Вопрос о чести и достоинстве всегда был особенно важен для большинства государств Европы и Азии, наша страна является местом, которое соединило системы ценностей этих континентов. В соответствии с общепризнанными принципами международного права, каждому лицу, индивиду присущи такие нематериальные блага, как честь и достоинство. Честь - это общественная оценка личности, определенная мера духовных социальных качеств гражданина. Достоинство - внутренняя самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения. Категории чести и достоинства, в частности, определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности. Еще в древней Греции и древнем Риме понятия чести и достоинства соизмерялись с уважением к личности, соотносились с моралью и правом.

Честь является категорией исторической, ибо она возникла с  появлением человеческого общества, поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии отменить эту нравственную категорию. Следовательно, пока существует человеческий коллектив, его отдельные  члены будут подвергаться определенной оценке со стороны окружающих лиц.

Понятия и представления  о чести  складывались и формировались  в процессе нравственной практики того или иного общества, в результате общения людей между собой, поэтому содержание чести является социальным. При этом общественная оценка не зависти от воли и желания самого оцениваемого лица, как известно , вся жизнедеятельность человека проходит под контролем общества и именно общество формирует оценку нравственных качеств каждого конкретного человека.

При определении понятия  чести различают два аспекта - объективный и субъективный, личный. Честь - это и общественная оценка общественного признания, и стремление поддержать свою репутацию. Ее содержание является социальным, то есть не зависящим  от индивидуального человека, а принадлежащим нравственным принципам. Честь, прежде всего выступает как оценочная категория, направленная от общества к личности.

Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она заключается  в способности человека оценивать  свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление которых  в данном обществе расценивалось  бы как бесчестье, и в его способности  действовать в соответствии с  принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами.

Каждому человеку, таким  образом, приходится волей-неволей  примиряться с тем, что другие люди судят о его поступках  по-своему. Он не может подчиниться  началу свободного выбора.

Необходимо отметить, что  гражданин пользуется и внешней  честью, исходящей  от государства. Подвергать этической оценке каждое отдельное лицо государство не  может. Вот почему перед суждением государства все граждане совершенно равны. В этом плане никто здесь  не пользуется преимуществом из-за своих индивидуальных особенностей.

Как правило, государство интересуют поступки людей лишь по стольку, поскольку затрагивается его право. Уважение со стороны государства к гражданам отличается от уважения людей друг к другу. В уважении одними людьми других существует множество различных вариантов и суждений; в уважении государства существует только одна гражданская честь, которая оказывается  в равной мере каждому лицу и которая исчезает в случае уголовного наказания.

Объективный характер критерия нравственности не допускает субъективного, произвольного толкования того, что  является честью или бесчестием. В  то же время нельзя отрицать возможности  формирования неправильной общественной оценки в отношении конкретного  человека или группы людей. Таким  образом, честь является категорией, отражающей достоинства индивида в  сознании других людей, общественная его  оценка. Под честью  понимается положительная  репутация человека.

В единстве с честью, понимаемой в обществе как определенная социальная оценка человека, находится категория  достоинства, которая является своеобразным отражением этой социальной оценки в  сознании самого носителя. Иными словами, достоинство - это самооценка личности, основанная на его оценке обществом. Такая неразрывная связь чести и достоинства вполне объяснима, так как находясь в определенном коллективе или в общества целом, человек не может не считаться с тем, как его оценивает коллектив, общество. В результате этой общественной оценки, в сознании человека как конкретного индивида складывается представление о себе как члена определенного коллектива, общества; о своем месте и значении для этого коллектива и данного общества.

Достоинство того или иного  человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с  точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством. Однако человек также  обладает определенной ценностью и  безотносительно к его индивидуальным качествам, социальному положению, профессиональной принадлежности. Такой  ценностью и является человеческое достоинство.1

Достоинство также как и честность, сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, они обуславливаются общественными отношениями и зависят от них.

Признание обществом достоинства  личности, означает определенную оценку всех моральных качеств, которыми она  обладает. Все, что аморально в  человеке, осуждается обществом. Чем сильнее развито в человеке чувство уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость, чуткость, честность, искренность, скромность и т.д., тем большую ценность он представляет для общества, тем более высокую оценку его он получает. Отсюда необходимо воспитание этих качеств человека с первых дней его жизни. Определяющим в формировании достоинства является отношение человека к окружающей его действительности, взаимоотношение с тем коллективом, в котором он находится: сад или школа, высшее учебное заведение или трудовой коллектив.

