Брак по семейному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:51, реферат

Описание работы

Во все времена и эпохи существования общества и государства требовалось правовое регулирование общественной и государственной деятельности. Истоки правотворческого процесса находятся в обществе. Население в процессе своей деятельности вступает между собой в различные отношения по поводу производства, обмена и распределения материальных и нематериальных благ. Этот процесс объективно нуждается в регулировании. Без права, без возведения его в ранг обязательного как для граждан, так и для государства нас постигла бы анархия и произвол.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Основная часть
1. Понятие и виды правотворчества…………………………………
2. Принципы правотворчества………………………………………………
3. Стадии правотворческого процесса.Особенности принятия законов……..
Заключение…………………………………………………………………………..
Список используемых источников……………..

Файлы: 1 файл

правотворчество чистовик.docx

— 59.18 Кб (Скачать файл)

Определение понятия в законе «нормотворчество»  отсутствует, но исходя из положений  закона следует, что понятие «нормотворчество»  является более узким понятием, чем  «правотворчество». Нормотворчеством занимаются только государственные  органы (должностные лица). Нормотворчество  включает в себя следующие действия и отношения: выявление потребности  в принятии нормативного правового  акта, научная, экспертная и организационная  подготовка нормотворческой инициативы по принятию (изданию), изменению, дополнению, толкованию, приостановлению действия, признанию утративших силу либо отмене нормативных правовых актов.

Определение понятия «правотворчество» в  законе также отсутствует. Понятие  «правотворчество» является более  широким понятием, чем «нормотворчество», так как оно охватывает процесс  создания всех видов источников права, не только нормативных правовых актов, издаваемых государственными органами (должностными лицами), но и непосредственное правотворчество народа путем всенародного волеизъявления на референдуме, правотворчество  международных организаций, правотворчество  негосударственных организаций, санкционирование государством норм и обычаев населения. Понятия «правотворчество» и  «нормотворчество» соотносятся  как общее и особенное.

Научно-практическое значение этих понятий имеет целью  их разграничение, четкое понимание  и использование их в учебной, научной и другой литературе. Эти  понятия призваны дать единственно  правильные ответы при их толковании, использовании на практике в нормотворческой  и правотворческой деятельности уполномоченных государственных органов  и других субъектов.

Что касается классификации правотворчества, то по субъекту его можно разделить на следующие виды:

– правотворчество народа путем референдума;

– правотворчество компетентных государственных органов и должностных лиц;

– правотворчество негосударственных организаций в случае делегирования им специальных полномочий.

Следует иметь в виду, что кроме классификации  правотворчества по субъектам возможна классификация и по другим основаниям. Так, по юридической силе правотворчество делится на:

– законотворчество;

 – разработку подзаконных нормативных правовых актов внешнего регулирования;

 – разработку подзаконных нормативных правовых актов внутреннего регулирования.

По содержанию нормотворческой деятельности правотворчество делится на следующие виды:

– подготовка, экспертиза и принятие нормативных правовых актов;

– изменение и дополнение нормативных правовых актов;

– отмена нормативных правовых актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принципы правотворчества.

Необходимо  отметить, что правотворчество Республики Беларусь придерживается определенных принципов, которые являются достижениями национальной и мировой юридической  науки.

Правотворческая деятельность осуществляется на базе основополагающих принципов, выражающих руководящие идеи и организационные начала, которые определяют существо и общие направления этой деятельности. В теории права выделяются следующие наиболее важные принципы правотворчества в современных цивилизованных государствах:

Демократизм. Суть этого принципа заключается в установлении и обеспечении свободного демократического порядка разработки, обсуждения и принятия нормативно-правовых актов любого уровня и в особенности законов. Речь идет, прежде всего, о создании таких законодательных процедур, которые на деле обеспечивали бы выражение в законах истинных, а не мнимых (искаженных) воли интересов народа. Законы должны приниматься легитимным высшим представительным органом, представляющим всё население страны, а не только его часть.

