Брак по семейному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:51, реферат

Описание работы

Во все времена и эпохи существования общества и государства требовалось правовое регулирование общественной и государственной деятельности. Истоки правотворческого процесса находятся в обществе. Население в процессе своей деятельности вступает между собой в различные отношения по поводу производства, обмена и распределения материальных и нематериальных благ. Этот процесс объективно нуждается в регулировании. Без права, без возведения его в ранг обязательного как для граждан, так и для государства нас постигла бы анархия и произвол.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Основная часть
1. Понятие и виды правотворчества…………………………………
2. Принципы правотворчества………………………………………………
3. Стадии правотворческого процесса.Особенности принятия законов……..
Заключение…………………………………………………………………………..
Список используемых источников……………..

Файлы: 1 файл

правотворчество чистовик.docx

— 59.18 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………..3

 

Основная часть

1. Понятие и виды правотворчества…………………………………

2. Принципы правотворчества………………………………………………

3. Стадии правотворческого  процесса.Особенности принятия законов……..

 

Заключение…………………………………………………………………………..

 

Список используемых источников……………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Во все  времена и эпохи существования  общества и государства требовалось  правовое регулирование общественной и государственной деятельности. Истоки правотворческого процесса находятся  в обществе. Население в процессе своей деятельности вступает между  собой в различные отношения  по поводу производства, обмена и распределения  материальных и нематериальных благ. Этот процесс объективно нуждается  в регулировании. Без права, без  возведения его в ранг обязательного  как для граждан, так и для  государства нас постигла бы анархия  и произвол. Правовое регулирование  общественных процессов заключается  в достижении основной цели – обеспечении порядка и законности, развитию различных процессов в обществе в рамках правовых норм. Эта цель является характерной для любого государства в любой исторический промежуток времени.

Республика  Беларусь впервые в Конституции 1994 г. провозгласила себя правовым государством. Правовое государство – это государство, в котором существуют разделение властей, верховенство права, государство ограничено правом, нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения, гарантируются права и свободы человека и гражданина, юридическая защищенность граждан от произвола государства, на практике реально действует принцип взаимной ответственности государства и граждан. Все эти положения закреплены в Конституции Беларуси, но многие из этих положений нам на практике еще предстоит реализовать.

Согласно  части 1 ст. 2 Конституции «Человек, его  права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью  общества и государства1». Конституция Беларуси возложила на государство высшую цель – обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь (часть 1 ст. 21 Конституции)2. Государственные органы, должностные и иные лица обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть 2 ст. 59)3. В Республике Беларусь на практике начал впервые в истории ее государственности осуществляться принцип: «Не граждане для государства, а государство для граждан».

Немаловажное  значение для Республики Беларусь имеет  норма, закрепленная в части 1 ст. 8 Конституции: «Республика Беларусь признает приоритет  общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства»4. Это норма-цель, норма-принцип, которой должны руководствоваться все субъекты правотворческого процесса.

Осуществление и реализация прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции, невозможна без функционирования механизмов, которые бы регламентировали порядок  их реализации, устанавливали гарантии их защиты и ответственности за их нарушение. Этим основным механизмом должны стать законы.

Все эти  факты свидетельствуют о том, что правотворческий процесс  для Республики Беларусь имеет актуальное значение.

Приступая к изучению данной проблемы основная наша цель заключается во всестороннем и комплексном рассмотрении данного правового института, его видов, основополагающих принципов, а также особенностей различных стадий правотворческого процесса и принятия законов.

В соответствии с этой общей целью перед нами ставится ряд задач: дать понятие правотворчества, классифицировать его по различным основаниям, назвать основополагающие принципы, на базе которых осуществляется правотворческая деятельность, а затем уже переходить к рассмотрению этапов и стадий правотворческого процесса, а также особенностей принятия законов.

Вместе  с тем, касаясь степени разработанности  рассматриваемой нами проблемы, следует  признать, что не секрет, что законодательные акты носят переходный характер и содержат многочисленные недостатки: низкое качество законодательных актов с точки зрения юридической техники, наличие устаревших законодательных актов, пробелы в некоторых отраслях права, наличие дублирующих норм, коллизии отдельных положений законодательных актов, чрезмерная абстрактность законодательных актов, регулирование общественных отношений неадекватными законодательными актами.

