Брак по семейному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение сущность и правового регулирования института брака в семейном законодательстве Республики Беларусь.
Для достижения указанной цели автор поставил перед собой следующие задачи:
 проследить историю возникновения и развития брачно-семейных отношений как общественного, а затем, как правового института;
 дать общее понятие брака по действующему законодательству Республики Беларусь;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………........
ГЛАВА 1. Общее понятие и сущность брака………………………
1.1. История развития брачно-семейных отношений и их общественно-правового закрепления……………….
1.2. Современное понятие сущности брака…………….
ГЛАВА 2. Правовые основания, условия и порядок заключения брака……………………………………………………....
2.1. Условия заключения брака. Брачный возраст……..
2.2. Порядок заключения брака…...……………………..
ГЛАВА 3. Брачный договор – современное закрепление взаимоотношений между супругами …………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

Брак по СП РБ (курсовая).doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

Русский социолог П.А. Сорокин в  своей работе «К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян» пришел к следующим выводам: «...1) почти у всех исследованных народов счет родства по матери предшествует счету родства по отцу; 2) на первичной ступени половых отношений, наряду с временными (обыкновенно краткими и случайными) моногамистическими сношениями, господствует широкая свобода брачных сношений, которая является характерной для данной эпохи; 3) эволюция брака состояла не в чем ином, как в постепенном ограничении этой свободы половой жизни, или, выражаясь иначе, в постепенном уменьшении числа лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или... мужчину)». Результаты П.А. Сорокина подтвердили правильность выводов Льюиса Г. Моргана.

Наряду с научными теориями существуют клерикальные концепции происхождения семьи и ее основы – брака. Классические канонические правила представляют брак как «самое полное (физическое, нравственное, экономическое, юридическое, религиозное) общение между мужем и женой». Церковь утверждала и утверждает, что семья – освященный Богом союз мужчины и женщины, который не претерпевал никакого исторического развития. Брак – это таинство. «Верующие не могут придерживаться учения, сторонники которого утверждают, что на земле имеются настоящие люди, не происходящие от Адама, как праотца всех путем естественного рождения... В самом деле, нет никакого способа согласовать подобные учения с тем, что сказано о первородном грехе в источниках божественной истины и что разъяснено в церковных постановлениях. Этот грех ведет свое начало от действительно личного греха, совершенного Адамом, и, распространившись на всех путем рождения, вновь пребывает в каждом». Каноническое право говорит о том, что основная цель семьи – рождение и воспитание детей, а цель второго плана – взаимопомощь, доказательство супружеской любви и удовлетворение естественного желания, стремиться к которому супругам не возбраняется при условии, что не               извращается природа естества и тем самым выполняется основная цель супружеских отношений.

Согласно другой массовой религии – исламу – брак не совершается на небесах и не является таинством. Брак для мусульман – это прежде всего социальный договор, налагающий на обычных мужчин и женщин равные обязательства и предоставляющий им равные права. Мусульманский брак не принято рассматривать как законный способ удовлетворения сексуальных потребностей, хотя эта сторона брачной жизни весьма важна; мусульмане видят в своих женах будущих матерей. И эта религия видит главное предназначение брака – рождение и воспитание детей. Создание семьи почитается делом весьма важным, поскольку создается семья всей жизнью и на всю жизнь.

Договорную природу брака определяли и сторонники естественного права. А. Бебель вообще провозгласил брак «договором между частными лицами» без посредничества государственных чиновников. В. фон Гумбольдт, поддерживая позицию А. Бебеля, утверждал, что «государство должно полностью устранить брак из сферы своего внимания, предоставив его как целиком, так и в его модификациях свободной воле индивидов на основании заключенных ими договоров». С таким мнением нельзя согласиться, поскольку вмешательство государства и права в эту сферу частной жизни человека направлено прежде всего на охрану прав и интересов более слабых лиц (физически более слабых), которыми являются женщины. Женщина, как правило, ведет домашнее хозяйство, занимается воспитанием детей (взросление детей занимает значительный срок). И опять же, все связано с распределением репродуктивных функций среди людей самой природой, что, в свою очередь, определяет место женщины в семье, в обществе. По результатам исследования Американской ассоциации юристов, средние затраты времени в неделю на ведение семейных дел у женщин в 2,2 раза выше чем у мужчин, что, безусловно, оказывает прямое влияние на возможность женщин реализовать права на образование и труд, и способствует экономической их зависимости от мужчин (мужей).