Юридические процедуры должны максимально обеспечивать независимость парламента от каких  бы ни было незаконных давлений, влияний, а с другой стороны, предотвращать, исключать произвол законодателей. Принцип демократизма исключает  принятие законов единолично любым  должностным лицом государства  и возможность наделения его  правом абсолютного вето на законопроекты  полностью или частично. Исключается  также возможность наделения  законодательными функциями исполнительной власти. Этот принцип предполагает широкое участие народа в обсуждении проектов наиболее важных актов с  введением порядка государственного учета (регистрации), заслуживающих  внимание предложений населения  по вынесенным на обсуждение законопроектам. На референдумы должны выноситься проекты  таких документов, содержание которых  может быть и полной мере доступным  для понимания любого участника  процедуры голосования и по которым можно сформулировать однозначный ответ. В случае наличия альтернативных предложений должна быть обеспечена равная возможность всестороннего и полного изучения и сопоставления этих материалов. Важным аспектом принципа демократизма в правотворчестве является также недопустимость придания закону обратной силы, если он ужесточает ответственность. Законодатель обязан весьма внимательно относиться к этой процедуре и в тех случаях, когда придание нормативному решению обратной силы может ухудшить правовое положение субъектов.

Процедуры обсуждения и принятия законов должны быть гласными, а тексты принятых актов в полной мере доступны для понимания населения. В первую очередь это относится к актам, затрагивающим права, свободы и обязанности граждан.

Законность. В соответствии с этим принципом нормативно-правовые акты должны приниматься строго в рамках правомочий, предоставленных правотворческому органу. Принцип законности, прежде всего, предполагает обеспечение верховенства Конституции в процессе правотворчества. Естественно, если сама Конституция как основной закон государства принята на основе и при соблюдении надлежащих демократических процедур, если Конституция воплощает в себе понятие высшей справедливости, то она представляет собой, с точки зрения естественного правопонимания, основной позитивный правовой закон Верховенство Конституции в таком случае воспринимается как верховенство права. Конституция обладает высшей юридической силой и все законы и иные нормативные акты не должны ей противоречить. В правовых демократических государствах существует специальный механизм проверки соответствия Конституции, иных актов независимыми Конституционными судами. В свою очередь текущие законы обладают высшей юридической силой по сравнению с подзаконными нормативно-правовыми актами. В частности, правительством не должны приниматься акты, конкурирующие по юридической силе с актами законодательных органов. Здесь действует положение, при котором акт нижестоящего органа правотворчества не может противоречить акту вышестоящего правотворческого органа. Важно, кроме того, чтобы каждый вновь принятый акт не вступал в противоречие с действующим, если он не вносит в него прямые изменения.

Научная обоснованность. Принцип научной обоснованности предполагает глубокую научную проработку соответствия принимаемого акта назревшим потребностям развития общества, т.е. необходимость и целесообразность урегулированности правом определенных общественных связей. В этих целях следует проводить научные исследования с привлечением квалифицированных, опытных ученых и специалистов-практиков, работающих в соответствующей сфере, социологические опросы, социально-правовые эксперименты, а при необходимости изучать имеющийся отечественный и зарубежный опыт, правоприменительную практику и т.д. Без глубокой научной экспертизы, широкого обсуждения не должен приниматься ни один правовой акт. Более того, целесообразно определить порядок комплексной научной экспертизы законопроектов, охватывающей политические, экономические, финансовые, правоприменительные, организационные, правоохранительные, терминологические, исторические и другие аспекты. Наиболее важные нормативные акты (прежде всего законы) не должны приниматься в спешке, без выработки механизма их осуществления. Этот механизм должен включать информационное материально – финансовое обеспечение введения в действие новых актов, выработку форм выявления их эффективности, порядка толкования и т.д. Важное значение имеет профессионализм законодателей, знание ими основ законодательной техники и сложившейся системы права. В условиях Беларуси важно учитывать тенденцию дифференциации права на частное и публичное.

Всесторонний учет и обеспечение  прав и свобод личности. В демократических, социальных правовых государствах учёт и обеспечение прав и свобод граждан объявляется их высшей целью. Признается приоритет общепризнанных принципов международного права в сфере прав человека и обеспечивается соответствие им внутреннего национального законодательства. В процессе создания нормативно-правовых актов это положение должно непременно учитываться. В нормативно-правовых актах не должны присутствовать нормы, в той или иной форме нарушающие права и свободы граждан, закрепленные в Конституции, других законах и предусмотренные международными обязательствами государства. В принимаемых нормативно-правовых актах не должны также присутствовать нормы, устанавливающие какие-либо преимущества или ограничения по признаку пола, расы, национальности, вероисповедания и др. Ограничение прав и свобод личности допускается как исключение и только в строго оговоренных законом случаях.