Эти недостатки – есть результат игнорирования  научных технологий создания законов, отсутствия прогнозирования последствий  принятия конкретного законодательного акта, несоблюдения иерархии законодательных  актов и, в ряде случаев, непрофессионализма законотворческого органа.

Таким образом, возникает ряд первоочередных задач  совершенствования процесса права  в Республике Беларусь: прямая отмена законодательных актов исчерпывающих  себя, восполнение пробелов в законодательстве, устранение коллизий и дублирующих  норм в законодательных актах, использование  рекомендаций ученых при законотворчестве, систематизация, в первую очередь  – кодификация законодательных  актов, действенная реализация общепризнанных принципов правового государства и норм международного права.

Только  при решении этих задач можно  говорить об улучшении процесса права  в Республике Беларусь. Все это  предполагает необходимость совершенствования  уже созданных законодательных  актов, их развития на принципиально  новых началах. Осуществление этих задач должно строиться на научно обоснованных подходах, использовании  основополагающих общепризнанных принципов  правового государства и, в то же время, отказа от механического заимствования  законодательных норм правовых систем государств.

Особенности цели исследования предопределили выбор  методов исследования вышеуказанной  проблемы. Методологической основой  нашего исследования служат  диалектический метод познания, анализ, синтез, обобщение, формально-юридический, сравнительно-правовой методы.

  1. Понятие и виды правотворчества.

Система права Беларуси относится к романо-германской правовой семье. Это означает, что  основным источником норм права является правовой акт, принятый компетентным государственным  органом. Но правотворчеством, то есть созданием норм права, занимаются не только государственные органы, но и общественные объединения, предприятия, международные организации, трудовые коллективы, да и народ в целом  посредством участия в референдуме.

Обычно  под правотворчеством понимают сам  процесс создания правовых норм. Правовые нормы создаются для того, чтобы  урегулировать, упорядочить общественные отношения, придать им стабильность, защищенность. В тоже время право  выступает не только в качества регулятора общественных отношений, но и в качестве средства взаимодействия и общения  между гражданином, обществом и  государством.

Правотворчество – сложное социальное явление, имеющее в своей основе деятельность людей, созданных ими органов по изданию норм права, сущность которых заключается в общеобязательных велениях. Таким образом, правотворчество имеет управленческую природу. Это одна из форм общественного и государственного руководства делами общества и государства.

Для правотворчества  является характерным не только создание новых норм права, но и корректировка  уже существующих, приведение их в  соответствие с потребностями и  закономерностями общественного развития. Собственно правотворчество – это деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию нормативных актов, совершаемая компетентными органами (должностными лицами). Таким образом, в узком смысле правотворчество – это правотворческая деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) по разработке и принятию (изданию) нормативных правовых актов, введению их в действие.

Правотворчество является составной частью более  широкого понятия – правообразования. Правообразование – длительный по времени процесс формирования юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового урегулирования, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество. Оно охватывает собой более широкий круг процессов: выявление закономерностей общественного развития, подлежащих правовому регулированию, определение формы нормативного акта, определение пределов и характера правового регулирования общественных отношений, подготовка нормативного акта, его обсуждение, экспертиза и т.д. Правотворческий же процесс начинается с момента принятия компетентным органом (должностным лицом) решения о принятии (издании) нормативной нормы.

Полномочными  представителями общественных интересов  и потребностей являются государственные  органы. Именно органы государственной  власти и существуют для того, чтобы  организовывать общественную жизнь, упорядочивать  общественные отношения, поддерживать порядок и стабильность в обществе, своевременно реагировать на факторы, тормозящие развитие производительных сил. Вся экономическая, политическая, социальная и идеологическая деятельность в государстве организуется и  осуществляется через нормы права. С этой целью государственные  органы принимают правовые документы. Государство, его органы и должностные  лица являются основными субъектами правотворчества. Такая их роль предопределена их местом в политической системе  государства. Государство постепенно расширяет свое влияние на все  сферы общественной жизни, оказывая на их влияние посредством принятия нормативных документов. Но государство  в своем правотворчестве не всесильно, часть общественных отношений вообще не регулируется правом, например, дружеские, нравственные, а часть – частично, например, семейные. Эти и ряд других общественных отношений, поддерживается путем передачи из поколения в поколение обычаев, моральных норм. Нарушение государством границ, пределов правового регулирования может привести к вмешательству в деятельность гражданского общества, его огосударствлению.

