Анализ проблем пенсионной реформы в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:04, реферат

Описание работы

Актуальность работы в том что для пенсионной системы 19 лет - совсем немало. Тем, кому в 1990 году было 20 лет, сейчас уже 39. С учетом российского пенсионного возраста это означает, что больше половины трудовой жизни прожито. И время, упущенное властями за этот период для построения жизнеспособной пенсионной системы, для них обернется потерями в пенсионном обеспечении. Именно поэтому каждый год промедления с пенсионной реформой означает годы сохранения низких пенсий в России.

Цель работы проанализировать ход реализации реформ и ее последствия, причины долгого - более десяти лет - откладывания начала пенсионной реформы, условия, в которых формировались предложения по реформированию пенсионной системы и как они сказались на дизайне реформы.

Содержание работы

Введение

Глава 1. История пенсионных реформ в России

.1 Пенсионная система в СССР

.2 Первый этап - 1990-1994 годы: пенсии как компенсация потерь перехода к рыночной экономике

.3 Второй этап - 1995-2001 годы: кризис в пенсионном обеспечении, актуальность реформы

.4 Третий этап - 2002-2008 годы: реализация пенсионной реформы

Глава 2 Пенсионное реформирование на современном этапе

.1 Отличительные черты новой пенсионной модели от существовавшей ранее

.2 Валоризация как метод оптимизации пенсионной реформы

2.3 Пенсионное реформирование на современном этапе

Глава 3. Анализ пенсионной реформы в России

.1 Актуарная экспертиза пенсионной системы России

.2 Анализ хода пенсионной реформы в России

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

псо.docx

— 65.83 Кб (Скачать файл)

 

Расчет прибавки пенсии в результате валоризации несложен. Для этого надо знать размер страховой части пенсии на 01.01.2002 года и стаж пенсионера.

 

Как правило, лица старше 70 лет имеют 32 и более полных лет трудового стажа до 1991 года и максимально учитываемый стаж и заработок для оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 года. Страховая часть обычной (не «северной») трудовой пенсии по старости по состоянию на 01.01.2002 года не могла превышать 1054 руб. С учетом индексаций на 01.01.2010 года она составит 3876 руб.

 

Например, человек вышел на пенсию в 1994 году и имеет 35-летний стаж. Из них 32 года он работал до 1991 года и 3 года - после. Индексация пенсионных прав составит 42%: 10% наравне со всеми, кто вышел на пенсию, и 32% - за каждый год, отработанный в советское время.

 

Расчет прибавки прост:

 

 

% х 3876 рублей = 1628 руб.

 

 

В среднем прибавка к пенсии после валоризации составит от 700 до 1700 руб. в зависимости от возраста получателей пенсии.

 

В 2010 году уже новые, «валоризированные» пенсии будут индексироваться с учетом инфляции - предположительно на 13,6 процента в течение года. Среднегодовой размер трудовой пенсии в 2010 году, по прогнозам Минздравсоцразвития, составит 7946 рублей.

 

Валоризация будет проведена не только нынешним пенсионерам. Пересчитают и увеличат пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года и всем гражданам, не достигшим пенсионного возраста. Это, конечно же, отразится в лучшую сторону на уровне их будущих пенсий. Принцип тот же, что и для нынешних пенсионеров: 10 процентов страховой части будущей пенсии на 01.01.2002 года плюс еще по 1 проценту за каждый год «советского» стажа [9].

 

Та часть пенсии, которая заработана уже после 1 января 2002 года, рассчитывается совсем по-другому. Она определяется суммой уплаченных работодателем за сотрудника взносов. Размер пенсии с учетом уплаченных пенсионных взносов работающим пенсионерам по их желанию пересчитывается ежегодно. Эта часть страховой пенсии формируется иначе, чем более ранние пенсионные права, поэтому валоризации не подлежит.