В общем виде достоинство  представляет собой своеобразную совокупность положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может  рассматриваться как социальная значимость того или иного лица, обусловленная его общественно  полезными свойствами.

Честь и достоинство состоят  в неразрывной связи, об этом свидетельствует  то, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Но, не смотря на эту связь, между общественной оценкой лица и его внутренней самооценкой существуют различия. Они заключаются в том, что честь - это объективное общественное свойство, а в достоинстве главное, субъективное отношение к нему самого лица, то есть самооценка. Из сказанного можно сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной зависимости от его воспитания, от внутреннего, духовного мира,   особенностей его психического склада. В конечном итоге, от способности человека должным образом оценить то мнение, которое сложилось о нем у окружающих.

В органической связи с  честью и достоинством находится такое понятие как «репутация». При этом, если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении и их самооценки, то понятие чести наоборот, дифференцированно оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации.2

Репутация человека зависит  от него самого, так как формируется  на основе его поведения. На сколько  человек дорожит своей репутацией, судят по его поступкам. "Что  человек делает, таков он и есть", - писал Гегель. Репутация может быть положительной или отрицательной и имеет подвижный характер в зависимости от того, на какой информации она базируется. Под репутации юридических лиц и частных предпринимателей, как правило, понимают деловую репутацию. Под деловой  репутацией юристы понимают совокупность качеств и оценок: «потребителей, коллег по работе, избирателей и персонифицируется среди других профессионалов в этой области»3. Исходя из этого, под деловой репутацией следует понимать и те ассоциации, которые вызывает деятельность каждого отдельного предпринимателя, группы лиц или юридического лица у широкой общественности, у других юридических лиц в данном государстве и за его пределами.

Деловая репутация представляет собой частный случай репутации  вообще и являет собой сложившееся  мнение о  положительных или отрицательных качествах коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического лица в сфере делового оборота, в том числе в сфере предпринимательства.

Носителем деловой репутации  может быть любой индивидуально-определенный хозяйствующий субъект:

а) гражданин-предприниматель 

б) гражданин, работающий по общегражданскому договору

в) гражданин, работающий по контракту;

г) юридическое лицо.

Вопрос о чести, достоинстве  и деловой репутации - это, прежде всего вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении. Поэтому необходимо их нормативное закрепление. Статья 150 Гражданского Кодекса Российской Федерации4 устанавливает право на честь, достоинство и деловую репутацию, и относит их к категории неимущественных прав. Речь идет о благах, лишенных материального, имущественного содержания. Они неразрывно связаны с личностью носителя: не могут отчуждаться или передаваться иным способом другим лицам, ни по каким основаниям. Нематериальные блага граждане и юридические лица приобретают либо в силу рождения, создания, либо в силу закона. Так, жизнь, здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя - это те блага, которые гражданин приобретает при рождении. А вот правами на неприкосновенность частной жизни, свободу передвижения и выбора места жительства гражданин обладает в силу закона. Применительно к юридическим лицам, в соответствие с обязательной государственной регистрацией в регистрационной палате того региона в котором создается юридическое лицо, ему присваивается регистрационный номер и выдается лицензия на осуществление коммерческой деятельности с этого момента возникают  такие нематериальные блага, как деловая репутация, а в силу закона - право на фирму, товарный знак и т. д.

Для того чтобы раскрыть понятие и содержание права на честь, достоинство и деловую  репутацию, необходимо уяснить, какие  действия может совершать субъект  этого права, каким должно быть его  поведение. Каждый субъект права, помимо возможности иметь субъективные права и обязанности, наделяется определенной совокупностью политических, имущественных, личных субъективных прав, определяющих его правовое положение. В число этих прав входит право на честь, достоинство и деловую репутацию. Эти права возникают не в результате осуществления правоспособности, а наряду с ней являются элементами правосубъектности гражданина или организации.

Гражданское право до момента  нарушения чести и достоинства  или деловой репутации личности или иного объекта охраняет эти  личные неимущественные отношения  путем всеобщей обязанности воздерживаться от их нарушения. Только с момента  их нарушения нормы гражданского права способны регулировать возникшие  отношения.

Право на честь и достоинство  следует рассматривать как особое субъективное право, его сущность заключается в праве каждого гражданина  на неприкосновенность его чести и достоинства и в возможности требовать от всех других физических и юридических лиц воздержания от нарушения этого права, как и юридическое лицо, имеет право на неприкосновенность деловой репутации.

Информация о работе Честь, достоинство и деловая репутация в системе нематериальных благ