В соответствии с Конституцией Беларуси в ней  устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют  в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов  законодательства (части 1 и 2 ст. 7)5. Таким образом, и само государство в Беларуси должно подчиняться праву.

Нормы права  не создаются только лишь по желанию  или хотению правотворческого органа. На принятие (изменение, дополнение, отмена) норм права влияет ряд факторов. Эти факторы могут быть как  объективными, так и субъективными. Право в целом должно закреплять в своих нормах объективные закономерности общественного развития. Экономические, политические и другие общественные отношения государство преобразует  в правовые, закрепляя их нормами  права. Таким образом, правовые нормы  являются вторичными, производными от других общественных отношений – экономических и иных. Факторы, которые оказывают влияние на процесс создания норм права, находятся вне них и предшествуют им. Учет этих факторов придает правотворческому процессу научный характер. А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский относят к факторам, оказывающим влияние на процесс формирования права, следующие условия и обстоятельства: потребность в правотворчестве вызывается социально-экономическими потребностями общества, характер осуществляемой в стране власти, степень учета интересов личности, стремление к обеспечению баланса интересов всех социальных слоев, уровень правосознания и правовой культуры общества, политическая активность населения, национальный фактор, международное положение страны, уровень компетентности разработчиков законопроектов и др.

Правотворческая деятельность может трактоваться в  широком и узком аспекте. В  узком аспекте под правотворческой  деятельностью понимается сам процесс создания правовых норм. Как любая процессуальная деятельность правотворчество представляет собой официальный порядок осуществления юридически значимых действий. Соответственно, возникает ряд взаимосвязанных прав и обязанностей, например, по поводу подготовки и принятия нормативного акта. Основанием возникновения правотворческого процесса является юридический факт, т.е. решение соответствующего правотворческого органа о подготовке проекта правового акта. Высказывания в печати депутатов и научных работников, предложения государственных и общественных организаций о совершенствовании законодательства еще не свидетельствуют о начале правотворческого процесса. Они являются лишь условиями и предпосылками для его начала.

Согласно  традиционной точке зрения – правотворчество – это деятельность государства, направленная на создание правовых норм. Часть ученых трактует правотворчество как умственную деятельность, направленную на создание законов (Р.Лукич). По определению А.С. Пиголкина правотворческий процесс представляет собой «порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер».

В широком  смысле в правотворческую деятельность включают все действия, направленные на создание правовой нормы, начиная  от замысла ее создания, подготовки, принятия, опубликования, внесения изменений  и дополнений, отмены.

Следует отметить, что в нормативных правовых актах термин «правотворческая деятельность»  не используется. В Законе «О нормативных  правовых актах Республики Беларусь»  от 10 января 2000 г. № 361-З дано разъяснение термина «нормотворческая деятельность», под которой понимается научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию (изданию), толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов6.

Научно-практическое значение понятий «нормотворчество»  и «правотворчество». В настоящее  время в учебной, научной литературе не выработано единых подходов к раскрытию  содержания этих понятий. Для того, чтобы дать определение данным понятиям, следует обратиться к нормативным  источникам. В Законе «О нормативных  правовых актах Республики Беларусь»  от 10 января 2000 г. № 361-З под нормативным правовым актом понимается документ, принятый (изданный) государственным органом (должностным лицом) или путем референдума (абзац 13 ст. 1), а под нормотворческим органом (должностным лицом) – государственный орган (должностное лицо), уполномоченный (уполномоченное) принимать (издавать) нормативные правовые акты (часть 16 ст. 1). Абзац 14 ст. 1 данного закона определяет нормотворческую деятельность как научную и организационную деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию (изданию), толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов, а абзац 17 ст. 1 закона толкует термин «нормотворческий процесс» как нормотворческую деятельность нормотворческих органов (должностных лиц) по разработке и принятию (изданию) нормативных правовых актов, введению их в действие.

Информация о работе Брак по семейному праву