 

 

.3 Пенсионное реформирование  на современном этапе

 

 

Новая веха в пенсионной реформе связана с глобальным финансовым кризисом 2008-2009 гг. Основным вектором в развитии пенсионной системы России является переход с 01.01.2010 к страховой модели.

 

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 213-ФЗ) с 01.01.2010 изменяются принципы формирования доходов Пенсионного фонда России: вместо единого социального налога вводятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование [9].

 

Чтобы избежать в условиях кризиса увеличения финансовой нагрузки на бизнес, тарифы страховых взносов останутся в 2010 г. на уровне действующей в последние годы ставки единого социального налога. Рост тарифов страховых взносов с 20 до 26% для обеспечения финансовой устойчивости ПФР запланирован с 01.01.2011. При этом предусматривается установление с 01.01.2011 единых тарифов страховых взносов для всех работодателей.

 

Для страхователей, которые в настоящее время применяют специальные и льготные налоговые режимы (сельскохозяйственных товаропроизводителей; организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны; организаций, использующих труд инвалидов; общественных организаций инвалидов; предприятий и учреждений общественных организаций инвалидов и др.), в 2010 г. сохраняются пониженные тарифы страховых взносов с постепенным повышением в 2011-2014 гг. (табл. 1). Выпадающие доходы бюджета Пенсионного фонда России на протяжении переходного периода будут компенсироваться за счет трансфертов из федерального бюджета.

 

База для начисления страховых взносов станет не трех-, а двухступенчатой: страховые взносы будут взиматься с предельной суммы ежегодных выплат работнику до 415тыс. руб. Предельная величина базы для начисления страховых взносов, начиная с 01.01.2011, подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в стране.

 

 

Таблица 1

 

Тарифы страховых взносов, подлежащие к уплате в ПФР, действующие с 01.01.2010г.% [12]

 

Категория страхователяПериод действияДля лиц 1966 г. рождения и старшеДля лиц 1967 г. рождения и моложеСтраховая частьСтраховая частьНакопительная частьОрганизации, индивидуальные предприниматели и физические лица, производящие выплаты физическим лицам2010 г.20,014,6,0С 2011 г.26,020,06,0Сельскохозяйственные товаропроизводители и приравненные к ним категории2010 г.15,89,86,02011-2012 гг.16,010,06,02013-2014 гг.21,015,06,0Организации и индивидуальные предприниматели - резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны, производящие выплаты физическим лицам, работающим на ее территории2010 г.14,08,06,02011-2012 гг.16,010,06,02013-2014 гг.21,015,06,0Организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты инвалидами, общественные организации инвалидов, а также их организации и учреждения2010г.14,08,06,02011-2012 гг.16,010,06,02013-2014 гг.21,015,06,0Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности2010 г.14,08,06,0С 2011 г.26,020,06,0Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог2010 г.10,34,36,02011-2012 гг.16,010,06,02013-2014 гг.21,015,06,0

 

Администрирование новой системы страховых взносов передается от Федеральной налоговой службы органам Пенсионного фонда России.

 

С 01.01.2010 изменилась структура трудовой пенсии: базовая часть переводится в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет страховых взносов. Вместо базовой части трудовой пенсии Законом № 213-ФЗ вводится фиксированный базовый размер пенсии, который включается в состав страховой части трудовой пенсии.

 

Фиксированный размер страховой части трудовой пенсии соответствует размерам базовых частей трудовой пенсии на 31.12.2009 в зависимости от категории пенсионера и вида пенсии. Он устанавливается в абсолютной сумме в расчете на месяц и дифференцируется для разных видов пенсии в зависимости от возраста пенсионера, группы инвалидности, количества находящихся на его содержании иждивенцев (табл. 2). При этом фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности будет с 01.01.2010 дифференцироваться по группам инвалидности, а не по степеням ограничения способности к трудовой деятельности.