Учет интересов всех социальных групп и слоев общества. В правотворческих решениях невозможно учесть и обеспечить интересы всех общественных групп населения. Однако законодатели в государстве, провозгласившем себя социальным, должны искать максимальный баланс учета и обеспечения законных интересов членов общества, справедливое их соотношение. Государственное регулирование отношений между социальными, национальными и другими общностями должно осуществляться на основе равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Не должны приниматься нормативно-правовые акты, устанавливающие явные социально не оправданные преимущества для одних социальных групп и явные ограничения для других категорий населения. Должно быть исключено закрытое нормотворчество, устанавливающее социальные преимущества для «верхушечных» властных структур, а также решения, льющие возможность безвозмездно пользоваться ими, присваивать значительные общественные богатства. Законодательные акты в этом смысле должны быть научно обоснованными и связывать удовлетворение интересов всех слоев общества с активно-трудовой деятельностью.

Кроме того, должна быть обеспечена равная защита законных прав и интересов каждого. Консолидация общества в значительной степени зависит от разумного  отражения в законодательстве баланса  интересов всех его социальных групп и слоев7.

Сочетание общегосударственных и  региональных интересов. Этот принцип актуален прежде всего для государств с федеративным устройством.

Он заключается  в том, что правотворческие решения  федеральных властей должны учитывать  интересы регионального характера, отражать местные особенности. Но не менее важны эти положения  и для унитарных государств. Бывает, что нормативно-правовые акты, принимаемые  центральными органами, в чем-то ущемляют интересы населения определенной местности, вызывая негативное к ним отношение. В результате эффективность действия актов значительно снижается. Следовательно, те решения центральных нормотворческих  органов, которые затрагивают интересы какого-либо из регионов, должны очень  тщательно прорабатываться с  этой точки зрения и учитывать  местные интересы. Естественно, и  местные органы в своих актах  не должны игнорировать общегосударственные  интересы. Актуальность для Беларуси этого принципиального положения  связана с регулированием различных  сторон жизни населения в регионах, потерпевших от аварии на ЧАЭС. Названный  принцип важен и при определении  правового положения создаваемых  в республике свободных экономических  зон, и во многих других случаях.

В некоторых  источниках выделяют еще принцип суверенного равенства государств, который направлен на невмешательство других государств в суверенные дела других государств, уважения традиций народов.

Также выделяют еще и принцип добросовестного выполнения международных обязательств, который требует, чтобы подписанные международные договоры и иного рода международные правовые документы, подписанные и ратифицированные государствами, выполнялись на практике. В международном праве действует принцип «pacta sunt servanda». Только исключительные обстоятельства могут привести государство к отказу от исполнения договора, например, противоречие договора нормам Конституции.

В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» определены следующие  принципы нормотворчества:

  • конституционности;
  • соответствия актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих государственных органов;
  • приоритета общепризнанных принципов международного права;
  • защиты прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости;
  • научности;
  • системности и комплексности правового регулирования общественных отношений8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Стадии правотворческого процесса. Особенности принятия законов.

Правотворческий процесс, как и любой юридический  процесс, протекает в определенных формах (процедурах) и может быть разделен на стадии (этапы). Стадия (этап) правотворческого процесса – это относительно самостоятельная и завершенная часть процесса, позволяющая обособить его от других частей. Правотворческая деятельность предполагает подробную регламентацию всех стадий и правил правотворческого процесса, в результате которого издаются (принимаются) нормативные правовые акты.

Несмотря  на различные виды субъектов правотворческого процесса и их особенности, можно  выделить общие стадии (этапы).

Определение количества стадий зависит от понимания  сущности правотворческого процесса. Некоторые ученые, например, А.Ф.Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский выделяют следующие стадии правотворчества: принятие решения о подготовке проекта акта, подготовка (разработка) проекта, обсуждение и принятие нормативного акта, опубликование акта (или доведение его содержания до сведения адресатов другим способом, если он не публикуется) и введение его в действие. Такой же позиции придерживаются А.Ф. Лебедев, Н.А. Глыбовская и С.А. Трахименок. Следует отметить, что такое количество стадий правотворчества понимается ими лишь в узком смысле. В широком же смысле в правотворчестве можно выделить и дополнительные стадии: стадию прогнозирования принятия правового акта, стадию планирования – эти стадии предваряют правотворческий процесс и окончательную стадию – изучения действия нормативного правового акта на практике с целью выявления потребностей внесения в него изменений и дополнений.

Информация о работе Брак по семейному праву