1.2 Современное понятие  сущности брака

 

В современной юридической науке  относительно правовой природы брака  высказываются следующие точки  зрения: брак-договор, брак-статус, брак-партнерство. В других источниках: брак – таинство, брак – институт особого рода. Теория брака – договора восходит к древнеримскому праву, где основные формы вступления в брак носили признаки гражданско-правовой сделки. Брак-статус связывается с длящимся характером отношений супругов, и приобретением нового семейного положения: «женат», «замужем». В настоящее время стало актуальным признавать за браком качество партнерства, но данная концепция брака мало чем отличает его от брака-договора. Брак-таинство рассматривался каноническим правом в период нахождения брачных отношений под юрисдикцией церкви. Точка зрения на правовую природу брака как на институт особого рода позволяет обозначить самостоятельный характер данной категории, отличной от всех других правовых явлений. Представляется, что определение брака как института особого рода более всего соответствует его сущности. Несмотря на различные теории и дефиниции, одно остается неизменным: брак – это союз мужчины и женщины с целью создания семьи.

В позитивном семейном праве редко  встречаются легальные дефиниции  брака. Безусловно, это объясняется  сложностью самого феномена брака. Современные исследователи делают вывод о том, что юридическое определение брака было бы неполным, так как не могло бы охватить существенные признаки брака, лежащие за его пределами. Представляется, что если какие-то отношения супругов праву безразличны, то и нет необходимости указывать на них в легальной дефиниции. Первые юридические определения брака встречаем в римском праве. Модестин в Дигестах писал: «Брак является пожизненным союзом мужчины и женщины, единением в божественном и человеческом праве». Вряд ли можно считать первую легальную дефиницию брака удачной, поскольку в ней не содержалось указания на существенные признаки брака как особой правовой категории.

Дореволюционные цивилисты, предпринимая попытки объяснить природу брака, выделяли два аспекта, не претендуя  при этом вывести идеальную юридическую дефиницию. Так, Д.И. Мейер писал: «С точки зрения религии брак представляется учреждением, состоящим под покровительством божества; по учению же православной церкви – даже учреждением, совершаемым с его участием, – таинством. Равным образом и закон нравственный независимо от религии принимает в свою область учреждение брака и признает его союзом двух лиц разного пола, основанным на чувстве любви, который имеет своим назначением – пополнить личность отдельного человека, неполную в самой себе, личностью лица другого пола...». Г.Ф. Шершеневич считал, что основанием возникновения брака является договор, но брачное правоотношение, по его мнению, гражданским обязательством не является, поскольку предполагает не совершение определенных действий, а общее на всю жизнь, и имеет больше нравственное, а не экономическое содержание. Брак же он определял как «союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме». С точки зрения К.П. Победоносцева, «сущность брака – в условиях физической и душевной природы человека, а не только юридическое соединение воль». По его мнению, побуждение к браку и его цель – это исполнение закона природы, в силу которого личность человека ищет себе дополнения и усовершенствования в такой личности другого пола. Им же предпринята попытка определить потребность человека к браку на разных ступенях общественного развития: от грубого инстинкта животной природы до единения и целостности раздвоенной на два пола природы человека.

В первые годы становления советской  власти право законодательно закрепило концепцию брака как «договора без правовых формальностей», предусмотрев неформальное и заключение брака и его расторжение, что было подвергнуто критике со стороны зарубежных юристов.

Современные ученые пытаются через  дефиницию раскрыть феномен брака  в обществе и праве. Так, по мнению Н.В. Орловой, попытка дать легальное          определение понятия брака была бы бесплодной, поскольку это комплексный институт и юридическое определение неизбежно было бы неполным, ибо оно не могло бы охватить существенные признаки брака, лежащие за пределами права. Вместе с тем она указывает на важность точного и полного определения понятия брака как одного из важнейших правовых институтов, поскольку это определение нужно для отграничения брака от близких по содержанию правоотношений, а следовательно, для правильного применения закона.

Многие дефиниции, предложенные учеными, или не раскрывают сущности брака, или  слишком трудны для восприятия и  понимания, даже специалисту в области юриспруденции. Например, «юридизированное» определение Н.Г. Юркевич: «Брак... есть возникающее в результате санкционированного государством соглашения сторон пожизненное (в принципе) правовое отношение между мужчиной и женщиной, содержание которого составляют предопределяемые императивными нормами закона субъективного права и юридические обязанности, опосредующие в установленных законом пределах общение сторон в интересах их самих, детей (если такие имеются) и общества». А вот формулировка М.Т. Оридорога не определяет правовой сущности этого социального учреждения, поскольку она понимает под браком юридически признанную и основанную на любви духовную и физическую общность мужчины и женщины, обеспечивающую рождение детей и их воспитание. А.М. Беляковой предложено следующее определение брака: «...это юридически свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Брак основывается на чувстве любви, подлинной дружбы и уважения, нравственных принципах построения семьи в нашем обществе». Наиболее удачны с правовой точки зрения дефиниции А.И. Пергамент, В.И. Бошко, В.А. Рясенцева, Г.М. Свердлова, В.П. Шахматова, хотя и они имеют недостатки. А.И. Пергамент определяла брак как «заключенный в органах записи актов гражданского состояния свободный пожизненный союз между мужчиной и женщиной, основанный на полном равноправии, на взаимной любви и уважении сторон, целью которого является образование семьи».