 

 

Таблица 2

 

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, руб. [12]

 

Категория получателей пенсии (возраст или группа инвалидности)Количество иждивенцев- | 1 | 2 | 3 и болееТрудовая пенсия по старостиДо 80 лет2 56234164 2705 12480 лет и старше или I группа5 1245 9786 8327 686Трудовая пенсия по инвалидностиI группа5 1245 9786 8327 686II группа2 56234164 2705 124III группа1 2812 1352 9893 843Трудовая пенсия по случаю потери кормильцаДетям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери2 562---Другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца1 281---

 

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии подлежит индексации по правилам индексации страховой части. Кроме того, с 01.01.2015 величина фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости будет увеличиваться на 6% за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин на день назначения пенсии, и уменьшаться на 3% за каждый полный год, недостающий до указанного стажа.

 

Согласно вступающим в силу с 01.01.2010 изменениям в Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» только трудовая пенсия по старости может состоять из страховой и накопительной частей, в то время как сегодня накопительную часть также включает трудовая пенсия по инвалидности.

 

Таким образом, в соответствии с новым пенсионным законодательством размеры трудовой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца будут определяться по следующим формулам:

 

 

Пс = СЧ + НЦ, (1)

 

 

где П - размер трудовой пенсии по старости; СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

 

НЧ- накопительная часть трудовой пенсии по старости.

 

Далее, СЧ определяется по формуле:

 

 

СЧ = ПК/Т + Б (2)

 

 

где ПК- сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 мес); Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. Далее, НЧ определяется по формуле:

 

 

НЧ = ПН/ Т, (3)

 

 

где ПН- сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию надень, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

 

 

Пи=ПК/(Т×К) + Б, (4)

 

 

где Пи - размер трудовой пенсии по инвалидности; ПК- сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида), учтенного по состоянию надень, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости; К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 мес. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 мес. и увеличивается на 4 мес. за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 мес;

 

Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности;

 

 

Ппк = ПК/(Т × К)/КН + Б, (5)

 

 

где Ппк - размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца (за исключением трудовой пенсии по случаю потери кормильца детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери) каждому нетрудоспособному члену семьи умершего кормильца; ПК- сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию на день его смерти;

 

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости;

 

К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 мес. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 мес. и увеличивается на 4 мес. за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 мес;

 

КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию надень, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи;

 

Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

 

Кроме того, вводится механизм повышения денежной оценки пенсионных прав застрахованных лиц, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 г., или расчетного пенсионного капитала (ПК) - валоризация.

 

Сумма валоризации С В составляет 10% от величины расчетного пенсионного капитала ПК и, сверх того, 1 % за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991.

 

Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), с 01.01.2010 будет определяться по формуле:

 

 

ПК = ПК1 + СВ + ПК2, (6)

 

 

где ПК- сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

 

ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

 

СВ - сумма валоризации;

 

ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо, начиная с 01.01.2002.

 

Далее, ПК1 определяется по формуле:

 

 

ПК1 = (РП- 450 руб.) Т,

 

 

где РП - расчетный размер трудовой пенсии (по выбору застрахованного лица); 450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством РФ на 01.01.2002;

 

Т- ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.

 

Далее, РП определяется по формуле:

 

 

РП = СК - ЗР/ЗП × СЗП,

 

 

или по формуле:

 

 

РП = ЗР - С К, (7)

 

 

где СК- стажевый коэффициент, равный 0,55 (при наличии общего трудового стажа не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно (или стажа на видах работ, который требуется для досрочного назначения трудовой пенсии по старости); повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

 

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 гг. по сведениям персонифицированного учета либо за любые 60 мес. работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

 

ЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период;

 

СЗП- среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ (1 671 руб.).

 

ЗР/ЗП - отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (не более 1,2). Для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, это отношение не более 1,4; 1,7; 1,9 для районов и местностей, где установлен районный коэффициент в размере до 1,5; от 1,5 до 1,8; от 1,8 и выше соответственно.

Информация о работе Анализ проблем пенсионной реформы в современной России