Безусловно, любовь и уважение важны  в браке, но, к сожалению, юридически безразличны. В качестве недостатка данного определения можно отметить отсутствие указания на необходимые для действительности брака обстоятельства (добровольность, брачное совершеннолетие, единобрачие, отсутствие запрещенных степеней родства). Дефиниция Г.М. Свердлова: «Брак представляет собой свободный и добровольный моногамный союз равноправных мужчины и женщины, образующий семью, порождающий права и обязанности супругов, заключаемый с соблюдением правил, установленных законом», очень близка по смыслу к определению В.П. Шахматова: «Брак – это союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключенный с соблюдением предусмотренных законом условий и оформленный в установленном или признаваемом правом порядке». Обе формулировки указывают на существенные признаки брака: союз мужчины и женщины, заключаемый с соблюдением установленных условий и порядка. Главное замечание сводится к тому, что одно неизвестное – брак определяется через другое – семья. Однако данное замечание несостоятельно ввиду того, что брак и семья – нетождественные понятия, семья значительно шире, чем брак, поскольку брак всегда образует семью, более того, действующее законодательство закрепляет цель создания семьи в качестве условия действительности брака (ст. 12 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье). Вместе с тем, поскольку заключенный в установленном порядке брак может быть признан недействительным только в судебном порядке, даже при нарушении положительных и отрицательных условий его законности юридически будет существовать брак, не направленный на образование семьи. Значение терминов «брак», «семья» и их соотношение определяется и в справочной литературе. Так, Д.Н. Ушаков раскрывал понятие «брак» через сожительство супругов, совокупность бытовых и правовых отношений, связывающих мужа и жену; понятие «семья» толковал как группу людей, состоящую из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. У В.И. Даля брак – законный союз мужа и жены; супружество; таинство венчания, соединение четы церковью; а семья – совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. Приведенные интерпретации брака смешивают его с понятием семьи и указывают на его естественный и правовой характер.

Компиляцией всех юридических определений может стать следующая легальная дефиниция брака, которую следовало бы закрепить в ст. 12 КоБС Республики Беларусь: «Брак – это добровольный, в принципе, пожизненный союз мужчины и женщины, достигших брачного возраста, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния при отсутствии препятствующих заключению брака обстоятельств, порождающий правоотношения супружества, как личного, так и имущественного характера, заключаемый с целью создания семьи (ведения общего хозяйства, совместного проживания, рождения и воспитания детей)». Возможно, что законодательная фиксация данной правовой категории будет способствовать социально-правовой прочности данного института.

Брак как союз мужчины и женщины  в современном обществе является не единственной моделью урегулирования половых отношений. Однако отечественное законодательство признает лишь разнополые браки. Вместе с тем праву зарубежных стран известны аналоги института брака для однополых лиц. И имеют они не только различные названия, но и различаются по своей природе. В одних случаях подобные союзы признаются семейно-правовыми, в других – гражданско-правовыми. Итак, многие иностранные правопорядки признают в качестве основы семьи аналоги института брака – зарегистрированное партнерство, социально-экономическое партнерство, пожизненное партнерство, гражданское партнерство, партнерство, сожительство и др. Наше общество в целом не готово принять гомосексуальные семьи. В Беларуси права лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией почти не обсуждаются как широкой общественностью, так и правозащитным сообществом. Иногда в юридической литературе высказываются мнения по этому вопросу, являющиеся диаметрально противоположными: «за однополые союзы» и «категорически против». Или встречаются отдельные упоминания, без исследования существа вопроса.

Итак, «ядром» семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации составов семей строятся в зависимости от добавления к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. Вместе с тем современному обществу известны следующие способы создания семьи: усыновление (удочерение) одиноким усыновителем несовершеннолетнего ребенка; принятие на воспитание в приемную семью одиноким воспитателем ребенка (детей); рождение ребенка в результате фактического сожительства его родителей; рождение ребенка одинокой матерью; фактическое сожительство мужчины и женщины; совместное проживание родственников различной степени родства; союз однополых лиц. Однако, как отмечалось выше, не все названные формы семьи признаются правом.

Таким образом, можно сделать вывод, что брак по своей природе является универсальным способом создания семьи – основной ячейки общества и что это социальное учреждение постоянно эволюционирует с прогрессивной направленностью, несмотря на множественные прогнозы о кризисе семьи и брака. Безусловно, брак – это не просто биологический и социальный союз мужчины и женщины, выполняющий репродуктивные функции в обществе, но куда более сложный организм, находящийся под «опекой» государства и права. Именно право своим воздействием превращает связь мужчины и женщины в правоотношение, наделяя их при этом специальным статусом с закреплением особых прав и обязанностей.

 

Глава 2

Правовые основания, условия и порядок заключения брака

2.1 Условия заключения  брака. Брачный возраст

Информация о работе Брак по семейному праву